НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовПекинский автосалон

«24 часа Ле-Мана». Судьбоносные круговые

22 июня 2012 16:45
Юбилейный, 80-й марафон «24 часа Ле-Мана» выиграл экипаж Audi. Но гонка могла сложиться иначе, если бы в её ход активно не вмешались... круговые

Ле-Ман, кольце Ле Сартэ, прошло пять часов ежегодного суточного марафона. Трибуны почти опустели – болельщики разбрелись по лавкам, магазинам, кафе, выставкам и аттракционам. Типичная картина для «24 часов Ле-Мана», где не протолкнуться только на старте и на финише гонки. Умиротворяющая атмосфера наводила на мысль – неужели юбилейный, 80-й «Ле-Ман» обойдётся без леденящих кровь аварий? Сглазили... Сначала режиссёр выхватил кадры, как из прототипа Toyota вылезает Энтони Дэвидсон. Спустя несколько секунд – повтор. Круговая Ferrari «режет» траекторию сине-белой TS030 Hybrid, контакт, Toyota взлетает в воздух, и через пару мгновений обе машины едва не разносят на куски отбойник. За голову схватились даже в павильоне Audi – они-то помнят, как в прошлом году в подобном эпизоде «убрали» R18 Майка Рокенфеллера!

На старт 80-го «Ле-Мана» вышло 56 экипажей, включая экспериментальный Nissan DeltaWing. Но сутки изнурительного марафона выдержали не все – до финиша добралось 35 машин, но две не были классифицированы, так как они преодолели менее 70% дистанции. В сухом остатке – 33 автомобиля в четырёх классах

Японцев из «Тойоты» было по-человечески жаль. Ведь они фактически спасли и интригу в «Ле-Мане», и новоиспечённый чемпионат мира по гонкам на выносливость (WEC). В середине января Peugeot неожиданно объявляет об уходе, оставляя Audi властвовать на французской земле. К счастью, незадолго до этого Toyota решила вернуться в Ле-Ман, за которым у них был должок – в 1999 году лишь взрыв покрышки не позволил им побороться за победу. Последующее больше похоже на сказку – весной они провели первые тесты, но до гонок шасси TS030 Hybrid так и не добралось, единственный тестовый прототип «разложил» Николя Ляпьер. С тех пор – ни одного «боевого» старта, сразу в омут с головой, фактический дебют состоялся на «24 часах Ле-Мана». Но, пропустив все этапы WEC, предшествующие «Ле-Ману», Toyota успела подготовить две машины к самой главной гонке сезона.

В «Ле-Мане» стартовало более двадцати бывших пилотов Формулы-1, причём пятеро из них вели к финишу прототипы Toyota! Это Энтони Дэвидсон, Себастьен Буэми, Стефан Сарразан, Александер Вурц и Казуки Накадзима. Интересно, последуют ли кадровые перестановки после двух сходов из-за столкновений с соперниками?

Тем удивительнее, что прототипы TS030 Hybrid отнюдь не выглядели мальчиками для битья, хотя противостояли им грозные Audi R18 e-tron quattro, уже прошедшие «обкатку» в гонке «6 часов Спа». И для обоих «гибридов» этот марафон должен был стать моментом истины. Способны ли они тягаться с проверенной дизельной и бензиновой техникой, будут ли надёжны? Любопытно, что немцы и японцы выбрали разные подходы. В Audi выбрали за основу R18 ultra, которую оснастили гибридной силовой установкой разработки Williams F1 (система схожа с KERS в Формуле-1), причём накопленная энергия через электромотор приводила... передние колёса. Впервые на старт «24 часов Ле-Мана» вышел дизельный гибридный полноприводный прототип!

Инженерам облегчили машину на 80 кг, чтобы прибавка маховика, в котором «запасается» энергия рекуперативного торможения, и полноприводной трансмиссии не сказалась на итоговой массе (по правилам она не должна быть менее 900 кг). Кроме того, в Audi R18 e-tron quattro бак на 2 л меньше, чем у R18 ultra (58 л вместо 60). Любопытно, что на прямых R18 e-tron quattro проигрывали и «Тойотам», и R18 ultra – 326,1 км/ч против 335,2 и 331,1, соответственно

Toyota выбрала другой путь – в основе TS030 Hybrid лежит атмосферный бензиновый V8 объёмом 3,4 литра, а накопленную в суперконденсаторах энергию электродвигатель передаёт на заднюю ось. То есть, Toyota, в отличие от Audi, всегда остаётся заднеприводной. Выглядит не слишком убедительно? Тем более, Audi, имея полноприводную трансмиссию, отнюдь не вышла за рамки минимально разрешённых правилами 900 кг. Но организаторы уравняли шансы, разрешив Audi передавать тягу на передние колёса только со скорости 120 км/ч. Впрочем, в «Ле-Мане» не запрещается использовать «трекшн-контроль».

Ещё накануне гонки в Ле-Мане зарядил дождь, который не прекратился и утром. Поэтому старт традиционного заезда исторических спортпрототипов Группы С мы смотрели с замиранием сердца. Увы, без происшествий не обошлось – в итоге большую часть времени пелотон водил за собой «сэйфти-кар». Самым быстрым ожидаемо оказался Sauber C9, победитель «24 часов Ле-Мана» 1989 года. А серебристый Mercedes C11 под номером «31» известен тем, что на нём в чемпионате мира спортпрототипов 1990 года гонялся... Михаэль Шумахер. К счастью, ещё до старта «24 часов Ле-Мана» небо расчистилось и трасса высохла. Иначе количество инцидентов и аварий могло быть значительно больше

В Audi всё же подстраховались на случай каких-либо неожиданностей, выставив на старт ещё и два «традиционных» дизельных прототипа R18. У «Тойоты» такой возможности не было, поэтому японцы в своём первом после возвращения «Ле-Мане» ожидаемо сделали ставку на надёжность – в тренировках лучшая TS030 Hybrid уступила самой быстрой Audi R18 e-tron quattro более 3 секунд. Однако в квалификации немцам уже пришлось попотеть – в итоге на старте одна из бело-синих «Тойота» смогла-таки разорвать строй Audi и пробилась на третью позицию, сократив отставание всего до секунды. Неплохо для дебюта! Думаете, первый ряд оккупировали «и-троны»? Как бы не так! Да, в «Ле-Мане» было суждено доминировать прошлогодним победителям – R18 e-tron quattro с «единичкой» на борту была недосягаемой до соперников. Но второе место заняла «обычная» R18 ultra.

Отсутствие Peugeot почти не сказалось на интересе зрителей – за уик-энд гонку посетило 240 тысяч человек, что всего на 9,5 тысяч меньше, чем <a href="/article/34584-24_chasa_le-mana_odin_v_pole_voin/">годом ранее</a>. Трибуны во время старта и финиша гонки заполнены под завязку, а как только проезжает последний экипаж, болельщиков выпускают на стартовую прямую, и те устремляются чествовать победителей и призёров

Поначалу казалось, что борьбы за победу не будет – армада Audi унеслась вперёд от пары «Тойота». Но сначала в боксах задержалась R18 ultra под номером «4», а потом при обгоне кругового Porsche в первой шикане ткнулся в отбойник Ромэн Дюма (No3). Да, лидер оторвался уже более чем на минуту, но что такое 80 секунд по меркам «Ле-Мана»? Любая ступенька на подиуме для дебютной гонки была бы тойотовцам в радость, а тут сразу две машины в призовой тройке. Не судьба... В конце прямой Mulsanne Пьерджузеппе Пераццини решил, что в зеркала смотреть не обязательно и отправил Энтони Дэвидсона в полёт. Неопытный итальянец потом сидел на травке целым и невредимым, а британцу теперь предстоит залечивать компрессионный перелом двух позвонков.


На трассу, разумеется, выехали машины безопасности (в «Ле-Мане» из-за большой длины трассы используется несколько «сэйфти-каров»), которые больше часа водили за собой пелотон в ожидании, пока «коммунальщики» уберут повреждённые автомобили и починят отбойник. Зрители, сбежавшиеся на трибуны и прильнувшие к экранам после аварии Дэвидсона, предвкушали битву во время рестарта. И вот, наконец, дирекция гонки уводит «мигалки», маршалы вывешивают зелёные флаги, и пара Audi (с отставшим на круг номером «4») с «Тойотой» начинают свой прорыв через редуты скопившихся вместе круговых.

Каждый год в современном «Ле-Мане» принимает участие экспериментальный прототип. В этом году «ноль» на носу достался клиновидному Nissan DeltaWing. Главная изюминка японского «болида» – сниженное практически вдвое лобовое сопротивление. Благодаря хорошей обтекаемости и небольшой массе (475 кг), DeltaWing даже с 300-сильным двигателем квалифицировался на сенсационном 29-м месте, оказавших в середине класса LMP2! Но в гонке Nissan не смог долго держать высокий темп и потихоньку откатывался назад, пока не столкнулся с «Тойотой» Казуки Накадзимы

Одним из таких круговых оказался экспериментальный Nissan DeltaWing с 300-сильным турбомотором объёмом 1,6 литра. Ехал он вне зачёта, но в квалификации каким-то чудом умудрился показать аж 29-е время из 56 участников, после чего внимание публики к этому любопытному образцу техники стало просто невероятным, людей как магнитом к нему тянуло – каждый норовил ткнуть пальцем в экран, где показывали DeltaWing, а трибуны неизменно провожали чёрный «треугольник» взглядом. Но во время рестарта Сатоси Мотояма, кажется, готов был сквозь землю провалиться, пока мимо него пролетали прототипы категорий LMP1 и LMP2. Катился себе спокойно по краешку трассы, стараясь не путаться под колёсами лидеров. Не помогло.


Казуки Накадзима, видать, так старался достать Audi, что не рассчитал манёвр и «пнул» Nissan DeltaWing, отправив его прямиком в бетонную стену. Благо, скорость там не особо высока, да и контакт был не сильным – пилоты никоим образом не пострадали. А вот технике досталось. И ещё неизвестно, кому из японцев от этого стало хуже. Nissan был вынужден досрочно завершить свой эксперимент, а Toyota... тут же отправилась в боксы. И это, увы, не было плановым пит-стопом. Оперативно починить задний обтекатель TS030 Hybrid не удалось, «семёрку» закатили в боксы, где она провела слишком много времени. Но даже финишировать «Тойоте» не удалось – в столкновении оказалась повреждена силовая установка. Дорого обошлась горячность Накадзимы его команде...


После этого происшествия гонка «24 часа Ле-Мана» превратилась в «17 часов Audi», но борьбу за победу вели уже только два экипажа – оба R18 e-tron quattro. «Единичка» уверенно лидировала, но её потихоньку настигали Алан МакНиш, Диндо Капелло и Том Кристенсен. И хотелось, чтобы выиграла именно титулованная «двойка». Почему? Да просто много красивых совпадений. Кристенсен стал бы девятикратным победителем «Ле-Мана», а для Капелло этот марафон был последним в карьере и наверняка итальянец хотел испить победного шампанского перед тем, как повесить шлем на гвоздь. Тем более, в воскресенье Капелло стукнуло 48 лет. Красиво мог уйти ветеран!

<ul> <li>В этом году на Гран-При Испании впервые победил пилот из Венесуэлы, Пастор Мальдонадо. Но теперь эта страна может гордиться не только Пастором. В категории LMP2 гонку выиграл экипаж команды Starworks Motorsport (на фото – вверху) – Виченте Потоликкио (Венесуэла), Райан Дэлзил и Томас Кимбер-Смит (оба из Великобритании)</li> <li>Трудовую победу в зачёте GTE Pro одержали Джанкарло Физикелла, Джанмария Бруни и Тони Виландер. С самого начала у них всё пошло не так – «Физико» крепко приложил Ferrari 458 Italia на тренировке, и в итоге они пропустили две квалификации, а в третьей проехали лишь несколько кругов. Но даже при старте с последнего места в GTE Pro они смогли выиграть марафон</li> <li>Судьба победы в младшем классе GTE Am решилась незадолго до финиша, когда вперёд вышел Chevrolet Corvette C6-ZR1, а окончательно французский экипаж Porsche 911 RSR (997) под номером «67» потерял все шансы после прокола колеса</li> </ul>

И, кстати, интрига эта сохранялась почти до самого финиша – два «и-трона» Audi менялись местами после пит-стопов, и кому в этой чехарде досталась бы победа, предугадать не мог никто. Ну, разве что доктор Вольфганг Ульрих, глава спортивного отделения Audi. Но и здесь судьбу гонки решила... круговая Ferrari. Более того, за три часа до клетчатого флага немцы едва не лишились сразу двух машин! Сначала в первой шикане в тот же самый отбойник «причалил» R18 ultra под номером «3». Только на этот раз Марку Жене никто не мешал. А на другом конце трассы, пока испанец ковылял на подбитой R18 ultra в боксы, при попытке обгона Ferrari вылетел Алан МакНиш! Контакт с рельсом безопасности был не слишком сильным, но шотландцу пришлось сделать лишний пит-стоп. Всё, финита.

Было за кого поболеть на «Ле-Мане» 2012 года и россиянам. Роман Русинов сотоварищи начал гонку с прекрасного 3-го места в классе LMP2, но взрыв покрышки и лишний пит-стоп не позволил Роману финишировать на подиуме. Так или иначе, но экипаж завершил гонку на десятом месте абсолюта (и четвёртом в LMP2). Так высоко русские пилоты в «Ле-Мане» ещё не забирались. Поздравляем, Роман! И надеемся, что через год Русинов сможет принести нам первый подиум в легендарном марафоне. К слову, скоро Роман поделится впечатлениями от этого «Ле-Мана» в эксклюзивном интервью

В итоге одиннадцатую (!) победу Audi в Ле-Мане принёс экипаж, который ещё в прошлом году считался подающим надежды. Но теперь уже двукратные победители – Андре Лоттерер, Марсель Фасслер и Бенуа Трелуйе – доказали, что с ними придётся считаться признанным зубрам легендарной гонки. Им удалось избежать проблем с техникой, не было ошибок при обгоне круговых и в итоге R18 e-tron quattro с цифрой «1» намотала 5151,76 километров за 378 пройденных кругов. Вторыми финишировали Алан МакНиш, Диндо Капелло и Том Кристенсен, а тройку замкнули Оливер Джарвис, Марко Бонаноми и Майк Рокенфеллер. Тоже, разумеется, на прототипах Audi.

Lola B12/60 Coupe под номером «12» порадовала болельщиков команды Rebellion Racing не только красивой ливреей в стиле команды Lotus Формулы-1. «Двенашка» всю гонку держала хороший темп за спинами Audi и Toyota, а отсутствие ошибок и поломок позволило Николя Просту, Нилу Яни и Нику Хайдфельду занять четвёртое место в гонке. Отличный результат!

И, хотя все четыре Audi красиво финишировали вместе, четвёртое место досталось швейцарской команде Rebellion Racing. Николя Прост, Нил Яни и Ник Хайдфельд всю гонку были «лучшими среди остальных» и смогли не только удержать свои позиции, но и воспользоваться вылетом Марка Жене, которому потребовалось достаточно времени на ремонт, чтобы пропустить вперёд купе Lola B12/60 с мотором Toyota. Но, конечно, тягаться на равных с заводскими командами частникам не под силу. И вряд ли ситуация изменится в будущем в лучшую сторону.

Три экипажа Audi на призовом подиуме гонки «24 часа Ле-Мана». Не исключено, что подобную картину мы видим в последний раз – Toyota доказала, что претендует на самые высокие места

Причина в росте интереса автопроизводителей к «Ле-Ману». Подвинуть Audi с насиженного первого места попытается и Toyota, которая, несомненно, будет представлять грозную силу и в следующем юбилейном марафоне – в 2013-м гонке стукнет 90 лет. Активны и другие японцы – Nissan и Honda обеспечивают моторами 15 из 20 прототипов LMP2, а через год к ним присоединится и Mazda, которая будет поставлять дизельные двигатели для машин той же категории. Возможно, что и французы из Peugeot «разморозят» свою программу, коли дела на европейском рынке у них наладятся. И не стоит забывать о рекордсмене «Ле-Мана», компании Porsche. Немцы, которые выигрывали на кольце Ле-Сартэ аж 16 раз, возвращаются в 2014 году в топ-дивизион LMP1. Эпоха возрождения «24 часов Ле-Мана»? Хотелось бы в это верить!

Результаты гонки «24 часа Ле-Мана» 2012:
МестоМашинаКлассЭкипажКруги
1Audi R18 e-tron quattroLMP1Лоттерер/Фасслер/Трелуйе378
2Audi R18 e-tron quattroLMP1МакНиш/Капелло/Кристенсен377
3Audi R18 ultraLMP1Джарвис/Бонаноми/Рокенфеллер375
4Lola B12/60 Coupe-ToyotaLMP1Прост/Яни/Хайдфельд367
5Audi R18 ultraLMP1Жене/Дюма/Дюваль366
...7 (1)HPD ARX 03b-HondaLMP2Потоликкио/Дэлзил/Кимбер-Смит354
8 (2)Oreca 03-NissanLMP2Тирье/Беше/Тинсо353
9 (3)Oreca 03-NissanLMP2Перес-Компанк/Каффер/Аяри352
10 (4)Oreca 03-NissanLMP2Раг/Пансьятиси/Русинов351

…17 (1)

Ferrari 458 ItaliaLMGTE ProФизикелла/Бруни/Виландер336

18 (2)

Ferrari 458 ItaliaLMGTE ProМаковецки/Мело/Фарнбахер333

19 (3)

Aston Martin Vantage V8LMGTE ProМюкке/Тёрнер/Фернандес332

20 (1)

Chevrolet Corvette C6-ZR1LMGTE AmБорнхаузер/Каналь/Лами329

21 (2)

Porsche 911 RSR (997)LMGTE AmПонс/Нарак/Арминдо328

…25 (3)

Ferrari 458 ItaliaLMGTE AmКрон/Йонссон/Руколо323

В скобках указана позиция в классе

Вадим Гагарин
Фото автора и ACO