3-й этап Volkswagen Polo Cup. Путь к подиуму, или Дневник раллиста

Пришёл, увидел, победил? В ралли так не получится. Здесь каждая гонка — не мгновение, а маленькая жизнь

Ты где так долго пропадаешь? Чем вы вообще там занимаетесь? Погонялся — и домой, делов-то на денёк! Такие высказывания мне приходится слышать даже от тех людей, чьи понятия об автоспорте не ограничиваются прокатным картингом. Получается, у нас вообще мало кто имеет представление, что происходит за фасадом ралли. А ведь гонка — это, по сути, выставочный подиум, где гонщики сверкают во всей красе перед прессой, зрителями и, чего уж греха таить, тешат своё самолюбие. Без тех многочисленных процессов, которые отнимают уйму времени, но обычно не выставляются напоказ, попытка «зажечь» в переносном смысле легко может превратиться в натуральный пожар с искорёженным железом и, в самом печальном варианте, жизнями.

content image for: 56060

Поэтому давайте вместе тихонько отодвинем занавес и заглянем за кулисы. Тем более, подходящий случай подвернулся: 3-й этап моносерии Volkswagen Polo Cup прошёл в рамках культового ралли «Белые ночи» — этапа Чемпионата России. Сложнейшая двухдневная гонка протяжённостью 550 км, из которых почти 140 «боевых», стала для экипажа «Авто Mail. Ru» весьма успешной — мы выдержали все испытания, заняв второе место в зачёте монокубка.

content image for: 56060

Конечно, у каждого гонщика могут быть свои нюансы: кто-то добирается на соревнования самолётом, кто-то отказывается от предварительных тестов... Но наш дневник (или даже скорее путевые заметки) позволит прочувствовать выезд на ралли практически «от и до». Все совпадения не случайны, имена не вымышлены.

23 июня, вторник

Полшестого утра будит звонок штурмана. «Готов? Встречаемся через полчаса». Глоток кофе как манна небесная. Паспорт, права, медстраховка, экипировка... Вроде ничего не забыл. В полусне выбегаю из подъезда.

Выехали за МКАД. До города Сортавала порядка 1000 км. По магистрали проскочили бы часов за 10-11. В реальности потратим почти в два раза больше. Мчать-то особо негде — разве только на участках новой трассы М-11 от столицы до Солнечногорска, да в объезд Вышнего Волочка. В остальных местах либо покрытие разбито, либо череда населённых пунктов, в которых гаишных камер теперь больше, чем живых людей.

Голод одолел. А на главной трассе России как назло не наберётся и пяти нормальных трактиров. Альтернатива закусочным для дальнобойщиков — хот-доги и гамбургеры на заправках. Кстати, на отрезках М-11 до сих пор нет ни единой АЗС — рассчитывайте топливо заранее.

Белые ночи — отлично. В полночь едешь почти как днём. Но к гостинице добираешься всё равно полумёртвый. Спать...

24 июня, среда

Как же хочется швырнуть трезвонящий мобильник в стену! Снова ранний подъём. Тренировочные заезды начинаются в 11, но прежде надо решить кучу логистических вопросов. Где разгрузился автовоз? Куда пропал его водитель? Как доставить тестовую машину на старт? Плюс ехать до спецучастка порядочно — около 50 км.

content image for: 56060

Тестовый доп «Терву» оказался интересным. Всего на 3-4 км уместились почти все прелести карельских дорог: и закрытые связки, и камни на траектории, и трамплины, и ходовые отрезки. Красота!

Но любоваться некогда. Тесты — это не покатушки и лёгкая разминка перед гонкой, а серьёзная работа. Правда в простеньком гоночном Renault Logan настраивать особо нечего, да и смысла нет — наш «боевой» седан Volkswagen Polo всё равно едет по-другому. Поэтому оттачиваем стенограмму и пробуем разные приёмы. Вот в той шпильке «ручник» нужен или нет? А в ту длинную «четвёрку» на третьей передаче можно засадить или на второй ускорение получше будет?

Под конец дня пробили колесо. Видимо, знак к тому, что пора сворачиваться. Ставим запаску, делаем ещё пару проездов по спецучастку для закрепления пройденного и снова логистика: погрузка, разгрузка, документы...

content image for: 56060

На обратном пути заглядываем в Лахденпохью. Здесь уже начал работу штаб ралли. Сообщаем — экипаж No 63 прибыл на гонку. Проходим административную проверку: судьи изучают гоночные лицензии, документы на машину и прочее. Заведует этим хозяйством штурман, так что я не переживаю — у Лены Кузнецовой такие вещи всегда в ажуре.

Получаем регламент соревнования, дорожную книгу с маршрутом гонки, комплект официальных наклеек и контрольную карту — главный документ, в котором фиксируется каждое прибытие экипажа на пункт контроля времени. Ведь ралли — это не только скоростные спецучастки, но и регулярность движения.

content image for: 56060

25 июня, четверг

8 утра. Начинается самый важный день. День ознакомления с трассой ралли. Как запишешь стенограмму, так и поедешь гонку — на «Белых ночах» это определяющий момент. Жизненно важный, я бы даже сказал.

На гражданской машине нам надо преодолеть всю дистанцию ралли два раза. Соблюдая ПДД и строгие временные нормативы. Поспешишь — штраф получишь и коряво «стенку» запишешь. Не успеешь хотя бы один доп посмотреть — до старта не допустят. А ещё ведь надо не заблудиться и ехать точно по дорожной книге...

Мда... Похоже, об отдыхе и нормальной еде до вечера можно забыть. График такой, что можем позволить себе только минутку воздухом подышать на обочине. Первые полдня у меня язык заплетается от диктовки позиций стенограммы, потом Лена жадно воду пьёт — на втором проезде допов ей приходится работать как в гонке.

Успели до 20.00! Теперь снова надо явиться в штаб. Сдать контрольную карту с подписями судей. Отчитываемся — экипаж ознакомление с трассой ралли закончил.

Тем временем до Карелии добрался караван нашей команды — «Академии Ралли». Механики сгружают гоночные машины, и нам надо сложить в них экипировку. Зачем? Дождитесь завтра.

content image for: 56060

26 июня, пятница

Официально — первый гоночный день. Но подготовительные мытарства экипажа на этом не заканчиваются. Нам ещё предстоит визит к доктору — на обязательный медосмотр. У одних просто давление померяют, у других — температуру, а третьим придётся и в трубочку подышать.

content image for: 56060

Наш Volkswagen Polo тоже у «эскулапов». Только технического здоровья. Комиссары проверяют соответствие гоночного автомобиля различным правилам и нормативам. Изучают и нашу экипировку: шлемы, комбинезоны, даже несгораемое бельё, включая носки. Да-да, это тоже сертифицированные элементы безопасности.

Третий член экипажа — автомобиль — окончательно соединяется с нами только накануне старта, в сервисной зоне. Участок «Академии Ралли», как обычно, стал самым ярким: красочные шатры, десяток «боевых» Volkswagen Polo, выстроенных в ряд, машины техпомощи с кучей специального оборудования.

content image for: 56060

Зрители с интересом наблюдают за процессом подготовки к старту. Колёса протянуть, давление в шинах проверить, батарейку в переговорном устройстве заменить... За этой мелкой суетой не замечаешь, как приходит твоя минута старта.

Порыкивая, Volkswagen Polo взбирается на стартовый подиум. Зрители аплодируют, судья вручает штурману свежую контрольную карту, и мы уходим на дистанцию. Гонка началась!

Первый спецучасток — легендарная «Лумиваара». Прыгаем на знаменитом трамплине у автобусной остановки, а в следующем повороте замечаем растерзанную красную машину отважной Насти Мироновой — её сдёрнуло с траектории и ударило о бетонный блок в кювете. Переворот. Экипаж спас каркас безопасности.

content image for: 56060

Три допа идут каруселью друг за другом. Не успел опомниться, вот и первая секция завершилась. Машина в порядке, а что с соперниками? Дебютант моносерии Volkswagen Polo Cup Александр Семиткин со штурманом Даном Щемелем сошли из-за поломки привода. Остальные 7 автомобилей в строю. Мы — четвёртые, с отставанием от казахской пары Ярослав Листопадний / Дмитрий Курочкин меньше 2 с.

content image for: 56060

На второй секции пытаемся включиться в борьбу за бронзу. Но СУ-5 «Вялимяки» запускают в дорожном режиме — работает «скорая». Оказалось, на трассе обнаружили тело девушки. Полиция осмотрела все машины на предмет повреждений, изучила видеозаписи и пришла к выводу, что произошёл несчастный случай. Похоже, в голову болельщице угодил вылетевший из-под колёс камень.

21.30. Финиш первого дня. Караван Volkswagen Polo Cup потерял ещё одну машину — на хэтчбеке Андрея Вавилина / Дениса Пиманова вышел из строя мотор. Обидно за ребят, но для нас это ровным счётом ничего не изменило. Мы по-прежнему четвёртые, догнать казахов не удалось, наоборот, отставание чуть выросло — до 8 с. Но ничего — завтра нас ждут два прохода по трём самым сложным спецучасткам. Вот там и посмотрим кто кого!

27 июня, суббота

Утром удалось промчать от силы полдопа. Примерно на середине СУ-7 перед нашей машиной на дорогу выбегает судья, неистово размахивая жёлтым флагом. Ралли — не «Формула — 1», жёлтый цвет в нашей ситуации — это вовсе не предупреждение об опасности, а экстренный перевод спецучастка в дорожный режим. Поводом к нему послужил эффектный кульбит наших друзей-соперников — Романа Катунина и Александра Дегаева. Их машина легла на крышу прямо на траектории.

content image for: 56060

Да что ж такое! Чуть дальше видим на обочине Volkswagen Polo казахского экипажа — сломалось сцепление. И вообще этот доп «Заозёрный» стал роковым для участников моносерии. Ещё до объявления дорожного режима лидеры зачёта Денис Ростилов / Алексей Игнатов умудрились пробить колесо и вынуждены были менять его прямо на допе. Итог — потеря около 4 минут и откат на последнее место...

«Белые ночи» вполне подтвердили реноме одной из самых сложных гонок в России. Следующие два спецучастка третьей секции мы тоже проехали в спокойном темпе. Медикам пришлось эвакуировать разбившийся после трамплина экипаж, а пожарным — тушить один из судейских «нулевых» автомобилей, который перевернулся на трассе и сгорел дотла.

content image for: 56060

Таким образом, за три допа до финиша мы неожиданно вышли в лидеры Volkswagen Polo Cup. Осталось эту позицию удержать, ведь сзади накатывал экипаж фаворитов — Юрий Аршанский с Михаилом Соскиным. В первый день они потеряли время из-за неполадок в трансмиссии и теперь навёрстывали упущенное.

Юрий с Михаилом были объективно быстрее, но на нашей стороне оставалось преимущество по времени. Сложно сказать, хватило бы его, но на СУ-10 наш седан стало болтать по дороге — пробили заднее колесо. До финиша дотянули, успели поменять за три минуты, но остались без запаски перед самыми каменистыми допами.

content image for: 56060

Учитывая риск вообще всё потерять, слегка сбавляю темп и стараюсь ехать предельно аккуратно, объезжая опасные булыжники. С этим получилось, а вот с остальным не очень. В конце финального спецучастка «Ляскеля» мы неожиданно для себя так сиганули с трамплина, что на приземлении у Лены из рук вылетела стенограмма, а Polo Sedan смачно приложился о дорогу носом.

content image for: 56060

Автомобиль стал как-то странно управляться, а кабина наполнилась явно посторонним дребезгом. После финиша допа выбегаем смотреть повреждения. Бедный Polo... Мы потеряли передний бампер, загнули защиту и она пробила выпускную трубу. На правой стороне вырвана стойка стабилизатора поперечной устойчивости. Неприятно, но, к счастью, ничего критичного.

Успеваем заскочить на 15-минутный сервис. Механики прикручивают какой-то побитый бампер, и в таком изрядно потрёпанном виде мы въезжаем в финишную арку на площади города Сортавала. Ура! Второе место наше!

content image for: 56060

28 июня, воскресенье

Обратный путь домой. С дороги ничего не помню. И ещё не верю, что мы призёры — второй раз после прошлогоднего финала Volkswagen Polo Cup. Просто хочу сказать спасибо всем — штурману, семье, болельщикам, команде... Ралли — это счастье!

Фото «Академии Ралли» и Дмитрия Отросткова

Юрий Урюков