НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Chevrolet Niva: открываем Тыву

20 июня 2014 10:02
Сегодняшний материал — это все же не тест, а больше рассказ о путешествии, где одним из главных героев выступил тольяттинский внедорожник Chevrolet Niva

За четыре дня мы проехали на Chevrolet Niva свыше 1700 километров по маршруту Абакан-Ергаки-Кызыл-Алдын-Булак-Кежеге-Торе-Холь-Убсу-Нур и вернулись снова в Абакан. Нашей целью было посещение заповедника «Убсунурская котловина», что располагается вдоль границы с Монголией. Также мы не упустили возможность познакомиться с культурой и бытом тувинцев.

О «Шевроле Ниве» мы говорили и писали уже не раз: еще в 2012 году мы сделали видеотест, а в начале этого года провели сравнительный тест с популярным в нашей стране кроссовером Renault Duster. Кстати, как и в случае со сравнительным тестом, нам в тувинской поездке достался автомобиль в комплектации LE — это специальная заводская версия для любителей бездорожья. От комплектации LC она отличается наличием рейлингов, шноркеля, переднего кронштейна крепления лебедки, защиты двигателя и редуктора переднего моста, защиты заднего бампера с фаркопом, наличием внедорожных шин Continental ContiCrossContact AT размерности 215/65 R16 и черными легкосплавными дисками. Стоит такая машина сейчас 527 000 рублей.

Однако когда речь идет о природе Тувы, то о таких жизненных мелочах, как деньги, просто забываешь. И наслаждаешься. Предлагаем Вам для начала посмотреть фотографии из этого уникального места, а затем уже посмотреть видеоролик.

Буйбинский перевал — одна из живописнейших точек на трассе М54 «Енисей». Однако к нашему приезду горные вершины заволокло облаками вперемешку с туманом — погода в этих местах изменчива. Одной из достопримечательностей перевала является уникальное архитектурное сооружение — самая длинная в нашей стране сейсмоустойчивая противолавинная галерея длиной 1340 метров, внутри которой и проходит шоссе
Сразу за Буйбинским перевалом начинается природный парк Ергаки — излюбленное место для отдыха и горного туризма в Западном Саяне. За неповторимую красоту и девственно чистую природу парк также называют «Жемчужиной Саян»
Возле турбазы в Ергаках в непосредственной близости от Усинского тракта находится озеро Ойское. Его название трактуют по-разному. По тувински «ой» означает провал, а по-хакасски — долину. Озеро также называют «субальпийским блюдцем для хариусов». Дело в том, что озеро находится в зоне альпийских лугов, и вода здесь настолько чистая, что на дне можно пересчитывать камушки. А глубина здесь — 25 метров. Неудивительно, что хариус выбрал эти места для зимовки. Еще одной особенностью Ойского озера является то, что в южной стороне водоема даже летом может лежать снег
Если Хакасия больше запоминается горами и тайгой, то Тыва — горами и степью.
Первое, на что обращаешь внимание в Кызыле, — это язык. Хотя большинство официальных названий и надписей пишутся на русском, в быту и общении местные жители используют тувинский
<ul> <li>В центре тувинской столицы находится обелиск «Центр Азии», который был установлен в 1964 году, когда отмечалась 20 годовщина добровольного вхождения Тывы в состав СССР. Однако точка эта весьма условная, ее местоположение зависит и от методики расчета, и от того, как определять границы самой Азии, например, включать ли в расчет острова или нет. Поэтому еще одним претендентом на это звание является китайский город Юнгфен в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.</li> <li>Одной из основных святынь в Кызыле является дацан Цеченлинг, к слову, здесь буддийские храмы называют словом «хурээ». Основные религии тувинцев — это буддизм и шаманизм, причем нередко они дополняют друг друга, причудливо сплетаясь в различных обрядах и ритуалах, ведь шаманизм в Тыве имеет официальный статус</li> </ul>
Недалеко от Кызыла на левом берегу Енисея расположен этнокультурный комплекс Алдын-Булак или «Золотой родник» по-русски. Кстати, по тувински Енисей зовется Улуг-Хем, что переводится как «великая река». Когда-то здесь располагалась ханская ставка. Поговаривают, что именно в этих местах был захоронен Чингисхан, но это не более чем красивая легенда. Как бы там ни было, считается, что это священная территория, место силы или «овоо» по тувински.
Эрзин. Типичный населенный пункт в Тыве с храмом, характерным для этого края
На подступах к Эрзинскому кожууну трасса М54 проходит через живописный хребет Танну-Ола. Хребет тянется с востока на запад вдоль границы с Монголией. Северные склоны гор покрыты кедрово-лиственичной тайгой, а на южных склонах преобладает степь
Гора «Кежеге» с тувинского переводится как «мужская косичка» — это неизменная деталь прически воина-кочевника. Гора располагается в форме кольца, внутри которой протекает небольшой ручей. Тувинские шаманы из племени Соян считают гору священной, то есть, овоо, и периодически совершают тут обряды. Еще поговаривают, что здесь скрывался раненый Чингисхан. Согласно легенде, раньше это место было проклято черным шаманом, и любой, кто здесь осмелился убить животное, сломать растение или помыслить недоброе, обязательно умирал. Так произошло и с одним охотником, который добыл здесь лису, — у него отпала косичка, то есть, «кежеге», и он отправился в мир иной. Поговаривают, то же самое случилось и с одним советским чиновником в 60-х годах прошлого века, который пренебрег «табу» и добыл здесь тарбагана. Чтобы не злить духов и не накликать беду, к нашему приезду был приглашен настоящий шаман, который провел обряд камлания и попросил у духов благословения нашей поездке. И, кажется, духи нас услышали — шаман произнес: «Всем белых дорог!»
Заповедник «Убсунурская котловина» находится на территории России и Монголии в одноименной Убсунурской котловине около соленого озера Убсу-Нур. Главной уникальной особенностью Убсунурской котловины является наличие почти всех ландшафтов умеренного пояса Земли. Здесь есть ледники, тайга, альпийские луга и тундра, лесостепи и даже песчаные дюны. Именно здесь находятся самые северные в Евразии полупустыни. Это один из крупнейших экорегионов в Центральной Азии, где находится до 40 000 неразведанных курганов и других археологических мест известных кочевых племен, таких, как скифы, тюркские народы и гунны. С 2003 года эта территория является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, в ней сосредоточено более 90% биоразнообразия планеты. Многие исчезнувшие виды животных, птиц и растений можно теперь встретить только здесь. Вдумайтесь в эти цифры: в Убсунурской котловине осталось восемь... всего восемь особей снежного барса!
В Убсунурской котловине на самой границе с Монголией находится пресноводное озеро Торе-Холь. По тувински «торе» означает стремя — своей формой Торе-Холь напоминает эту деталь. Очень часто это озеро ошибочно пишут через букву «е», «Тере-Холь», но водоем с таким названием находится восточнее нашего на 170 с лишним километров в горах близ поселка Кунгурут. Торе-Холь — это единственное пресноводное озеро во всей Убсунурской котловине, к тому же, это единственное теплое озеро, все остальные озера либо питаются холодной водой горных рек, либо имеют ледниковое происхождение. В 2003 году один из верховных буддийских лам Богдо-ГегЭн девятый освятил воды Торе-Холя песком священной мандалы
Возможно, опытные «шнивоводы» назовут еще целый букет пожеланий того, чего бы они хотели увидеть в Chevrolet Niva нового поколения, но уверены, что они согласятся с нашими выводами. Ведь, по большому счету, большего нынешней «Ниве» и не нужно. И если уже известно о том, что новая Chevy Niva получит более мощный мотор PSA и станет вместительнее, то вот на счет проушин и топливного бака пока ясности нет. Очень хочется надеяться на то, что эти недостатки также будут устранены. Наверняка многие скажут, что уж больно подозрителен тот факт, что «Нивы» не сломались во время поездки, не попахивает ли спецсборкой, дабы они выдержали всю поездку и не пали в глазах придирчивых журналистов? Но гляньте на номера автомобилей в видео — их собирали для поездки, что называется, «с миру по нитке» из дилерских центров разных регионов, уже готовые и поставленные на учет
Практически через всю российскую часть Убсунурской котловины от поселка Самагалтай до озера Убсу-Нур и далее по степи вдоль реки Тес-Хем идет живописная грунтовая дорога, соединяющая трассу Р257 «Енисей» и автодорогу А163 Чадан-погранпереход «Хандагайты». Дорога идет вдоль российско-монгольской границы. Мобильная связь в этих местах очень плохая, ее практически нет, но в тех местах, где она есть, например, «Билайн» упорно твердит, что мы находимся в соседнем государстве. Со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде недешевых тарифов на связь
Убсу-Нур — это самое большое озеро Монголии и самое известное из котловины Больших озер. Его площадь составляет почти 3,5 тысячи квадратных километров. Протяженность же российской береговой линии составляет всего 10 километров. Как и одноименный заповедник, озеро входит в список ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия. Вода в озере такая же соленая, как в Черном море. Примечательно, что вокруг озера нет больших поселений, а крупнейшее из них находится на монгольской части в 27 километрах от водоема. Хотя в округе достаточно петроглифов, курганов и рунических надписей, которые оставили после себя племена кочевников, свидетельствующих о том, что в древности здесь кипела жизнь. Еще одна примечательная особенность — это то, что в котловине озера существует особый, котловинный тип климата, характеризующийся высокими суточными колебаниями, вследствие чего различные природные зоны существуют здесь на ограниченном пространстве. Именно поэтому животный мир озерной котловины очень богатый
Мы попытались подъехать на «Ниве» к берегу озера Убсу-Нур. Но вовремя одумались, когда под ногами захрустели сухие камыши, а почва стала подозрительно податливой. Оказывается, береговая линия российской части озера представляет собой соленые топи и заболоченные низины
Продолжение грунтовой дороги от Самагалтай-Дус-Даг-Хандагайты. Она идет по живописнейшим местам горного хребта Западный Танну-Ола. За каждым поворотом ландшафт меняется. И везде красиво. Вокруг — ни души, связи тоже нет
Этот момент я запомню на всю свою жизнь, потрясающее по красоте зрелище — высшая точка нашего путешествия: перевал в Овюрском районе Тывы. Высота по GPS-навигатору — 2360 метров

Тыва и Хакасия настолько поразили нас своей красотой, что для полноты картины мы решили дать гиперссылки на статьи и репортажи наших коллег из других изданий, чтобы вы тоже смогли вдоволь насладиться красотой этого заповедного уголка и почерпнуть немного знаний о нем. Замечательную статью написал Андрей Судьбин в журнале «ОФФ-РОУД ДРАЙВ», официальный дневник экспедиции можно прочесть и на официальном сайте GM-AVOVAZ, а блоггер Александр Иванов не поленился создать трек экспедиции в формате GPS Exchange, если кто-то из вас захочет проехаться по тому же маршруту, что проделали мы.

На самой границе Тувы и Хакасии дорога А161, соединяющая Абакан и Ак-Довурак, проходит через природный заказник «Позарым». Он создан совсем недавно, в 2011 году. Территория заказника насчитывает 12 редких и исчезающих видов, занесенных в Красную книгу России и Красную книгу Республики Хакасии
Вывалившееся крепление прикуривателя от дикой 700-километровой тряски по тувинским грунтовкам — единственная поломка за всю поездку

Отдельное спасибо нашему оператору и монтажеру Георгию Сухареву, оператору Кириллу Зунину, а также Григорию Алешину, заместителю главного редактора журнала «4×4 Полный Привод». Спасибо вам, ребята, без вас бы не получилось сделать это видео. А вам, дорогие зрители, мы желаем приятного просмотра!