НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Datsun: каким будет бюджетный автомобиль для России?

23 мая 2013 10:02
Примерно год назад стало известно, что компания Nissan возрождает марку Datsun для развивающихся рынков, в том числе и для российского. Это означало, что вскоре в сегменте бюджетных автомобилей у нас появится новый игрок

Примерно год назад стало известно, что компания Nissan возрождает марку Datsun для развивающихся рынков, в том числе и для российского. Это означало, что вскоре в сегменте бюджетных автомобилей у нас появится новый игрок. И игрок сильный, потому что ниссановцы собираются не только производить свою новинку в России, но и разработать её тут. Это известие породило немало вопросов, ответов на которые не было. И Авто Mail.Ru с интересом принял приглашение компании Nissan посетить свою штаб-квартиру в Японии, чтобы познакомиться с руководством возрождённого бренда Datsun и разузнать максимум доступной информации об этом интригующем проекте. Рассказываем!

В чём идея проекта?

Руководство Nissan решило, что сможет предложить развивающимся рынкам очень привлекательный бюджетный автомобиль, если будет играть по местным правилам. Для этого нужно использовать производственные и инженерные возможности уже существующих в этих странах автомобильных заводов. C самого начала в проекте участвуют Россия, Индия и Индонезия — при этом каждый рынок получит свой собственный автомобиль. Это объясняется тем, что базой для каждой машины станет уже какая-то существующая и производящаяся в этой стране платформа. Такая стратегия нацелена на создание максимально доступного и при этом подходящего именно для местных условий автомобиля. При разработке учитываются не только климатические, но и социально-экономические особенности того или иного рынка. Четвёртой страной, где будет запущено аналогичное производство, до конца 2014 года станет ЮАР.

Какие это будут машины?

Руководство компании утверждает, что, несмотря на разность платформ, все автомобили Datsun будут иметь похожий характер, демонстрировать так называемую «японскую ДНК», давать ощущение «настоящего японского автомобиля». При этом автомобиль будет оставаться доступным и иметь ровный баланс потребительских качеств. Ключевые из них: дизайн, ездовые характеристики, надёжность и качество. Сейчас в разработке находятся суммарно 5 новых моделей для трёх рынков. Далее каждый год будут появляться по две новые модели для каждого рынка. Точная информация о типах кузова пока засекречена, но менеджмент Datsun намекает, что в России это будет седан и позже универсал, а в Азии в первую очередь появятся хэтчбеки. При этом машины для Индии и Индонезии, скорее всего, будут всё же больше похожи друг на друга, так как «тележкой» для них послужат уже продающиеся на этих рынках Ниссаны. А вот российский Datsun будет более аутентичным. И вот почему.

Моим основным собеседником в ходе визита в Йокогаму стал президент Datsun Винсан Кобе. Это человек, за плечами у которого более 10 лет работы в Nissan. С 2002 по 2007 года он работал в закупках, а позже стал руководителем программы разработки «платформы V», на которой созданы модели Micra, Sunny и Note. C 2010 года Винсан Кобе — глава возрождённого Датсуна. Помимо прочего, глава Datsun поделился своим мнением о том, что, кроме самого продукта, привлечёт покупателя к марке Datsun. Это уважение в плане сервиса, то есть гарантийное и постгарантийное обслуживание на высоком уровне даже для владельцев доступных машин, а также ценовая доступность аксессуаров и дополнительного оборудования

Что представляет собой Datsun для России?

В нашей стране платформой для Датсунов послужит «одна из моделей АвтоВАЗа». Именно такие таинственные формулировки звучали от представителей как Datsun, так и нашего автогиганта. Но уже сейчас, несмотря на отсутствие официальной информации, можно наверняка сказать, что это будет «тележка» и основные агрегаты седана Granta. На это указывают и класс автомобиля, и многочисленные косвенные факты. При этом локализация машины будет стопроцентной — все её детали будут российскими в той же степени, что и компоненты моделей АвтоВАЗа. Это позволит установить стартовую цену автомобиля до 400 тысяч рублей. При разработке датсуновцы обязательно уделят внимание деталям: например, Россию, Индию и Индонезию объединяют пробки, а значит, новинка получит отличную обзорность. Аналогично и с влагозащитой: в Азии дожди, а у нас много слякоти, поэтому над гидроизоляцией поработают особо тщательно. План продаж Датсунов в России оптимистичный: больше 100 тысяч автомобилей в год.

Как построен процесс разработки?

Над будущей машиной одновременно и в России, и в Японии трудится совместная команда инженеров, состоящая из представителей компаний АвтоВАЗ и Nissan. Глава проекта Datsun взаимодействует с главным инженером АвтоВАЗа, которому подчиняется местная команда разработчиков. Каждая группа специалистов отечественного завода трудится в сотрудничестве и под контролем соответствующего инженера с японской стороны. Например, ниссановцы разрабатывают и направляют нашей стороне дизайн, а тольяттинские специалисты проверяют его на применимость к платформе и соответствие российским реалиям, после чего дают японским коллегам обратную связь — так в результате сотрудничества рождается решение за решением. Японские идеи, адаптированные к российским условиям. Вазовцы делятся инженерными наработками и целыми агрегатами, а японская сторона отвечает за конечное исполнение и характеристики автомобиля, дополняет его своими технологиями и обеспечивает должный уровень качества. Кстати, о качестве.

Ниссановцы дали следующие характеристики своему продукту в сравнении с конкурентами: лучшая динамика при сравнимой экономичности, «больше машины» при сравнимой цене и меньшая масса при сравнимом размере. По подсчётам руководства марки, к 2016 году продажи Датсунов будут составлять от трети до половины всего объёма реализуемых компанией Nissan на соответствующих рынках автомобилей.

Как будет обеспечиваться должный уровень качества автомобилей Datsun?

Этот вопрос был чуть ли не самым обсуждаемым во время всех пресс-конференций и круглых столов. Ведь не секрет, что во многом именно российские комплектующие делают отечественные автомобили такими, какими мы их знаем: ненадёжными, ломающимися, подолгу страдающими «детскими болезнями». Но Винсан Кобе уверен в своей команде и своей стратегии на сто процентов. Он говорит, что точно знает, как достичь «родного» японского уровня качества даже при работе в России. Японская инженерия в сочетании с жёстким производственным менеджментом призваны просто не оставить контрагентам шанса поставлять некачественные детали. Не зря глава марки свои первые пять лет провёл в отделе закупок! А вопросы тщательности сборки, по мнению опытнейшего вице-президента Nissan по качеству Хидетоши Имазу, решаются правильной тренировкой персонала и детальным описанием сборочных операций, что не оставляет рабочим возможности ошибиться.

Где и как испытывают прототипы?

Конечно же, прототипы автомобилей уже существуют — ведь разработка ведётся с 2010 года, и автомобиль уже почти готов к запуску в серию. Мы побывали в техническом центре Nissan, который позволяет создавать автомобиль с нуля, а также проводить почти полный цикл испытаний, включая продувку в многофункциональной аэродинамической трубе (кстати, третьей в мире по максимальной скорости потока со значением 270 км/ч), ресурсные тесты на вибростенде (1-2 месяца тряски имитируют полный жизненный цикл машины), крэш-тесты, «замораживание», нагрев и «обливание» в камерах и так далее.

Лабораторные испытания позволяют проводить ускоренное тестирование автомобилей и таким образом значительно сокращать цикл разработки новых моделей. Ещё больше этот цикл сокращается за счёт цифрового моделирования дизайна и первичного тестирования вместо создания многочисленных макетов. Здесь симулируют всё: от динамики, эргономики и крэш-тестов до производственных процессов и качества сборки. Смоделированный до мельчайших деталей автомобиль остаётся только воплотить в очень близкий к серийной машине прототип и подвергнуть финальным физическим тестам в лабораториях и на полигонах в Хоккайдо и Точиги.

Как будет называться новый автомобиль?

Винсан Кобе заинтриговал нас, сказав, что менеджеры компании собираются разработать особую систему наименования автомобилей. В автобизнесе принято называть машины либо именами собственными, либо численными индексами. «Мы в Datsun придумываем нечто особенное, сочетающее элементы того и другого подхода», — прокомментировал глава марки.

А как же славное прошлое марки?

О прошлом (читайте о нём ниже в разделе История Datsun) и его связи с новым Датсуном японцы говорят очень осторожно. На новый имидж марки сделаны серьёзные ставки, поэтому если ниссановцы и вспомнят о спортивных купе или трудягах-пикапах Datsun, то только тогда, когда достигнут своей основной цели. Главное сегодня — завоевать сегмент доступных машин.

Фирменное лицо автомобилей Datsun и логотип марки уже готовы и будут украшать все будущие модели. Кстати, слово Datsun правильно произносить с ударением на первый слог, а во втором слоге гласная звучит как нечто среднее между [у] и [а].

Главный вопрос: когда?

Готовые автомобили датсуновцы покажут во второй половине года — сначала это будет модель для рынка Индии, потом в сентябре представят индонезийский вариант, а чуть позже сорвут покрывало и с российской машины. Правда, индийский прототип мы уже видели краем глаза во время путешествия по центру разработки Nissan — это оказался симпатичный просторный хэтчбек типично японского дизайна. Что ж, этот пример показывает, что облик машины действительно выдержан в родном ниссановском стиле. В ближайшее время у нас состоится ещё одна встреча с командой Datsun на японской земле, в ходе которой нас подробнее посвятят в вопросы дизайна и, помимо цифр и фактов, дадут и первую визуальную информацию по новым моделям.

История Datsun

Годом появления марки Datsun официально принято считать 1932 (а в 1931 фирма называлась Datson). Это название получил новый компактный автомобиль основанного в 1914 году японского производителя DAT. Три буквы были взяты из фамилий основателей-инвесторов: Ден, Аояма и Такеучи. Приставка son символизировала компактность автомобиля, но оказалась не совсем удачной, так как могла трактоваться в японском языке также как «неудача», «потеря». Поэтому спустя год после появления марку переименовали в Datsun, тем самым дополнительно обыграв солнце как символ Японии. В 1931 году Datsun (тогда ещё — Datson) уже принадлежал промышленному гиганту Tobata Casting, который в 1933 году сменил имя на Nissan Motors.

Datsun 510, Datsun Fairlady/Sports 1600, Datsun 240Z, Datsun Truck

До конца пятидесятых почти все производимые компанией легковые автомобили носили имя Datsun, а марка Nissan использовалась в основном для именования производимых концерном грузовиков и автобусов. С начала шестидесятых началось иное разделение: некоторые крупные модели стали называться Ниссанами, а компакты по-прежнему оставались Датсунами. Но вскоре концерн решил придерживаться иной стратегии и отказаться от имени Datsun с целью сделать марку Nissan глобальной. Переход был долгим и болезненным, но в итоге к 1986 году он состоялся окончательно. В следующий раз имя Datsun официально было использовано лишь в 2001 году для обозначения пикапа Nissan Navara для внутреннего рынка, но через год с небольшим от него снова отказались.

Самые известные автомобили Datsun — это модель среднего класса Bluebird (особенно в кузове 510, выпускавшемся в 1968 — 1973 годах), родстер серии Fairlady/Sports выпускавшийся с 1959 до 1970 годы, знаменитое изящное спорткупе Fairlady Z в кузове аналогичном Nissan S30 (1969 — 1978) и пикап Datsun Truck, который производили в пяти поколениях с 1955 по 1986 годы.

Дмитрий Ласьков