НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

Спаси и увези. Эвакуация по-раллийному

10 сентября 2015 10:00
На предпоследнем этапе Volkswagen Polo Cup, ралли «Санкт-Петербург», финишировал только один экипаж монокубка. А что же в это время делали остальные участники?

Папа, а правда, что в ралли все машины доезжают до финиша? Нет, сынок, это фантастика... Если прохватить по спецучасткам любого этапа Кубка России сразу после его завершения, то можно подумать, будто вместо обычной мирной дороги в прифронтовую полосу попал. Вот автомобиль в кустах на крыше валяется, другой с развороченной о булыжник подвеской на обочине затих, третий ещё слегка дымится, окутанный химической пеленой системы пожаротушения... Практика показывает, что в серьёзных ралли треть, а порой и больше участников выбывают досрочно из-за различных технических проблем и вылетов с трассы.

Визитная карточка ралли «Санкт-Петербург» — зрительский суперспецучасток «Шалаш». Покрытие асфальтовое, дорожка в ширину автомобиля, кругом сосны, а ехать приходится на гравийных шинах. Получается страшно интересно!

Увы, неизбежные ряды неудачников на ралли «Санкт-Петербург», 6-м этапе моносерии Volkswagen Polo Cup, пополнил экипаж «Авто Mail.Ru» в составе Юрия Урюкова и Сергея Волкова. Как и на прошлой гонке, подвела трансмиссия. Только если в Выборге нагрузок не выдержала главная пара, то на этот раз лопнул правый приводной вал. Случись неполадка ближе к сервису, может быть, доползли бы на блокировке дифференциала. Но наш седан Volkswagen Polo стал «одноногим» уже на третьем допе... Что поделать — автомобиль исправно гонялся целый сезон, но к концу года усталость агрегатов, видимо, стала давать о себе знать. Зато у меня появилась возможность рассказать о том, как проходит эвакуация по-раллийному.

Ралли «Санкт-Петербург» многие спортсмены не жалуют из-за «убойной» трассы, но, на мой взгляд, это одна из самых интересных гонок в России

Как находят?

Раллийная гонка проводится на огромной территории, дошагать до тёплых боксов за 5 минут, как в «кольце», не получится. К примеру, общая дистанция питерского этапа составляла свыше 300 км — найти аварийную машину при таком раскладе иногда не проще, чем иголку в стоге сена. Тем более, что обязательные GPS-трекеры у нас ещё не внедрили, а способ «просто позвонить» срабатывает далеко не всегда. Порой спецучасток от основных трасс и населённых пунктов так глубоко уходит в леса, что мобильная связь исчезает полностью.

А если, например, авария с пострадавшими или другое чрезвычайное происшествие? На этот случай на допах, помимо стартовых и финишных судейских створов с дежурством групп быстрого реагирования (пожарных и медиков), расставляются так называемые посты связи. Как правило, это машины организатора с мощными радиостанциями, способными при необходимости передать в штаб экстренное сообщение. Само собой, расположение таких точек заранее известно, и опытные штурманы на всякий случай всегда помечают столь важные позиции в стенограмме. Чтобы знать, куда бежать за помощью.

Вот так на обочине закончился этап для экипажа «Авто Mail.Ru». Виновник – правый приводной вал

Проработан и вариант, когда оба члена экипажа не могут выбраться из потерпевшего бедствие автомобиля. По правилам в каждой «боевой» машине должна находиться специальная табличка формата не меньше А3: на одной стороне у неё написано «OK», на другой — «SOS». Если идущий следом по трассе участник видит следы «убора» без признаков жизни или сигнал «спасите наши души», он обязан остановиться, выяснить в чём дело и, если всё плохо, оказать первую помощь, а также любыми способами дать знать экстренным службам. Например, передав информацию следующим экипажам.

Любой экипаж, выбывший из гонки без серьёзных последствий, обязан выставить или закрепить на машине знак «ОК». Иначе будут приняты незамедлительные меры к спасению людей

И уж на самый крайний случай сразу после гоночных автомобилей по трассе проходит так называемая «метла» или «закрывашка». Судьи из этой машины осматривают трассу, забирают у штурманов сошедших экипажей контрольные карты (что означает выбывание из ралли) и выясняют причину отказа от дальнейшей борьбы.

Как вытаскивают?

Нам, к счастью, ничего не помешало закрепить на своём Polo знак «OK». Плюс к тому, повезло дозвониться до команды и сообщить, где нас искать. С удивлением узнаём, что на этом самом СУ-3 «Терийоки» сошли 3 из 4 участников зачёта Volkswagen Polo Cup! Юрия Аршанского с Михаилом Соскиным подвела коробка передач, а Денис Ростилов с Алексеем Игнатовым перевернулись, не попав в хитрый поворот. В общем, практически повторилась ситуация с «проклятым местом» Выборга.

Впрочем, сейчас не до мистических рассуждений. Вопрос в другом — как бы продержаться до приезда эвакуационной группы. Напомню, ралли проводится на обычных дорогах, которые на время гонки закрываются для общего движения. Соответственно, даже тягач твоей команды не может пробраться к точке схода до окончания мероприятий. К примеру, роковой для нас СУ-3 также являлся ещё и СУ-5. То есть все гонщики должны были промчать здесь ещё раз, и только после этого гаишники сняли бы ограничения на проезд.

Для «аварийного» экипажа это значит только одно — полдня (если не больше) провести на свежем воздухе, попутно оберегая гоночное имущество от любителей сувениров. Вот почему спортсмены со стажем берут с собой в гонку запас воды, тёплые куртки, резиновые сапоги и прочую снедь по погоде. Ведь зритель в любой момент может уйти с трассы, а ты вынужден лишь ждать, ждать и ещё раз ждать...

Наконец, помощь прибывает. Начинается следующий процесс — повреждённый автомобиль надо как-то транспортировать до сервиса. Хорошо, если все колёса на месте и поломка пустяковая. В таком случае достаточно взять машину на буксир. А если она улетела с моста вниз и превратилась в жёванную консервную банку? Или в раскисшее поле на много метров от дороги? Понятно, что автокраны гоночные команды в хозяйстве не держат. Но при этом стараются использовать для эвакуации крепкие, проходимые и вместительные модели, которые могут как прицеп с лебёдкой за собой тянуть, так и минимальный запас оборудования на борт взять.

Вытащить поломанный автомобиль иногда помогают зрители, временами — судейские машины, а порой без прицепа с лебёдкой не обойтись

К примеру, в компании «Академии Ралли», организующей Volkswagen Polo Cup, для этих целей используются полноприводные пикапы Volkswagen Amarok с двойной кабиной и кунгом. Механик достаёт из кузова мощный гидравлический домкрат, инструменты и прямо на грунтовке за 10 минут снимает разбитый привод.

Volkswagen Amarok отлично показал себя в роли мобильной «техничики»: разбитые дороги ему не страшны, а в кузове хватает места и механикам, и оборудованию

Вот и всё — долгий путь «на галстуке» до сервисной зоны, и наш седан попадает в руки раллийных эскулапов. Надеемся, к финалу сезона в Пскове Volkswagen Polo поправит своё здоровье. Ведь битва за лидерство предстоит жаркая: никто не ожидал, что впервые в истории моносерии до финиша доберётся лишь один экипаж — Андрея Вавилина и Дениса Пиманова. И теперь в зачёте Volkswagen Polo Cup первое место отделяет от четвёртого всего 13 очков...

Положение в Volkswagen Polo Cup после 6 этапов:

  1. Денис Ростилов — 76 очков
  2. Юрий Аршанский — 68 очков
  3. Андрей Вавилин — 67 очков
  4. Юрий Урюков, «Авто Mail.Ru» — 63 очка

Фото автора, Александра Шаповалова и «Академии Ралли»