Текущее поколение Skoda Octavia мы изучили уже вдоль и поперёк – ездили и на «Октавии» 1.8 TSI, и на рестайлинговых версиях Scout и RS, и на дизеле, и на полноприводной модификации. Даже электрическую Octavia Green E Line довелось испытать! Казалось бы, зачем нам снова брать её на тест? Но причины были. Первая: Octavia, несмотря на свой солидный возраст (ей уже 8 лет!), и не думает сдавать обороты – в прошлом году в России продано 41 130 автомобилей, а в январе-феврале Octavia поднялась до 15-й позиции в рейтинге самых популярных моделей. Вторая: нам хотелось заполучить машину с мотором 1.4 TSI. И это желание напрямую связано с нашим климатом...
На форумах владельцы «Октавий» с двигателем 1.4 TSI частенько жалуются на крайне медленный прогрев во время морозов – мотор еле греется, а в салоне первые полчаса приходится сидеть едва ли не в тулупе и шапке. Потому-то мы и решили устроить тест «Шкоды» 1.4 TSI именно зимой. Ещё один бонус – машина нам досталась с почти 20-тысячным пробегом, чему мы были очень рады, так как на новых автомобилях реже вылезают различного рода «сверчки».
К тому же, и это тоже редкий случай для тестовой машины, Octavia оказалась отнюдь не в топ-комплектации Ambition. Цвет – «бесплатный» белый. Колёса – штампованные 15-дюймовые. Но 122-сильный двигатель передаёт крутящий момент посредством семиступенчатого «робота» DSG с двойным сцеплением. Плюс «наша» Octavia оснащена дополнительным пакетом опций за 34 900 рублей: он включает в себя двухзонный «климат», противотуманные фары, передний подлокотник, круиз-контроль и задний парктроник. Итого – 813 900 рублей.
Между прочим, Octavia 1.4 TSI оказывается всего на 10 тысяч рублей дороже 152-сильной модификации 1.8 TSI. Почему? Всё дело в коробке передач. Если альтернативой механике в сочетании с «меньшим» мотором является семиступенчатый «робот» DSG с двойным сцеплением за доплату в 60 тысяч рублей, то 1.8 TSI снова поставляется только с шестидиапазонным классическим «автоматом» (+ 40 000 рублей). Почему? «Официальная» причина в том, что завод по производству DSG не справляется со спросом и для уменьшения срока ожидания заказа нам опять предложили «автомат». Но не исключено, что на это решение повлияли и претензии к надёжности «робота». Впрочем, к этой теме мы ещё вернёмся, расскажем о комплектациях и ценах, а пока постараемся дать ответ на вопрос, действительно ли Octavia с этим мотором не любит российскую зиму.
Жаль, что настоящие морозы мы зацепить не успели – столбик термометра во время теста опускался не ниже -15 градусов по Цельсию. Но даже тогда Skoda Octavia заставила нас теплее одеваться. С холодным пуском в такую погоду проблем, разумеется, никаких быть не может. А вот дальше начинается самое интересное. Двигатель работает на холостых оборотах, климат-контроль выключен, засекаем время. Стрелка температуры охлаждающей жидкости сдвинулась с места только через 12 минут, поэтому «греть» мотор на парковке нет никакого смысла.
Но и в движении тепла придётся ждать долго – спустя 20 минут неспешной езды стрелка почти достигает рабочей зоны, но стоит остановиться на 5 минут, как она снова проваливается в «холодное» положение. В общем, тем владельцам «Октавий», которые после длительной стоянки выезжают на шоссе или МКАД, не позавидуешь – и дело не только в том, что радиатор постоянно обдувается набегающим потоком ледяного воздуха. DSG ради экономии топлива при размеренном ритме движения лихо забирается на седьмую ступень, поддерживая минимальные обороты коленвала. И это явно не способствует ускоренному прогреву.
Поэтому лучше переходить в спортивный режим, когда коробка «забывает» о высшей передаче. Конечно, можно «пришпоривать» и холодный мотор, но нам это кажется кощунством. В городе, где постоянно чередуются циклы разгонов и торможений ситуация несколько лучше, но общей картины это не меняет – в «Октавии» 1.4 TSI довольно долго будет прохладно. Радует лишь то, что DSG хорошо работает и «на холодную» – рывков и задержек практически нет.
К счастью, уже в комплектации Ambition Skoda Octavia оснащается трёхуровневым подогревом сидений. Есть также обогрев зеркал и форсунок омывателя ветрового стекла. Но непонятно, почему даже в качестве опции для «Октавии» с этим мотором не предлагается дополнительный электрический отопитель салона, которые часто используют на автомобилях с дизельными двигателями. Судя по отзывам, аналогичные зимние проблемы есть и у других моделей концерна с 1.4 TSI. Хотя, справедливости ради, отметим – стоило температуре подобраться к отметке в 6-7 градусов мороза, как ситуация стала значительно лучше. Но у нас же не Европа и не настолько мягкие зимы! А что будет в «минус 30»? Вопрос открыт...
В остальном Skoda Octavia не вызвала у нас претензий с точки зрения зимней эксплуатации. Салон не громыхает, расход топлива в городском цикле не превышал 10,4 л/100 км при очень достойной динамике – 9,7 секунды до «сотни». А если ездить спокойно, он и вовсе опускается ниже 9 л/100 км. На 15-дюймовых колёсах с «жирными» шинами 195/65 R15 плавность хода хороша даже на «задубевшей» подвеске. Кроме того, на российском рынке Octavia оснащена пакетом для плохих дорог, то есть может похвастать увеличенным клиренсом. Но удивил тот факт, что при этом на машине установлена лишь пластиковая защита картера!
Стоит похвалить «Октавию» за поведение на зимних дорогах. Система стабилизации ненавязчиво подстрахует в скользких поворотах, а «трэкшн» хорошо справляется с избытком крутящего момента (200 Н∙м в диапазоне 1500-4000 об/мин). Поведение «Шкоды» остаётся всегда прогнозируемым и благодаря информативному рулю. А как «вкусно» она закидывает заднюю ось при сбросе газа! Во всяком случае, на зимних шинах (на нашей машине стоят шипованные покрышки Nokian Hakkapeliitta 7). В общем, несмотря на консервативный внешний вид, Skoda Octavia способна вызвать положительные эмоции даже у активного водителя.
Вне этой публикации остались многие сильные стороны «Шкоды», которая, будучи в преклонном возрасте, отнюдь не кажется устаревшей машиной и даст фору многим одноклассникам. Но, чтобы было интереснее, мы решили устроить сравнительный тест. Принимать экзамен у «Октавии» будет самая популярная иномарка этого сегмента, из года в год сохраняющая лидерство в классе. Догадались, что за машина? Конечно, это Ford Focus. Для сражения со «Шкодой» мы взяли седан Focus с двухлитровым двигателем и роботизированной коробкой PowerShift. Кто выиграл? Скоро расскажем!
Вадим Гагарин
Фото: Виталий Кабышев