НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Subaru Team Russia Winter Cup: почти настоящее ралли

24 февраля 2014 09:10
Ты чувствуешь, что вышел из детства. Ты хочешь большего. Но... Для выезда на этап Кубка России по ралли требуется сумма как минимум с пятью нулями. И это без учета стоимости «боевой» машины. Но! Выход есть. Называется он Subaru Team Russia Winter Cup

Однажды все надоедает. Ночные гонки, заезды по льду озер, дрифт на пустой парковке торгового центра. Ты чувствуешь, что вышел из детства. Ты хочешь большего. Но... Для выезда на этап Кубка России по ралли требуется сумма как минимум с пятью нулями. И это без учета стоимости «боевой» машины. Шах и мат? Нет! Выход есть. Называется он Subaru Team Russia Winter Cup.

Своим появлением он обязан энтузиастам скорости «из народа» — активистам STI club. Ведь кому, как не поклонникам Subaru, лучше всего знакома тоска по раллийным допам и боковым скольжениям. Вот и решили они организовать свою собственную спортивную серию, в которой участвовать было бы интересно, полезно для роста мастерства и, самое главное, — бюджетно.

Winter Cup существует не первый год, но сейчас он вышел на новый уровень. И не только потому, что российское представительство японской марки взялось активно поддерживать соревнования. Просто теперь называть эти гонки любительскими язык не поворачивается. Достаточно взглянуть на географию этапов, чтобы понять всю серьезность мероприятия: Дмитровский автополигон, Раменский ипподром, АДМ Мячково... А настоящими изюминками Subaru Winter Cup стали Ростов Великий и Пено. Если кто не знает, в районе этих тихих провинциальных городков проходят этапы Кубка и Чемпионата России по ралли — организаторам Winter Cup удалось договориться с местными властями не только об использовании настоящих «боевых» спецучастков, но и об их перекрытии от постороннего транспорта! А в Пено этап субаровского кубка вообще совпадает с проведением официальной гонки. То есть ты постоянно находишься бок о бок с лучшими раллистами страны. Редкая удача для начинающего гонщика.

Поэтому когда «Авто Mail.Ru» пригласили принять участие в Subaru Winter Cup, долго уговаривать нас не пришлось. Нас — это пилота, заместителя главного редактора Юрия Урюкова и штурмана Елену Кузнецову. Кстати, выбор напарника — это первое, что должен сделать желающий погоняться в субаровской серии. Советуем подойти к этому вопросу не просто с формальной стороны. Ведь от взаимопонимания и слаженности действий в экипаже будет зависеть не только конечный результат, но и ваша безопасность. Особенно, если вы решите последовать нашему примеру и выбрать для участия, пожалуй, самый сложный этап сезона — ралли «Пено». Дороги здесь техничные, трехмерные, под колесами — снег и голый лед, а по обочинам — елки да березы. Единственная ошибка может стать фатальной.

Попробуем примерить на себя роль новичков, попутно прикинув расходы на гоночный выезд.

Для начала заходим на форум STI club и регистрируемся. А дальше пора разбивать копилку. Стартовый взнос, если платить его заранее, — 3 000 рублей (при расчете на месте событий — 4 500 рублей). Но все равно это сущие копейки. Для сравнения, участники ралли «Пено» в зачете Кубка России платят в три раза больше. А ведь в Subaru Winter Cup есть еще и выгодный «проездной» на полный сезон — 21 000 рублей на все восемь этапов.

Но основные затраты настоящего гонщика это, конечно, подготовка, обслуживание и доставка до места гонки «боевого» автомобиля. В Subaru Winter Cup данный вопрос решен кардинально — в зачет допускаются только обычные машины на гражданских покрышках. Мы, к примеру, стараниями российского офиса Subaru получили в свое распоряжение 300-сильный седан WRX STI.

Однако стоит отдать должное организаторам кубка, — они не побоялись конкуренции и не стали ограничивать список разрешенных моделей только лишь линейкой Subaru. Собственно, запретов нет вообще никаких — предусмотрены отдельные зачеты как для полноприводных монстров вроде Subaru WRX STI или Mitsubishi Lancer Evolution, так и для доработанной техники (допустим, с каркасом безопасности), и даже для моноприводных автомобилей. Главное, чтобы машина была исправна, а на борту имелись аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки, трос и прочие мелочи. Купить придется только табличку SOS/OK, посредством которой сошедший экипаж показывает другим участникам все ли с ним хорошо или нет. Но стоит такая вещь всего 100 рублей.

Неудивительно, что желающих сразиться в рамках Subaru Winter Cup порой больше, чем готовы принять организаторы. Конкуренция очень высока, да и техника разнообразная. К примеру, в Пено приехали люди даже на вазовской «классике»! Так что в принципе дубасить по спецучасткам можно на своей повседневной машине. Хотя некоторые экипажи кубка демонстрируют более серьезный подход: грузят «боевой» автомобиль на трейлер, берут с собой механиков и запчасти, свежий комплект шипованных покрышек...

Это понятно — одним махом преодолев 420 км от Москвы до Пено на WRX STI чувствуешь себя не лучшим образом: спина ноет от жесткого «ковша» и постоянной тряски, уши закладывает от рева прямотока... Но ведь наша задача сэкономить. Поэтому выехали мы в ночь накануне гонки, чтобы не платить лишнего за отель. С учетом того, что ралли длится два дня — пятницу и субботу — гостиницу, по большому счету, можно заказать на одни сутки. В Пено это стоит порядка 2 000 — 2 500 рублей с человека. Хотя мы все же советуем поиздержаться, прибыв на место соревнований заранее и уехав на следующий день после финиша.

Ведь организаторы Subaru Winter Cup поставили себе задачу плотнее познакомить новичков с миром настоящего ралли. Даже регламент соревнований по многим пунктам совпадает с официальным документом Российской автомобильной федерации. А это значит, что прежде чем соревноваться на спецучастках, вам придется пройти все стадии подготовки к гонке: научиться собирать документы для административной проверки, готовить машину к технической инспекции, изучать маршрут, двигаясь, порой, по совершенно коряво написанной дорожной книге. В общем, как говорит мой штурман Лена Кузнецова, на себе понять, что ралли — мероприятие комплексное. Готовьтесь, сил вам потребуется много. Как физических, так и моральных.

Но самый ответственный процесс, не считая самой гонки, это так называемое ознакомление с трассой, которое спортсмены называют «прописью». Проехав всего два раза по всем спецучасткам, вам придется составить скоростную стенограмму каждого из них. Именно эту легенду пилоту будет читать штурман на следующий день в гоночном режиме (подробнее — в статье Вадима Гагарина «Ралли к нам приходит!»).

Ведь ралли — это не «кольцо». Запомнить 60 скоростных километров с двух проездов практически невозможно. Сложность еще и в том, что на ознакомлении разрешается двигаться только в рамках ПДД, а это значит, надо учиться сразу делать поправки на скорость и траекторию в «боевом» режиме.

Кстати, общая дистанции ралли еще серьезнее — почти 200 км. То есть к основным затратам на стартовый взнос и жилье прибавится также стоимость топлива — учтите, что мотор скушает заметно больше, чем в обычной жизни. Наш WRX STI, к примеру, потребовал «на круг» почти 7 000 рублей.

Но вот, наконец, день старта. День особенный, волнительный даже для тех, кто не первый раз на гонке. Есть в этом что-то завораживающее, когда бурлящий сервисный парк начинает постепенно пустеть. Одна за другой «боевые» машины уходят на дистанцию. График выдерживается строго — это еще одно жесткое правило ралли. На пунктах контроля времени экипаж должен быть ровно в свою минуту, иначе — пенализация, попросту говоря штраф.

Штурман поглядывает на часы. Вот и нам пора отправляться. Короткий доезд до старта спецучастка и остается последний миг, чтобы выдохнуть, сосредоточиться и надеть шлемы. По большому счету, это единственный обязательный атрибут экипировки экипажа, если он участвует на машине без каркаса безопасности. Причем мотоциклетные, велосипедные и лыжные каски не подойдут — придется покупать автомобильные. Стоят они недешево, поэтому в данном случае есть резон приглядеться к вторичному рынку. Если повезет, шлем в хорошем состоянии можно найти тысяч за пять-семь.

Причем лучше выбирать модель с переговорным устройством. Иначе пилот и штурман рискуют просто не услышать друг друга. Мало того, что каски глушат внешние звуки, так ведь еще и мотор ревет истошно, а по днищу и подкрылкам хлещут лед и снег из-под колес. Представляете, что будет, если на голом льду пилот неправильно оценит категорию поворота? Ведь WRX STI на прямиках легко заносит стрелку спидометра далеко за 150 км/ч. А спасительного каркаса вокруг тебя нет...

Надо учитывать еще и сцепление с дорогой. А оно на дорожных покрышках, прямо скажем, неважнецкое. 1,4-миллиметровый шип против гоночного 4,5-миллиметрового «гвоздя» — все равно, что беззубый головастик против пираньи. К тому же, нам достался автомобиль с широченными 18-дюймовыми колесами, хотя для ледовых гонок больше подходит узкая резина.

В этом страх, но в этом и прелесть участия в ралли на стандартной машине. Такие гонки учат не только жать на газ в любых ситуациях, но и тщательнее просчитывать свою тактику. Сбросить скорость и проехать надежно в расчете на ошибки соперников? Или рискнуть — прибавить и постараться показать хорошее время?

Понятно, что гнать во весь опор тебя никто не заставляет — на прохождение спецучастка в Subaru Winter Cup дается довольно либеральный лимит времени, в который надо просто уложиться. Но, поверьте, сюда никто не приезжает лишь для того, чтобы тихо «протошнить» по допам.

Вот и мы решили рвануть, тем более, что основания на успех были. Во-первых, мы удачно записали стенограмму — она позволяла безопасно мчать на результат. А во-вторых, прошедший перед нами по спецучастку основной канал «боевых» машин нарыл такую глубокую колею, что по ней можно было идти как по рельсам.

Но... ралли тем и интересно, что здесь ничего нельзя знать наперед. Неожиданности случаются всякие. При выходе из глубокого правого поворота я чуть сильнее, чем надо, открыл газ. Машину выкинуло из колеи, поставило боком. Ничего страшного — штатная ситуация, промелькнула мысль в голове. До следующего левого виража еще метров 20 осталось, как раз успею переложить субарик на другой курс.

Но в этом момент мы влетели на очень скользкий участок — седан по инерции мигом откинуло к дальней бровке. Думал опереться на бруствер, но после вчерашнего снегопада он оказался слишком низким и слабым. WRX STI легко проломил его своей кормой. Газ не сбрасываю, колеса активно гребут, передние еще на дороге — значит, шанс вырваться из плена есть. Но не получилось. Машина собрала перед собой сугроб и встала.

Своими силами не откопаться, а зрителей, как назло, рядом не оказалось. Единственный вариант — попробовать сдать назад, но в случае неудачи автомобиль свалился бы в кювет и, вероятно, завяз бы там надолго. Решили дождаться эвакуатора и сохранить технику, ведь нам на ней еще домой возвращаться. Так что в норматив наш экипаж не уложился и гонку закончить, к сожалению, не смог.

Обидно! Но зато мы получили бесценный опыт, море удовольствия и адреналина. А еще в очередной раз убедились, что Subaru WRX STI — автомобиль действительно прочный и универсальный. И пусть для дальних путешествий он не очень подходит, гонять на нем хочется не время от времени, а чуть ли не каждый день. Этот наркотик цепляет крепко... Тем более, что Subaru Winter Cup и правда получился довольно бюджетным. Даже с учетом затрат на экипировку и питание выезд на этап обойдется экипажу максимум в 30 000 — 35 000 рублей. Конечно, есть вероятность поломок — например, раллийные трассы немилосердны к гражданской подвеске. Но, в любом случае, это в разы дешевле, чем в настоящих профессиональных гонках. К тому же можно выбрать для участия однодневные этапы в Москве. А значит, Subaru Winter Cup может стать неплохим стартом для начинающих раллистов.

Юрий Урюков
Фото Анатолий Кожарин, Павел Львов, Алексей Катков