Папа, а правда, что в ралли все машины доезжают до финиша? Нет, сынок, это фантастика... Если прохватить по спецучасткам любого этапа Кубка России сразу после его завершения, то можно подумать, будто вместо обычной мирной дороги в прифронтовую полосу попал. Вот автомобиль в кустах на крыше валяется, другой с развороченной о булыжник подвеской на обочине затих, третий ещё слегка дымится, окутанный химической пеленой системы пожаротушения... Практика показывает, что в серьёзных ралли треть, а порой и больше участников выбывают досрочно из-за различных технических проблем и вылетов с трассы.
Увы, неизбежные ряды неудачников на ралли «Санкт-Петербург», 6-м этапе моносерии Volkswagen Polo Cup, пополнил экипаж «Авто Mail.Ru» в составе Юрия Урюкова и Сергея Волкова. Как и на прошлой гонке, подвела трансмиссия. Только если в Выборге нагрузок не выдержала главная пара, то на этот раз лопнул правый приводной вал. Случись неполадка ближе к сервису, может быть, доползли бы на блокировке дифференциала. Но наш седан Volkswagen Polo стал «одноногим» уже на третьем допе... Что поделать — автомобиль исправно гонялся целый сезон, но к концу года усталость агрегатов, видимо, стала давать о себе знать. Зато у меня появилась возможность рассказать о том, как проходит эвакуация по-раллийному.
Как находят?
Раллийная гонка проводится на огромной территории, дошагать до тёплых боксов за 5 минут, как в «кольце», не получится. К примеру, общая дистанция питерского этапа составляла свыше 300 км — найти аварийную машину при таком раскладе иногда не проще, чем иголку в стоге сена. Тем более, что обязательные GPS-трекеры у нас ещё не внедрили, а способ «просто позвонить» срабатывает далеко не всегда. Порой спецучасток от основных трасс и населённых пунктов так глубоко уходит в леса, что мобильная связь исчезает полностью.
А если, например, авария с пострадавшими или другое чрезвычайное происшествие? На этот случай на допах, помимо стартовых и финишных судейских створов с дежурством групп быстрого реагирования (пожарных и медиков), расставляются так называемые посты связи. Как правило, это машины организатора с мощными радиостанциями, способными при необходимости передать в штаб экстренное сообщение. Само собой, расположение таких точек заранее известно, и опытные штурманы на всякий случай всегда помечают столь важные позиции в стенограмме. Чтобы знать, куда бежать за помощью.
Проработан и вариант, когда оба члена экипажа не могут выбраться из потерпевшего бедствие автомобиля. По правилам в каждой «боевой» машине должна находиться специальная табличка формата не меньше А3: на одной стороне у неё написано «OK», на другой — «SOS». Если идущий следом по трассе участник видит следы «убора» без признаков жизни или сигнал «спасите наши души», он обязан остановиться, выяснить в чём дело и, если всё плохо, оказать первую помощь, а также любыми способами дать знать экстренным службам. Например, передав информацию следующим экипажам.
И уж на самый крайний случай сразу после гоночных автомобилей по трассе проходит так называемая «метла» или «закрывашка». Судьи из этой машины осматривают трассу, забирают у штурманов сошедших экипажей контрольные карты (что означает выбывание из ралли) и выясняют причину отказа от дальнейшей борьбы.
Как вытаскивают?
Нам, к счастью, ничего не помешало закрепить на своём Polo знак «OK». Плюс к тому, повезло дозвониться до команды и сообщить, где нас искать. С удивлением узнаём, что на этом самом СУ-3 «Терийоки» сошли 3 из 4 участников зачёта Volkswagen Polo Cup! Юрия Аршанского с Михаилом Соскиным подвела коробка передач, а Денис Ростилов с Алексеем Игнатовым перевернулись, не попав в хитрый поворот. В общем, практически повторилась ситуация с «проклятым местом» Выборга.
Впрочем, сейчас не до мистических рассуждений. Вопрос в другом — как бы продержаться до приезда эвакуационной группы. Напомню, ралли проводится на обычных дорогах, которые на время гонки закрываются для общего движения. Соответственно, даже тягач твоей команды не может пробраться к точке схода до окончания мероприятий. К примеру, роковой для нас СУ-3 также являлся ещё и СУ-5. То есть все гонщики должны были промчать здесь ещё раз, и только после этого гаишники сняли бы ограничения на проезд.
Для «аварийного» экипажа это значит только одно — полдня (если не больше) провести на свежем воздухе, попутно оберегая гоночное имущество от любителей сувениров. Вот почему спортсмены со стажем берут с собой в гонку запас воды, тёплые куртки, резиновые сапоги и прочую снедь по погоде. Ведь зритель в любой момент может уйти с трассы, а ты вынужден лишь ждать, ждать и ещё раз ждать...
Наконец, помощь прибывает. Начинается следующий процесс — повреждённый автомобиль надо как-то транспортировать до сервиса. Хорошо, если все колёса на месте и поломка пустяковая. В таком случае достаточно взять машину на буксир. А если она улетела с моста вниз и превратилась в жёванную консервную банку? Или в раскисшее поле на много метров от дороги? Понятно, что автокраны гоночные команды в хозяйстве не держат. Но при этом стараются использовать для эвакуации крепкие, проходимые и вместительные модели, которые могут как прицеп с лебёдкой за собой тянуть, так и минимальный запас оборудования на борт взять.
К примеру, в компании «Академии Ралли», организующей Volkswagen Polo Cup, для этих целей используются полноприводные пикапы Volkswagen Amarok с двойной кабиной и кунгом. Механик достаёт из кузова мощный гидравлический домкрат, инструменты и прямо на грунтовке за 10 минут снимает разбитый привод.
Вот и всё — долгий путь «на галстуке» до сервисной зоны, и наш седан попадает в руки раллийных эскулапов. Надеемся, к финалу сезона в Пскове Volkswagen Polo поправит своё здоровье. Ведь битва за лидерство предстоит жаркая: никто не ожидал, что впервые в истории моносерии до финиша доберётся лишь один экипаж — Андрея Вавилина и Дениса Пиманова. И теперь в зачёте Volkswagen Polo Cup первое место отделяет от четвёртого всего 13 очков...
Положение в Volkswagen Polo Cup после 6 этапов:
- Денис Ростилов — 76 очков
- Юрий Аршанский — 68 очков
- Андрей Вавилин — 67 очков
- Юрий Урюков, «Авто Mail.Ru» — 63 очка
Фото автора, Александра Шаповалова и «Академии Ралли»