НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Volkswagen up! Завоевать Европу!

27 октября 2011 11:32
Тестируем самый маленький Volkswagen на тесных улочках Рима

Выпуски новостей не сулили ничего хорошего: небывалая гроза с ливнями устроила в Риме настоящий потоп. По телевизору показывали кадры с плавающими машинами и закрытым метрополитеном. Но нам обязательно нужно было попасть в Вечный город уже на следующий день. Где, как не в столице Италии, тестировать одну из важнейших новинок года в самом компактном сегменте автомобилей? А именно – Volkswagen up!

Volkswagen up! мельче, чем Fox, но немного крупнее, чем его идеологический предок Lupo. Длина up! – 3540 мм (+16 мм по отношению к Lupo), ширина без учёта зеркал – 1641 мм (+ 1 мм), высота – 1478 мм (+ 21 мм). Колёсная база Volkswagen up! и вовсе рекордная для сегмента «А» – 2420 мм. Сухая масса базовой модификации take up! – 929 кг

«Мальки» в гамме Volkswagen уже были – это, например, хэтчбек Lupo, дебютировавший в 1998 году. Lupo продержался на конвейере до 2005 года. А что потом? Ничего! Два года немцы были в поиске (временную меру в виде латиноамериканской «бюджетной» модели Fox в расчёт не принимаем) и в 2007-м выкатили на сцену любопытный концепт-кар up! (название пишется именно так). Производство машинки считалось делом решённым – нельзя же игнорировать столь популярный в Старом Свете класс, доля которого на рынке сейчас растёт впечатляющими темпами.

Volkswagen up! уже продаётся в Германии, а до остальных стран Европы доберётся в декабре

Но концепт up! был слишком далёк от реальности. Надувные сиденья, куча электронных «прибамбасов» и, внимание, оппозитный двигатель... сзади. Как у классического «Жука»! Неудивительно, что ждать серийной версии «апа» пришлось целых четыре года. Представили серийный up! на автосалоне во Франкфурте чуть больше месяца назад. Естественно, мотор был на привычном месте и приводил в движение передние колёса. Кресла, разумеется, тоже оказались обычными. Зато Volkswagen не стал ограничиваться одной лишь трёхдверкой: на стенде показали и пятидверную «внедорожную» модификацию сross up! с увеличенным клиренсом, которая дополнит производственную программу в будущем.


В отличие от техники, внешне Volkswagen up! мало чем отличается от прототипа – деталями и только. И вот линейка из белых, чёрных и красных «апов» встречает нас в Риме. На удивление, природа быстро сменила гнев на милость (хотя, если верить новостям, стихия ушла бушевать на север итальянского «сапога») – на улице солнце и плюс 20 по Цельсию. Отличная погода для близкого знакомства! И никаких следов вчерашних катаклизмов.

Серийный Volkswagen up! отличается от одноимённого концепта лишь мелкими деталями. Например, колёсными дисками (в базе у up! 14-дюймовые, но можно заказать вплоть до «16-х»), а эффектные круглые зеркала сменили «лопухами» от Polo. Любопытно, что вместо заявленных шин со сниженным сопротивлением качению на всех машинах стояли «нормальные» покрышки Continental ContiPremiumContact 2. Правда, на тесте не было автомобилей с 14-дюймовыми колёсами

Тяну за ручку двери красного хэтчбека и... попадаю в царство Volkswagen. Характерная передняя панель, блок управления кондиционером и головным освещением, подрулевые рычажки, кнопки, боковые зеркала – всё это знакомо по многим моделям концерна. Оживлять салон «апа» призвана глянцевая вставка в цвет кузова, но на «нашей» машине не было и её – обычный светлый (и жёсткий) пластик. Так что настроение задавал разве что приборный щиток с огромным спидометром. А вот отсутствие регулировки руля по вылету озадачило.


Пока up! доступен с единственным бензиновым двигателем объёмом 1,0 литра. Разница лишь в мощности – 60 и 75 «лошадок». Для начала мы с коллегой выбрали 60-сильный up! Поворот ключа и... по кузову пошла характерная вибрация. И, хотя Volkswagen заявляет, что инженеры много внимания уделили опорам силового агрегата, а двигатель up! является самым лёгким в классе, от особенностей конструкции никуда не деться. Три цилиндра! Но наши размышления прервал пожилой итальянец на старом Fiat 500, подкативший сзади и выразивший свой гнев посредством клаксона. Поехали!

<ul> <li>Внутри up! – компиляция из множества моделей Volkswagen. Внимание привлекает разве что пятидюймовый дисплей системы maps+more компании Navigon. Устройство с сенсорным управлением примечательно тем, что его можно... вынуть из машины и использовать в качестве обычного мобильного навигатора. А, будучи подключенным к бортовой сети, оно служит мультимедийной системой и «умеет» соединяться с телефоном по протоколу Bluetooth и воспроизводить музыку и видеофайлы с SD-карт ёмкостью до 32 Гб. Разумеется, на цветном дисплее можно просматривать и фотографии. Интеграция в штатную сеть глубокая – если загорается лампочка о низком уровне топлива, «навигация» тут же предложит список ближайших АЗС. Кроме того, на экран можно выводить подсказки для экономичного вождения и диаграммы расхода топлива. Мы не старались экономить, поэтому вместо паспортных 4,5 л/100 км у нас получилось минимум 4,8. Эта опция стоит от 355 до 830 евро – столь существенная разница объясняется наличием тех или иных функций (в «базе» Navigon интегрируется только с «музыкой». При наличии заднего «парктроника» (он есть в качестве опции!) его показания также выводятся на экран.</li> <li>Обратите внимание на блок управления зеркалами и... стеклоподъёмником. Да-да, тут только одна клавиша. Чтобы открыть стекло пассажирской двери с места водителя, придётся тянуться через весь салон</li> </ul>

На ходу up! ничуть не «игрушечный». В парковочных режимах руль почти «невесомый», а в движении «наливается» – тут использован электроусилитель. Порадовало внятное сцепление, а то у многих моделей концерна ход левой педали слишком велик. Нет особых претензий и к коробке передач – привод немного «вязкий», но с самим включением проблем никаких. Посетовать можно разве что на не очень хорошо «осязаемый» правый передний габарит. И насторожили тормоза. В пробках и городской толчее всё хорошо, но если замедляться со скоростей выше 60 км/ч, то нога будто во что-то упирается, педаль неожиданно оказывается жёстче, чем ожидаешь. Похоже, усилитель тормозов новой конструкции, эффективность работы которого зависит от силы и резкости нажатия, потребует привычки.

Для Volkswagen up! три «обычных» уровня оснащения – take up!, move up! и high up! – и «дизайнерские» black up! и white up! На фото – различные варианты отделки салона

И даже со столь скромным «табуном» под капотом up! оказался неожиданно шустрым. В сумасшедшем городском движении – а Рим в этом отношении ничуть не лучше Москвы – фольксвагеновский «колобок» находится в своей тарелке. Он легко срывается с места и спокойно вписывается в разноцветный поток малолитражек. Причём для этого не нужно судорожно работать рычагом КПП, здесь вполне «взрослый» передаточный ряд. На автостраде проверили – вторая передача упирается в «отсечку» почти на 100 км/ч.

Передние сиденья удобны, а водитель имеет ещё и регулировку по высоте. Жаль, что угол наклона спинки изменяется ступенчато. Назад пролезть тоже реально, да и места там не так и мало, как может показаться снаружи. Двум людям среднего роста будет вполне комфортно

Тянет моторчик и впрямь отменно. На высшей ступени up! ускоряется даже с 50-60 км/ч, пусть и медленно-медленно. Конечно, это при условии, что дорога не поднимается в гору – тогда придётся переходить на пониженные. Но и «легальные» 130 км/ч на магистрали up! набирает без чрезмерных усилий. В общем, признаём – для городской машинки возможностей литрового двигателя хватает. А ведь это 60-сильная версия!

Багажник тут тоже имеется. Его объём (251 л) можно увеличить до 951 л, сложив задние сиденья. А если доплатить за складную спинку переднего кресла, то можно перевозить предметы длиной до 2 метров. Грузовой отсек имеет двойной пол

Второй момент, который реально удивил в «апе» – внутри очень тихо для машины такого класса. Прослушивается лишь характерный рокот мотора, да и тот становится навязчивым только при ускорениях «в пол» на высоких оборотах. И подвеска, которой достаётся на орехи на неровных римских дорогах и брусчатке, не досаждает «буханьем» и лязганьем. А в те короткие моменты, что удавалось разогнать up! до 120-130 км/ч, я отметил низкий уровень аэродинамических шумов. Похвально! Видимо, не зря немцы заявляют коэффициент Cx 0.32, а это неплохой показатель для такой «коробочки».

<ul> <li>Пока up! предлагается только с одним бензиновым двигателем – три цилиндра, 999 «кубиков» с отдачей 60 и 75 л.с. Разница между ними кроется исключительно в электронном блоке управления. Крутящий момент одинаков – 95 Н∙м в диапазоне 3000-4300 об/мин. В следующем году на рынок выйдет up!, который «питается» газом (68 л.с.). А в более далёкой перспективе – e-up! с электромотором и даже «заряженный» GT-up! Дизелей пока не планируется.</li> <li>Все up! оснащаются пятиступенчатой МКПП, но за доплату доступна роботизированная коробка с одним сцеплением (тоже пятиступенчатая). Масса агрегатов невелика: «механика» весит 25 кг, «робот» – на 5 кг больше. Но на тесте были доступны исключительно машины с МКПП.</li> <li>Не было на тесте и версии up! BlueMotion с системой «Старт-стоп» и подзарядкой аккумулятора при торможениях. Такой up! должен потреблять 4,2 л/100 км вместо 4,5 у остальных модификаций</li> </ul>

Позже я сменил красный хэтчбек на белый с более мощным двигателем, но разницы не ощутил, ибо маршрут второй части программы уже не включал в себя скоростные трассы, а в городе характер у обеих машин одинаков. Заглянул в характеристики – на пиковую мощность в 75 лошадиных сил мотор выходит при 6200 об/мин против 5000 у 60-сильного варианта. Крутящий момент и вовсе такой же. Так что вся прибавка исключительно «вверху».

После красной машины с 60-сильным двигателем мне достался 75-сильный white up! Из внешних отличий, помимо белого цвета, – стильные 16-дюймовые (!) диски и хромированные корпуса боковых зеркал. Но и прайс на white up! солидный: хорошо оснащённая машина стоит 13 700 евро (доплата за более мощный мотор составляет ещё 600 евро)

Маршрут я упомянул не случайно, организаторы проложили его через центр Рима. Полюбоваться Колизеем, монументом Витториано и другими достопримечательностями мы смогли сполна – пробки! И только тогда я обратил внимание, что up! вызывает неподдельное любопытство у итальянцев – заглядывают внутрь, оборачиваются. Удивительно, ведь у них есть народный любимчик – Fiat 500. Что ж, в Италии на долю машин сегмента «А» приходится 20% автопарка. И одними «фиатами» сыт не будешь.

На тесных городских улочках Volkswagen up! – как рыба в воде. Скромные габариты облегчают парковку, а небольшой радиус разворота помогают в маневрировании

Причём немцы подготовились к борьбе не только с «пятисотым» или Renault Twingo, но и с успешным трио близнецов Citroen C1/Peugeot 107/Toyota Aygo. На общей с up! агрегатной базе уже созданы SEAT Mii и Skoda Citigo. Выпускаться они будут на одном заводе в неподалёку от города Братислава (Словакия) и поступят в продажу в Европе уже к концу текущего года. Включая, естественно, и Volkswagen up! В общем, планы грандиозные.

Два главных конкурента рядом. Явно видно, что создатели up! пошли по пути функциональности – почти «кубическая» форма позволила увеличить и объём багажника, и место для задних пассажиров

Но оправдаются ли они? В Volkswagen излучают оптимизм. Для них up! не просто маленькая машинка. Это бренд, призванный подчеркнуть индивидуальность владельца. Поэтому они не только сделали несколько вариантов исполнения up! – в поддержку запущена целая линейка аксессуаров, включая одежду и мелкую утварь. Немцы хотят сделать up! иконой марки. Такой же, какой в своё время стал «Жук» или «Гольф».

Торстен Рихтер, дизайнер интерьера up!, на примере газовой модификации eco-up! рассказывал о новинке и делился радужными перспективами. Баллоны со сжиженным природным газом находятся под днищем – их ёмкость 72 л. Плюс есть резервный 10-литровый бак для бензина

И у них есть все шансы! Цены на Volkswagen up! в Германии стартуют с 9 850 евро. Дорого? Не спешите с выводами. Renault Twingo стоит от 9 990 евро, Citroen C1 – от 10 090 евро, Fiat 500 – от 11 400 евро, а, чтобы стать владельцем Toyota iQ, нужно выложить минимум 12 050 евро. Причём гамма up! будет только расширяться – в следующем году появится ещё и модификация, которая питается сжиженным природным газом. Выбросы углекислого газа у неё составляют всего 79 г/км, а это важный показатель для европейцев. Кстати, о покупателях. Кто они? По мнению маркетологов Volkswagen, не менее половины up! будут покупать молодёжь и пожилые люди. Первым важна индивидуальность, а вторую категорию привлекут низкие расходы на содержание и интересные финансовые программы на тамошних рынках.

«Зажигать» на up! не хочется – в поворотах слишком рано начинают пищать шины (а что будет на упомянутых «экологичных»?). Да и быстр up! исключительно на городских скоростях (с поправкой на Западную Европу). 60-сильная модификация разгоняется до «сотни» за 14,4 секунды и достигает 160 км/ч. Показатели более мощного «апа»: 13,2 с и 171 км/ч, соответственно

Но можете ли вы представить, что в России стало модным ездить на 60-сильном хэтчбеке длиной 3,5 метра? А покупка машины за 10 тысяч евро для пенсионера фактически непосильная задача. К тому же, в аналогичную сумму обойдётся седан Volkswagen Polo. С двигателем 1.6, полноценным багажником, увеличенным клиренсом и нормальным задним диваном – на бескрайних российских просторах это пока ценится гораздо больше, чем удобство пользования в городе или низкие налоги (экологической составляющей у нас и вовсе нет). Поэтому решение о поставках up! на наш рынок пока не принято. Ходят слухи, что концерн будет «щупать почву» с помощью Skoda Citigo (она дешевле). Так это или нет, мы узнаем не раньше середины 2012 года. А пока посмотрим, завоюет ли up! Европу.

Безопасность

Уже в базовой комплектации на немецком рынке Volkswagen up! имеет четыре подушки безопасности и систему ESP

Есть и ещё одна интересная система, доступная за доплату. Это City Emergency Braking. Под ветровым стеклом размещён лазерный датчик, который сканирует пространство впереди на расстоянии до 10 метров. Если система понимает, что водитель не предпринимает никаких действий, чтобы остановиться или объехать препятствие, она применяет экстренное торможение до полной остановки. «Помощник» работает в диапазоне скоростей от 5 до 30 км/ч и не реагирует, если водитель поворачивает руль или нажимает на педали тормоза или сцепления. На машинах такого класса эта система появилась впервые! Проверять её в городе мы не стали, а вот на специальной площадке с надувным «апом» позабавились вдоволь 

Техника

Volkswagen up! построен на новой модульной платформе MQB, компоненты которой будут в дальнейшем использоваться и в более крупных моделях концерна. Схема подвесок традиционна для компактных машин. Спереди - стойки McPherson, сзади - полузависимая балка

Вадим Гагарин

Фото автора и компании Volkswagen