Рапид — это сплав для рабочей части быстрорежущих инструментов. Звучное и нескромное название, правда? Первым из автомобильного мира на ум почему-то приходит пятидверный Aston Martin. Причём же тут Skoda?
Ещё с 1935 по 1947 годы чешская марка выпускала трех- и пятидверные модели с именем Rapid. Потом — спустя почти 40 лет — был одноимённый угловатый трёхдверный седан, который производился с 1983 по 1991 годы... Через 20 лет марка опять решила обратиться к этому названию — в прошлом году Skoda вывела новый Rapid на индийский рынок, но он оказался близнецом Volkswagen Polo Sеdan, только с «мордой» от Fabia. Но мы получим оригинальную модель с новым шкодовским дизайном и кузовом лифтбек.
Новый Rapid хоть и получил оригинальный дизайн, но построен на знакомой платформе PQ25 — она же лежит в основе конструкций семейства Volkswagen Polo пятого поколения, SEAT Ibiza, Audi A1... Rapid — это преемник Octavia первого поколения, которая уже снята с производства. Промежуточный вариант между среднеразмерной Октавией и сугубо городской Фабией был просто необходим. Уж слишком большим получался разрыв, к тому же конкуренты начали активно занимать нишу просторных, но «бюджетных» моделей.
Отличительной чертой Rapid стали вместительный салон и огромный 550-литровый багажник. Крышка последнего по шкодовской традиции открывается вместе с задним стеклом — это облегчает доступ в грузовой отсек и к тому же даёт возможность легко загружать крупногабаритный скарб. Что ещё? Замечательная эргономика водительского места и отменная управляемость.
Удобству посадки на водительском месте способствуют широкие диапазоны регулировки рулевой колонки в двух направлениях и эргономичные сиденья. Что ещё нужно для счастья? Спортивные «ковши»? О, да! Для европейцев они предлагаются в качестве опции. В поворотах такие кресла держат лучше штатных, да и выглядят куда выигрышней.
Сзади места — вагон. База здесь на 90 (!) мм длиннее, чем у «первой» Октавии, и это самым положительным образом сказалось на комфорте задних седоков. Даже я с ростом 190 см с запасом усаживаюсь «сам за собой». Единственный недочёт — если плотно прижаться поясницей к спинке заднего кресла и выпрямиться, то над макушкой пространства уже не остаётся (в Polo Sedan, кстати, такая же ситуация).
Разнокалиберные подстаканники, кармашки, сеточки — они здесь повсеместно. Компактный центральный бокс по совместительству выполняет роль подлокотника, причём регулируемого по высоте. Данное решение пришло прямиком с Polo, и оно не лишено недостатков — подлокотник ограничивает доступ к «ручнику». Конечно, при покупке машины от «бокслокотника» можно отказаться, но с другой стороны, он в любом случае сделает дальнюю дорогу удобнее, а в городе его можно запросто откинуть назад и зафиксировать.
Из оригинальных фишек для безопасности и удобства — держатели световозвращающих жилетов под передними сиденьями (случись что, из автомобиля вы уже сможете вылезти в цветных «брониках»), двухсторонний коврик багажника, имеющий с одной стороны ворс, с другой — резиновое покрытие, и, конечно же, «весёлый» ярко-зелёный скребок для удаления льда. Последний можно найти с внутренней стороны лючка бензобака, и по совместительству он является... чем бы вы думали? Лупой! В Skoda Superb в свое время клали зонтик, здесь скребок — полезно, практично, приятно.
Моторов для европейского Rapid предусмотрено шесть: пара турбодизелей 1.6 TDI (90 и 105 л.с.) и четыре бензиновых агрегата: атмосферный 1.2 MPI (75 л.с.) и три турбированных мотора объёмом 1.2 TSI (86 л.с.), 1.2 TSI (105 л.с.) и 1.4 TSI (122 л.с.). Семиступенчатый преселективный «робот» DSG с парой сухих сцеплений доступен с начальным «дизелем» и топовым бензиновым двигателем. Шестиступенчатая «механика» идёт на 105-сильный 1.2 TSI, все остальные моторы довольствуются пятискоростной механической коробкой.
Из всего многообразия во время первого тест-драйва я успел попробовать четыре версии. 1.4 TSI с автоматической DSG, конечно, динамичнее остальных — 9,5 секунды с места до 100 км/ч и «максималка» на уровне 206 «километров» обеспечивают уверенный драйв и в городе, и на автобане даже с тремя седоками на борту. Единственное нарекание — довольно длительный переход при кик-дауне вниз с чётной на чётную или с нечётной на нечётную передачу, но здесь ничего не попишешь — особенности DSG с двумя сцеплениями. Средний расход во время теста — около 7,2 литра на 100 километров при паспортных 5,8.
105-сильный дизель с «механикой» тоже не промах — разгон до «сотни» на бумаге — 10,6 секунды. Вроде не особо быстро, но в реалиях недурной крутящий момент («полка» в 250 Н∙м выдаётся в диапазоне 1500-2500 об/мин) способствует ровной и неотвратимой тяге вплоть до отсечки на 5 «тысячах» и даже выработке гормона удовольствия. Отзывчивость, благодаря малоинерционной турбине, феноменальна, стоит чуть притопить, Rapid буквально теряет вес, и ты уже в дамках. Со светофоров пуляешь буквально со свистом. А передачами «жонглировать» сплошное блаженство — механизм переключения исключительно чёток, хотя в «лузы» рычаг забивать легче на бензиновых версиях. И главное — никаких тебе вибраций и шумов, ни намёка. Дизельная дрожь на холостых оборотах обходит стороной даже рулевую колонку и педали. Поработали доводчики основательно, когда такое было? Кстати, вибро- и шумоизоляция хороша на всех версиях. Надеемся, что в российских Рапидах она будет на таком же уровне.
Турбированная 105-сильная версия с 1.2 TSI и шестиступенчатой «механикой» будет бестселлером. Динамика оптимальна (10,4 секунды с места до 100 км/ч), экономичность хороша, да и стоить такая версия должна недорого. 86-сильный мотор, ясное дело, даёт заметно худшую динамику разгона, но здесь выяснилась интересная вещь: поскольку модификация легче остальных и имеет уменьшенные тормозные механизмы (момент инерции маленьких тормозных дисков и неподрессоренные массы меньше), управляется она ощутимо лучше более мощных и тяжёлых собратьев! Прямо парит, а не едет, руль информативнее, да и реакции на поворот острее. Правда, тормоза со скромными дисками можно легко перегреть, и это критично на петляющих горных серпантинах. Средний расход топлива у 86-сильного 1.2 TSI, как у котёнка — около 6 литров на «сотню», но аппетит куда более динамичного 105-сильного дизеля, и того скромнее — около 5,5 л (по паспорту 4,4).
А что же комфорт? Жестковато, но не критично. И понятно почему — в приоритете точность управления, но вот крены могли бы быть и поменьше. В запредельных режимах Rapid нейтрален, в крутом вираже снос плавно сменяется скольжением обеих осей, и это хорошо — так безопаснее. Чтобы сорвать Rapid в занос, его нужно откровенно спровоцировать, хорошенько раскачав. Не поэтому ли ESP ненавязчива? Она в действие вступает очень поздно, для драйверского стиля и опытных европейцев, ежеминутно закладывающих виражи по альпийским серпантинам, — то, что надо. А вот для неопытных водителей такая система динамической стабилизации — не самое лучшее решение. Нужно бы построже.
Мировая премьера Skoda Rapid состоится в Париже в сентябре, после чего автомобиль начнёт продаваться в Европе. Изначально лифтбек станут выпускать на чешском заводе в Млада-Болеславле. Чуть позже остальных появятся «зелёные» версии Green tec с кнопочным запуском, «старт-стопом», системой, отключающей генератор во время раскрутки двигателя, с шинами с низким сопротивлением качению... Но машины для российского рынка будут производить у нас в Нижнем, и их появление стоит ожидать не ранее середины-конца следующего года. Ни комплектаций, ни российских цен пока не озвучено.
Но известно, что у нас Rapid будут производить с пакетом для плохих дорог, который предполагает увеличенный клиренс, более длинные пружины и «мягкие» амортизаторы. Это увеличит грузоподъёмность с 535 до 580 кг и сделает машину приспособленной к нашим разбитым дорогам. Но как это скажется на повадках? Не исключено, что характер «народной» Skoda будет на манер Polo Sedan, а ведь он из-за более мягкой подвески отточенными реакциями не блещет. Но в любом случае конкурентам (Hyundai Solaris, Kia Rio, Chevrolet Aveo, Renault Symbol, Volkswagen Polo Sedan) придётся посторониться, а насколько сильно, покажет цена.
Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев и Skoda