НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

КАМАЗ против Iveco: кто на свете всех честнее?

22 января 2014 10:01
Нынешний марафон — это совсем другой Дакар! В грузовом зачёте, где состоялась очередная битва гигантов, команд КАМАЗ-мастер и Iveco, интрига держалась до самого конца

В материале «Шёлковый путь против Дакара: кто круче?» мы сетовали, что Дакар становится менее зрелищным — интриги стало меньше, маршрут упростился, а скандалы и сплетни заменили честную спортивную борьбу. Однако нынешний марафон — это совсем другой Дакар! Без скандалов, конечно, не обошлось, но интрига держалась до самого конца.


В самом начале гонки, на втором этапе, произошло странное: Айрат Мардеев, переезжая через русло высохшей реки, перевернул свой грузовик! По мнению самого гонщика, авария произошла из-за того, что прописанная организаторами переправа не выдержала массы боевой машины и просто обрушилась под задними колёсами 10-тонного монстра. Хотя, если внимательно смотреть видео, снятое одним из аргентинских болельщиков, может показаться, что причина инцидента — ошибка пилота. В любом случае, следовавший первым Айрат перегородил дорогу остальным грузовикам, так что подъехавшему следом Жерару де Рою на Iveco пришлось остановиться.

Тут и начинаются странности. Жерар нажимает кнопку «иритрака» (прибора, который фиксирует время на оказание помощи), водитель итальянского камиона вылезает из машины... Если верить камазовцам, к этому моменту из опрокинутого КАМАЗа экипаж уже выбрался, и подбежавшему голландцу сказали, что помощь не нужна и «носатый» Iveco может ехать дальше. Да и какая может понадобиться помощь, если на вызволение опрокинутой машины из коварной ловушки позднее уйдет несколько часов, а саму операцию будут проводить две тяжёлых трёхосных технички?

Iveco уезжает, но недалеко — итальянский грузовик садится на мосты неподалёку «от места крушения» и минут 20 выбирается из песчаного плена. А на финише голландец беззастенчиво требует от судей компенсировать время, потраченное на помощь россиянам и... судьи вычитают из результата, показанного экипажем No 501, 22 минуты 40 секунд. Собственно, благодаря этой судейской поблажке, голландец надолго закрепится на первой строчке «абсолюта», а пилотам команды КАМАЗ-мастер придётся рисковать, пытаясь отвоевать упущенное лидерство.

В этой погоне за потерянными минутами и произойдёт ситуация, за которую Антону Шибалову будут долго перемывать косточки. Увидев сломавшийся на узкой дорожке внедорожник, камазовский пилот не попытался помочь экипажу легковушки и таким образом освободить дорогу. Вместо этого гонщик сине-белой дружины направляет машину аккурат на толпу зрителей и в попытке объехать неожиданное препятствие едва не переворачивает грузовик! А потом КАМАЗ и вовсе застревает. А вот ехавший вторым де Рой галантно отбуксировал сломанный автомобиль на «обочину»...

Тут же начались пересуды, что гонщики КАМАЗ-мастера никогда и никому не помогают и ради победы готовы пойти на любой поступок, только бы стать лидерами гонки... Нет, мы не оправдываем Шибалова. Помогать людям надо всегда. Вот только любимец публики Жерар де Рой на последнем этапе марафона поступил не лучше! На последних километрах спецучастка перевернулся Mini китайца Джоу Юна (с этим гонщиком мы общались год назад, когда он выступал под знамёнами команды Great Wall), и дорога оказалась заблокирована. Что сделал Жерар? Проехал мимо, при этом мощно ударив разбитый внедорожник...

Подъехавшие Андрей Каргинов и Эдуард Николаев пытаются вручную поставить Mini на колёса, но безуспешно. Начинает скапливаться пробка из других машин — китайца угораздило перевернуться на узенькой дорожке... Каргинов подъезжает на грузовике, к которому цепляют мощный трос, и разбитый внедорожник принимает нормальное положение. В этот момент Iveco благополучно финиширует, и уже практически празднует победу — ему удалось подняться со второго места на первое! Но внезапному триумфу мешают судьи: Каргинову компенсируют время, ушедшее на помощь и... КАМАЗ-чемпион! Есть первое место Дакара-2014!

Остальные пилоты российской команды — в первой пятёрке. Прошлогодний триумфатор Эдуард Николаев — третий, Дмитрий Сотников — четвёртый, Антон Шибалов — пятый. Превосходно выступила и заводская команда Минского автозавода: Сергей Вязович закончил марафон 11-м! Его партнёр по команде Александр Василевский финишировал 31-м. Артур Ардавичус из Казахстана, на Дакаре-2012 сумевший взять бронзу, пока никак не «разгонит» свою новую Татру — только 14-я итоговая позиция.

Подводя «грузовые» итоги нынешнего Дакара, можно только порадоваться тому, что марафон остаётся полем битвы для команд. В зачёте внедорожников борьбу за подиум фактически ведут пилоты одной конюшни, а у грузовиков пускай и есть очевидные лидеры — КАМАЗ и Iveco, — но борьбу им успешно навязывают и другие коллективы, например, чешская Instaforex Loprais Team на Татрах и голландская Eurol/Veka MAN Rally Team на камионах марки MAN. А скоро и белорусский МАЗ начнёт мешать лидерам!

Для внедорожников Дакар-2014 вышел гораздо менее драматичным, а развязка и вовсе оказалась «заказной». Весь марафон за подиум боролись только пилоты команды X-Raid (она, напомним, пользуется поддержкой BMW) Хуан Рома и Стефан Петерансель. Однако как только интрига обострилась до предела, директор самой мощной дакаровской конюшни потребовал от гонщиков... прекратить борьбу между собой. Так что Петеранселю вместо 12-го титула пришлось довольствоваться вторым местом, а Рома стал третьим в истории Дакара гонщиком, который выиграл знаменитую гонку и на мотоцикле, и на автомобиле.

Нассер Аль-Аттия (также представитель X-Raid) финишировал третьим, а вообще из первой десятки лидеров 7 машин — это Mini, включая внедорожник россиянина Владимира Васильева, занявшего 10-е место. Навязать борьбу немецкой армаде смогли только южноафриканец Жиньель де Вильерс на Тойоте (4-я строчка судейского протокола), поляк Марек Дабровский на пикапе Hilux (7-я позиция) да француз Кристиан Лавьель — новичок команды Great Wall, приехавший на боевом Ховере восьмым.

Нельзя не отметить успех Айдына Рахимбаева из Казахстана, которому ассистировал россиянин Владимир Демьяненко — их Тойота завершила марафон на 17-м месте. Об успехах остальных гонщиков из стран бывшего СССР — в режиме телеграфа: Антон Григоров — 36-й, казахстанский спортсмен Денис Березовский — 37-й (в категории серийных бензиновых внедорожников и вовсе первый), Антон Варенцов — 38-й, Роман Брискиндов — 49-й, Павел Логинов значится только 59-м, зато экипаж забавной «каракатицы» марки Can-Am получил бронзу среди таких же «квадроциклов-переростков».

Всего до чилийского Вальпараисо доехало только 62 легковушки из полутора сотен стартовавших машин. Наберётся ли столько же машин на Дакар-2015, если гонка который год проходит под диктовку одной команды? Мы надеемся, что внедорожный зачёт марафона выйдет из кризиса, поскольку Citroen планирует выставить несколько экипажей для участия в следующем издании гонки. А если две сильные конюшни начнут борьбу между собой, то будут и ошибки, и сходы. Команды вроде Toyota и Great Wall тоже захотят посостязаться с лидерами... В общем, будем искренне надеяться, что с приходом французов поднадоевшая гегемония X-Raid будет нарушена.

На этом мы не заканчиваем дакаровскую тему. В этом году гоночные КАМАЗы примерили швейцарские двигатели Liebherr взамен отечественных ЯМЗ. Потому среди поклонников Дакара снова поползли слухи, что российская дружина выигрывает гонки на грузовиках, которые страшно далеки от серийных машин, а вот Жерар де Рой выступает фактически на серийной машине. Так ли это? Мы сумели изучить устройство обоих автомобилей и обнаружили немало интересного!

P.S. О результатах мотозачета Дакара-2014 читайте на проекте Мото Mail.Ru

Алексей Кованов
Фото команд-участниц и организаторов марафона