НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаЛучшие авто 2024 года

Проект номер 7 и исторические корни

23 июля 2014 10:01
Про 24-часовые гонки в Ле-Мане слышали все. Но знаете ли вы, что существует и исторический Ле-Ман? И он даже интереснее «настоящего»

Я лечу по прямой Мульсанн гоночной трассы Ле-Ман за рулем новейшего 550-сильного купе... И это точно не сон, ведь в своих мечтах я представлял, что будет сухо, и скорость составит как минимум 280 км/ч. А сейчас стена дождя и водяной пыли от впереди идущих автомобилей. Духу хватило разогнаться лишь до 220 км/ч, дальше Jaguar F-type R всем своим алюминиевым телом говорил, что мы вот-вот всплывем и полетим к отбойнику. Но интересно, что старый Jaguar D-type 1955 года ехал не медленнее — ни почти 60 лет назад, ни сейчас на Le Mans Classic 2014 года.

В этот раз посетителей было даже больше — на 10 000 человек — чем в 2012 году, когда классический Ле-Ман посетили 100 000 фанатов. Неплохо для любительского соревнования, проходящего вне покровительства FIA! На стареньких минивэнах Volkswagen T2(на фото слева внизу) пилотов развозили по паддоку — средний возраст стартующих за 50 лет.

Шансов проехать за рулем по трассе Ле-Ман не так много: большая конфигурация используется лишь два раза и то в четные года. Во время традиционного Ле-Мана, когда гонщики-профессионалы борются за победу, а джентльмен-драйверы отдают по 300 000 евро за место в кокпите. Второй шанс — это заявиться на Ле-Ман Классик, гонки на классических автомобилях, которые когда-либо стартовали на 24-часовом марафоне. Стартовый взнос 8000 евро, автомобиль от 1923 до 1979 года выпуска — и у вас будет 3 часа на практики в пятницу и три гонки по 43 минуты в субботу и воскресенье. Но и здесь стартовая решетка заполнена по максимуму — 75 машин в каждом из 6 классов и более 20 пилотов в листе ожидания.

Между гонками на классических автомобилях постоянно происходят демонстрации автомобильных музеев или же почётный проезд по кольцу представителей клубов. Трасса не пустует ни на минуту
Отдельной экспозицией выставлены грузовики для перевозки гоночных машин: Commer TS3 для команды Ecurie Ecosse, стартовавшей на Jaguar, Porsche Transporter для комады Gulf Racing

Есть и ничтожный третий шанс — в рамках PR-покатушек, которые проводят компании Ford, BMW или Jaguar для своих клиентов или журналистов ведущих изданий. Причем, мне повезло — я смог сесть не на пассажирское кресло, а отобрать руль у одного из гонщиков! Далось это не легко — обычное водительское удостоверение на представителей Jaguar не подействовало, тогда в ход пошла международная гоночная лицензия, которую я получил для старта в Maserati Trofeo в прошлом году. Оставалось последнее препятствие – перед стартом пройти брифинг у представителей автодрома. Но нужный человек как сквозь землю провалился! Что ж, осталось ждать следующего дня и погулять по паддоку.

Все мы слышали только про итальянских carrozzeria, поэтому выставка французских кузовщиков carrossiers — откровение...

Все что я видел в исторических автомобильных музеях — ничтожная крупинка автомобильного мира Le Mans Classic. Четыреста пятьдесят классических автомобилей, заявленных в гонку, и более 8500 выставлены автомобильными клубами со всей Европы. Прибавьте сюда специализированные исторические экспозиции BMW, Porsche, Renault, Ferrari и Maserati, а также несколько аукционных домов. Похоже, что это и есть огромный автомобильный рай.

Безумство вокруг Ferrari: где бы не были классические машины из Маранелло — они всегда притягивают максимум публики. На экспозиции было представлено одновременно свыше дюжины Ferrari 250 разных модификаций. Кстати глава FIA Жан Тодт (вверху на фото на пассажирском сиденье) не только катался по паддоку, но общался с детьми перед стартом детского Ле-Мана

Автомобильный рай

Первый праздник Le Mans Classic прошёл в 2002 году, с тех пор он появляется на кольце Сарте раз в два года. Здесь есть все для людей с бензином в крови. Вот семилитровый Ford GT40 стреляет оглушающими звуковыми волнами на стартовой прямой, а это уже Porsche 917 огрызается языками пламени на торможении перед Dunlop Curve. А если отойти от трассы, то здесь кругом магазинчики, где можно купить карбюраторы Weber или же картину со Стивом Маккуином, в шатре Porsche можно запастись специальным маслом 20W50 для своего классического заднемоторника. Вечером же самых стойких ждёт кинотеатр под открытым небом и выступление музыкальных групп. Да и вообще: Le Mans Classic это не гонка. Это своя планета, отдельная маленькая жизнь. Которая длится лишь три дня.

Примеры автомобилей из разных групп в гонке Lemans Classic:

А паддок... Здесь гоночные исторические ценности находятся на расстоянии вытянутой руки — перед машиной есть лишь небольшая верёвка, и ты можешь наблюдать за тем, как проверяют коробку передач или натирают до блеска кузов. Если вокруг машины неожиданно собралась толпа, то значит только что завели мотор, и гурманы слушают выхлоп Porsche 935 или другой легенды.

Перед официальным открытием гонки проводится испытание и для детей — это Little Big Mans. Малыши стартуют за рулем небольших машинок, которые построены на агрегатах карта и имеют стеклопластиковую «скорлупу» легендарных автомобилей. Причем, эти соревнования обладают полными атрибутами настоящих гонок: полные трибуны зрителей, Ferrari, пусть и маленький, а впереди прямая трассы Сарте. Для семилетних детей это самый главный старт в их жизни. Волнуются все, включая родителей!

Гонки начинаются с традиционного забега водителей к своим автомобилям (1-4 историческая группа). И, несмотря на то, что через два поворота после прямой всех ждет пейс-кар, это не просто шоу. Даже в таком «не настоящем» старте можно обгонять. Именно благодаря лёгкому доступу в открытый кокпит, D-type под номером 11 с шестого места на квалификации переместился сразу на второе! Основной же старт дается все-таки сходу — так безопаснее.

Во взрослых гонках все стартующие машины поделены на шесть групп согласно историческим эпохам. Однако и здесь есть исключения — например, два Jaguar D-type 1955 года из музея британской марки были перемещены в группу 3 (1957-1961) — как слишком быстрые для своей категории (победа в 2012 году в группе 2). Но и в третьей группе на сухом асфальте конкурентов у них не было — ни одна машина тех лет кроме Ягуара не могла достичь скорости в 265 км/ч на современной прямой Mulsanne, разрезанной двумя шиканами!

На гонке стартовало два Jaguar D —type с заводской программы поддержки Jaguar Heritage Racing: один, оснащённый двигателем 3,8 литра (320 л.с.), а второй 3,4 л (250 л.с.) Более слабая версия до финиша не добралась: перегрев мотора.

На прямой за 200 км/ч 60-летний D-type массой 980 кг начинает вибрировать и изображение с GoPro онборда прыгает и рябит, словно у неисправного кинескопного телевизора. При этом никаких ремней безопасности здесь нет, малейшая ошибка и ты труп. И все же лучшее время круга квалификации — 4:53.9 — показано именно на Jaguar D-type с 320-сильной рядной шестёркой. Феноменально! Не зря сейчас D-type стоит от 2 до 4 миллионов евро. Именно поэтому на втором месте по расходам после огромного стартового взноса стоит страховка автомобиля — стоимость для D-type составит 4000 евро за три дня (следующая статья расходов это комплект классических шин Dunlop в 2000 евро, а суммарно участие в Ле-Мане для D-type выйдет в 20000 евро, а для более «популярных» E-type около 15000).

Существуют три разных зачёта, в которых раздаются награды. Первые вручают за лучшее время по итогам трех гонок. Дальше награждаются (и чаще совершенно другие пилоты) в соответствии с «индексом потенциала автомобиля». Например, в группе 2 у Porsche 356 время по «индексу» почти в два раза меньше реального (индекс 0,57), а у Jaguar C-type в этой же группе коэффициент равен 0,82. И уж третья награда ждёт виртуально соединённую команду — стартовые номера у которых совпадают друг с другом в каждой из шести групп (например, 15 номер в первой исторической группе, 15 номер во второй и так далее). Как здесь не поверить в олимпийский девиз: «Главное — не победа, а участие». На фото журналист Крис Харрис и специалист по классическим гонкам Гари Пеарсон — победа в третьей исторической группе на Jaguar D-type

Седьмой и другие проекты

А что же сегодняшний Ягуар? Рассказать о нем согласился Гарри Меткалф, человек в автомобильном мире известный: «Я учредил журнал Evo в 98 году, а в прошлом году его продал. Теперь я помогаю Jaguar в качестве советника производить уникальные и, надеюсь, лучшие автомобили в мире». Вот это да! Оказывается теперь Гарри не пишет об автомобилях, а создаёт их в рамках проекта Special Vehicles Operations.

Сейчас нет ни одного фото Jaguar Project 7 с тканевой крышей, но, скорее всего, в производство пойдет вариант похожий на решение у Porsche Boxter Spyder. При создании этой модели особое внимание уделялось переднему бамперу — не только внешней форме, но и внутренней, так чтобы его нельзя было просто так поставить на обычный F-type. Все, чтобы избежать реплик — ведь тираж ограниченный, в 250 экземпляров, из которых английская квота в 70 автомобилей уже раскуплена. Главные технические отличия Project 7 от F-type в подвеске: жёсткость пружин на 59% жестче спереди и на 10% жестче сзади. Развал передних колес планируется на уровне −3 градусов!

Главная цель нового подразделения SV Operations — поднять престиж и укрепить силу бренда Jaguar. Я до последнего не воспринимал эти слова всерьёз, ведь почти каждый производитель говорит нечто подобное. Но когда Гарри сообщил мне факты о новом подразделении, я поменял свое мнение... 700 сотрудников и 150 инженеров во главе с Полом Ньюсомом. «Пол — уникальный человек, успевший поработать в Williams F1 и с серией Formula E, а последняя его работа — Nissan GT-R Nismo. Он сможет добавить технические инновации в наши будущие проекты», — поделился своими секретами Гарри Меткалф.

Направлений для Special Vechicles Operation несколько: реставрационные работы (например, постройка по старинному заводскому алгоритму шести E-type Lightweight), создание лимитированных серий вроде Project 7, удовлетворение прихотей клиентов в виде уникальных салонов. Плюс, конечно же, разработка самых быстрых версий F-type и Range Rover. Таких, например, как F-type R. Не считая последнего направления Ягуары, будут изготавливаться исключительно вручную, на чем акцентировал внимание Гарри. Вот на конвейерном F-type R, на котором меня катали, регулировка пассажирского сиденья работала через раз...

Просто удивительно как легко F-type R достиг отметки в 300 км/ч на сухой трассе (увы, но в этот момент я сидел на пассажирском кресле). Какова максимальная скорость без ошейника? Ни испытатель с трека Нардо, ни другие представители Jaguar не ответили. Я же в грозовой ливень смог разогнаться только до 220 км/ч...

Именно за руль F-type R я и сел в последний день Le Mans Classic. Даже в стандартном режиме всех настроек (рулевого управления, подвески, коробки и мотора) он поражает чуткостью педалей газа, тормоза и рулевого механизма. На треке стена дождя, а сидящий рядом со мной на пассажирском кресле гонщик Майкл Бентвуд предательски молчит. Нет, чтобы сказать «потише, ведь по асфальту текут бурные реки». Так нет, молчит и все... Я смог разогнаться до 220 км/ч и уперся в стайку других F-type R. Можно было отпустить впереди идущую машину и попробовать достичь «хотя бы» 250 км/ч. Но если кто-то впереди «всплывёт» и его поставит боком, то мы покойники — каркаса здесь нет, а обычные 3-точечные ремни на такой скорости уже не работают. А обгонять запрещали, так и плелся за ними.

В гонке пилоты едут бесстрашно, даже несмотря на стоимость своих машин. Нет, они не пихают друг друга словно в автокроссе. Но вот пилот Ferrari пошел в атаку на двухмиллионный Jaguar D-type на маленькой прямой между шиканами. До столкновения оставались считанные миллиметры...
Конечно, на классических автомобилях не едут 24 часа, но соревнование проходит практически в течение суток. Одна группа меняет другую, у некоторых старт вообще начинается в три утра. Настоящий вызов организму! Кстати во время 43-минутной гонки обязателен 1 пит-стоп с возможной сменой пилотов.

Последние часы перед отъездом я снова смотрел летящие гоночные автомобили у поворота Dunlop. И мне кажется, я знаю, почему зрители тянутся на это гоночное событие — заезды классических автомобилей интересно смотреть даже без борьбы на трассе. Ты видишь, как гонщик борется с заносом машины на выходе из каждого поворота на узких диагональных шинах с минимумом зацепа. А уж если прошел ливень... Смотреть на то, как Ford GT всю 700-метровую прямую виляет кормой на разгоне, можно бесконечно.

Может быть, поэтому современные гонки навевают скуку — на менее мощных машинах, с современными цепкими шинами они уже не борются со спорткаром, а лишь пытаются найти недостающие сотые секунды в трамвайных гонках друг за другом. Другая эпоха, другие времена... Но вот что я скажу: не знаю кто как, а я уже сделал пометку в планах на лето 2016 года.

Максим Ахтямов
Фото автора, Jaguar, организаторов Le Mans Classic и Патрика Райани