Водитель «Газона» — это мозолистые руки, которые знают, как пользоваться гаечным ключом, выпачканные маслом и соляркой. Но водитель «Газона-Next», похоже, может, наконец, вымыть руки...
Формат «Газона-Next» придумал отнюдь не Бу Андерссон, прежний президент «Группы ГАЗ», а нынешний глава предприятия Вадим Сорокин. Но когда «дядюшка Бу» перешёл на АвтоВАЗ, многие засомневались: выйдет ли новинка? Вышла. Работоспособная команда не только продолжает начинания «Бориса Ивановича», но и работает над новыми проектами
В СССР самыми массовыми грузовиками были «трёхтонник» ГАЗ-53 и «пятитонник» ЗИЛ-130. Но когда плановая экономика сменилась рыночной, выяснилось, что среднетоннажники никому не нужны! В новых условиях возить предстояло маленькие партии грузов, так что «газоны» и «зилки» оказались слишком большими и прожорливыми. Пришло время лёгких компактных грузовичков грузоподъёмностью около полутора тонн, которые на просторах бывшего Советского Союза стали называть «газелями». Независимо от марки и модели.
Со временем объёмы перевозок стали расти, и понадобились автомобили покрупнее. Но отечественный автопром смог предложить только устаревшую технику родом из восьмидесятых. Так немалую часть рынка отхватили бескапотные «японцы» и «корейцы». Наши пытались спасти ситуацию... ЗИЛ выпустил своего «Бычка», правда, настолько сырого и неудачного, что новинка довела завод до краха. В свою очередь, ГАЗ, водрузив на серьёзно обновлённое шасси «квадратного» ГАЗ-3307 газелевскую кабину, создал модель под названием «Валдай».
За гарантию теперь не стыдно: 3 года или 150 тысяч км против одного года или 30 тысяч км для обычного «газона»! Обслуживать «Газон-Next» нужно через 20 тысяч км, а старый ГАЗ-3309 — каждые 5 тысяч... Для сравнения, гарантия на Mitsubishi Canter закончится через 100 тысяч км, а ТО необходимо проходить каждые 15 тысяч км
По такому же принципу сладили и следующее поколение «средней тонны»: снова перетряхнули знакомое шасси, а кабину опять взяли от «Газели», но нового поколения. С одним важным отличием — газовцы решили отказаться от полукапотной компоновки, дескать, отечественная публика любит капотные грузовики, их обслуживать проще. Плюс появление «капотника» позволяло разом создать замену сразу двум моделям: и «Валдаю», и «Газону». Так появилось семейство «Газон-Next».
Об устройстве «Газона-Next» «Авто Mail.Ru» коротко рассказывал, но сейчас стали известны все детали проекта. Рама, знакомая по ГАЗ-3307, получила усиленные лонжероны и задние кронштейны, благодаря чему появился существенный запас по прочности. Плюс рамы теперь подвергают катафорезному грунтованию, так что коррозия им не страшна. Не боится ржавчины и кабина от Газели-Next, которая штампуется из оцинковки (крылья и вовсе сделаны из пластика), также проходит «катафорез» и окрашивается вместе... с кузовами для Mercedes-Benz Sprinter. Последний, напомним, также собирают на ГАЗе.
Хочется верить, что безупречное качество сборки (минимальные и равномерные зазоры, ровные переходы между деталями) — отнюдь не примета грузовиков, подготовленных для журналистского теста. Но есть одно «но»: эмблема на передке закреплена хлипковато и легко может стать добычей любителей «автомобильной геральдики»
На новый «Газон» планировали ставить 3,8-литровый двигатель Cummins, но затем выбрали новый мотор ЯМЗ-534. Этот 4,4-литровый агрегат российским инженерам помогли создать австрийцы из всемирно известной компании AVL. Приятно, конечно, видеть табличку «Made in Russia», но российских комплектующих — по пальцам пересчитать! Клапаны — Mahle, цилиндро-поршневую группу поставляет Federal Mogul, топливная система common rail — от Bosch, шестерни и насос гидроусилителя — ZF... Даже фильтры импортные.
Из остальных узлов и агрегатов российская, пожалуй, только коробка передач. Она осталась газовской, но усилена и получила импортные подшипники и синхронизаторы (последние поставляют швейцарцы из Oerlikon, которая также делает детали трансмиссии для Ferrari и Maserati). Сцепление — ZF, его гидропривод — Luk, рулевой механизм (отныне интегральный) — тоже ZF, необслуживаемые карданы — Dana Spicer, тормоза — Wabco, амортизаторы — Tenneco. Хоть подвеска российская: усиленная, но более мягкая благодаря передним рессорам длиной аж 1600 мм.
Увы, в новом «Газоне» очень много иностранных комплектующих: наши заводы не готовы выпускать компоненты мирового уровня... В России производятся КПП, приборная панель, сиденья, мосты, подвеска передняя и задняя, балка моста, двигатель, зеркала, и радиаторы (последние выпускает российско-японское СП)
Не слишком ли много импортных деталей? Но газовцы уверены, что применение иностранных комплектующих помогло создать необходимый запас по характеристикам — в планах завода не только выпуск версий полной массой 8,7 тонны, но и создание 12-тонного грузовика, который заменит ЗИЛы. И даже 20-тонного автопоезда! ПАЗ, в свою очередь, построит на шасси «Газона-Next» несколько автобусов разной длины. А пока готовы только 8,7-тонные машины грузоподъёмностью 5 тонн, но зато коротко- и длиннобазные, с одинарной и двойной кабинами.
Но начать тест мы решили... со старого ГАЗ-3307. Внутри широко, просторно. И донельзя убого. Голый металл кузова кое-как прикрыт обивками. Отоплением в салоне управляет пара страшных ползунков, а «блок микроклимата» просто закреплен четырьмя саморезами. Баранка — слишком большая, тонкая и неудобная. На дороге ветеран ведёт себя тоже не слишком достойно: чтобы управлять этой машиной, нужно обладать немалой силой и определённой сноровкой. Come back in USSR.
<ul>
<li>Кабина от «Газели-Next», которую «Авто Mail.Ru» <a href="//auto.mail.ru/article/41206-gazel-next_made_in_rossiya/" target="_blank">тестировал</a> полтора года назад, большая и просторная. У двухрядной версии задний диван, рассчитанный на четырёх седоков, можно разложить, организовав таким образом очень удобное спальное место: те, кому предстоит использовать машину для «дальнего боя», будут довольны!</li>
<li>Та самая «кривая кочерга» коробки передач — решение временное: в скором времени его заменит удобный джойстик на передней панели. Но сперва джойстиком оснастят цельнометаллический фургон «Газель-Next», а затем такое решение будет применено на всех машинах семейства Next, включая «Газон»</li>
</ul>
Логично было предположить, что новая генерация Газона окажется лучше предшественника. Но насколько? Отвечаем: на голову, на порядок, кардинально! Вот пример. Чтобы показать, насколько маневренна машина, газовцы устроили конкурс, кто точнее припаркует длиннобазную версию, двигаясь задним ходом. Итог: в тройке призёров оказались двое водителей, которые никогда (!) не сидели за рулём грузовика. Потому что управляется даже самая крупная модификация, как какая-нибудь легковушка. С поправкой на габариты, разумеется.
Конечно, водителя категории «В» немного испугает тяжёлый на малых скоростях руль, но все остальные усилия — абсолютно легковые. Педали лёгкие, информативные, передачи переключаются мягко и чётко. Жаль, что внедрение джойстика вышло за рамки отведённого бюджета: «кривая кочерга» рычага КПП — решение откровенно устаревшее. Но этот рычаг — пожалуй, единственный момент, который выдаёт, что «Газон-Next» построен на шасси старого ГАЗ-3307.
<ul>
<li>С обзорностью, несмотря на капотную компоновку, у «Газона» всё хорошо: сидишь высоко, глядишь далеко, передний габарит чувствуется прекрасно, а мёртвые зоны невелики. Кстати, «чувству правого борта» способствует зеркало, подвешенное на пассажирской двери (на фото справа вверху)</li>
<li>В новой кабине — множество полочек и отсеков, включая огромные «подбутыльники», куда помещаются даже полуторалитровые бутылки. Увы, но удобную нишу под левым дефлектором на центральной консоли заняли кнопки управления круиз-контролем, хотя туда было очень удобно класть мобильный телефон</li>
<li>Подрессоренное водительское кресло, которое «глотает» любые неровности, дошедшие до кабины, — вещь невероятно приятная. А учитывая больные спины большинства водителей — весьма полезная. Кстати, непонятная «крутилка» на нижней фотографии — тот самый регулятор, при помощи которого задаётся масса водителя</li>
</ul>
Резвый разгон, цепкие тормоза, приятная управляемость и выверенная эргономика... Даже странно говорить такие слова об отечественном автомобиле, тем более — грузовом. И поверьте, основные конкуренты — Isuzu NPR 75, Hyundai HD 75 и Mitsubishi Canter — машины более простые и архаичные. Недостатки? Педали тормоза и акселератора скомпонованы слишком плотно, а классное подрессоренное кресло марки TIS оказалось нежным: если не отрегулировать его под массу водителя, оно может сломаться.
Далее — стоять на узком бампере, чтобы проверить уровень жидкостей, неудобно (благо есть резиновые накладки, чтобы не соскользнуть). Металлическая противоподкатная поперечина под этим самым бампером выглядит не слишком элегантно, а после нескольких парковок «по звуку» наверняка зацветёт ржавыми пятнами — не помешали бы защитные накладки из резины или мягкого пластика. К несуществующей пока версии City (пока газовцы выставили только универсальную модель на 20-дюймовых колёсах) тоже есть претензии: городская машина получит колёса посадочным диаметром 19,5 дюйма, но 17,5-дюймовые стоили бы на треть дешевле.
Противоскользящие накладки (на фото справа внизу) — это хорошо, но бампер узковат, а большим мужицким сапогом можно легко высадить пластик фары. Впрочем, поначалу газовцы вообще хотели ставить пластиковые бамперы, но мнение читателей «Авто Mail.Ru» стало решающим. Об этом — материал «<a href="//auto.mail.ru/article/36087-gaz_ermak_za_kommentarii_otvetish/" target="_blank">ГАЗ «Ермак»: за комментарии ответишь!</a>»
Но это мелочи, которые потребитель наверняка простит из-за цены. Последняя, несмотря на обилие импортных комплектующих, продолжит оставаться заманчивой. Уже сейчас новый «Газон» можно купить за 1 085 000 рублей (в Беларуси — 327 550 000 белорусских рублей), то есть всего на 170 тысяч дороже древнего ГАЗ-3309 и, как минимум, на 500 тысяч дешевле «японцев» и «корейцев». Лишь бы перевозчики смогли найти деньги на покупку новых «Газонов» — отечественные грузовые компании нынче переживают не самые лёгкие времена...
За хлебушком — с ветерком
Серийную версию полноприводного «Газона-Next» только готовят, а его спортивная модификация уже покоряет ралли-рейдовые трассы. В основе серийной машины будет лежать шасси легендарной «шишиги», а поскольку ГАЗ-66 создавался для тяжёлого бездорожья, авторам ралли-рейдовой модификации было достаточно внести лишь несколько штрихов: «Отличия? В кузове хлеба нет! Только запаска», — шутит пилот «бешеной хлебовозки» Михаил Шкляев. Это прозвище зелёный «Садко-Next» получил по наследству от прежней генерации гоночного Садко: тот действительно напоминал настоящую хлебовозку.
В Чемпионате России по ралли-рейдам двум «Газонам» ловить нечего — в грузовом зачёте всегда побеждают дакаровские «КАМАЗы». Интриги могло бы добавить появление класса «лёгких» грузовиков, где хотят выступать не только газовцы, но и владельцы «Унимогов» и прочих компактных грузовых внедорожников
Двигатель спортивной машины форсирован до 300 л.с. и, конечно, не отвечает никаким экотребованиям: коптит дизель знатно! Коробка передач взята от «Урала» (это 9-ступенчатый агрегат марки ZF). Сцепление — большего диаметра, чтобы выдерживать увеличившийся вдвое крутящий момент, а вот карданы и рулевое — стандартные. Из остальных отличий — только сдвоенные амортизаторы Ohlins да покрышки Michelin XZL, которыми пользуется вся ралли-рейдовая элита планеты.
В роли пилота «гоночного такси», на котором по бездорожью катали журналистов, выступил Михаил Шкляев. В 2012 году этот пилот выиграл «Шёлковый путь»! Правда, в категории «лёгких грузовиков», а «боевой» машиной тогда выступал старый «Газон». Подробности — в материале «<a href="//auto.mail.ru/article/42922-shelkovyi_put_protiv_dakara_kto_kruche/" target="_blank">Шёлковый путь против Дакара: кто круче?</a>»
Да, 300-сильный «Газон» ничего не может противопоставить 1000-сильным грузовикам команды «КАМАЗ-мастер» — на гоночной трассе, КАМАЗ, конечно, без труда объедет «хлебовозку» и за счёт большей мощности, и за счёт всепрощающей подвески. Но само появление заводской гоночной команды, которая пока разминается на отечественных соревнованиях, но планирует выезды за рубеж, — факт весьма примечательный. Тем более, что едет «гоночная хлебовозка» очень хорошо: «До финиша Дакара доехали бы. Помедленнее многих, но доехали», — искренне верит команда.
Техника
В линейку «Газона-Next» сперва войдут универсальная и городская версии, а также полноприводный «Садко-Next». Машина для города появится через пару месяцев, а «Садко» — весной 2015 года. Дальше настанет очередь автобусов (как капотных, так и бескапотных), «тяжёлой» машины полной массой 12 тонн и седельного тягача
<ul>
<li>Под общим названием ЯМЗ-530 скрывается принципиально новое семейство дизелей, спроектированное без оглядки на предыдущие ярославские моторы при помощи знаменитой австрийской инжиниринговой компании AVL. В линейку «пятьсот тридцатых» моторов входят рядные «четвёрки» и «шестёрки» мощностью от 120 до 315 л.с.</li>
<li>Мотор ЯМЗ-534 на «газонах» и «Валдаях» сменит старый тракторный дизель марки ММЗ. Ярославский агрегат без преувеличения считается одним из самых современных грузовых дизелей на планете, потому не удивительно, что «пятьсот тридцатый» компактнее и мощнее минского двигателя.</li>
<li>Не маловато ли 149 л.с. и 490 Н·м? Для грузовика-пятитонника вполне достаточно. Но на более тяжёлые версии «Газонов» можно поставить более мощную 175- или 190-сильную версию, лишь бы трансмиссия могла «переварить» возросший крутящий момент. Над чем сейчас и работают газовские инженеры.</li>
<li>Мотор отвечает нормам Euro 4 благодаря системе рециркуляции отработавших газов EGR и двум сажевым фильтрам. Хотя на полноприводный «Садко» будет ставиться версия без нейтрализатора, сажевых фильтров и системы EGR, заточенная под Euro 3, — таковы особенности российского законодательства</li>
</ul>
Грузоподъёмность заднеприводных версий выросла до 5 тонн (на 500 кг), а полноприводных — до 3 тонн (на 1000 кг), что, конечно, потребовало усиления рамы. Места расположения усилителей рассчитали при помощи математического моделирования, а затем испытали на «живых» грузовиках перегрузом
Обычно пневматические тормоза менее информативны и несколько непривычны для тех, кто никогда не ездил на грузовиках. Но все «легковые» журналисты отметили, что «пневматика» не вызывает никакого дискомфорта. Отдельно отметим, что даже базовые версии «Газона» оснащаются антиблокировочной и противобуксовочной системами
Интегральный рулевой механизм марки ZF (впервые такое решение было опробовано на «Газели-Next») сделал управляемость действительно «легковой», хотя на малых скоростях руль вращается тяжеловато. Отметим, что баранка не регулируется по вылету, но обилие регулировок водительского кресла полностью компенсирует этот недостаток
Без усиления подвески было невозможно увеличить грузоподъёмность. А учитывая, что перегруз — нормальное явление для наших перевозчиков, «по подвеске» нужен был существенный запас. Но, вопреки ожиданиям, «Газон-Next» оказался куда мягче и комфортнее ветерана-предшественника ГАЗ-3307
<ul>
<li>В трансмиссии наиболее заметной переменой стала модернизация коробки передач. Она больше не завывает, как прежние газовские коробки, и не требует двойного выжима и перегазовок, так как переключаются передачи очень легко. Но крутящий момент, который выдерживает КПП, отнюдь не велик — 490 Н·м.</li>
<li>Из-за импортных ступиц на «Газоны-Next» будут ставить другие колёсные диски: со старыми, несмотря на внешнюю похожесть, они не взаимозаменяемы! Также диски от городской версии «Газона» не подойдут на универсальную из-за разных главных передач. Эти новости наверняка огорчат завгаров...</li>
</ul>