НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Lada Granta. Спрашивали? Отвечаем

21 октября 2011 11:00
Это не было запланированным интервью. Организаторы тест-драйва спешно искали мне напарника на роль штурмана. И они его нашли — со мной едет сам Олег Груненков! Это же создатель новой Гранты!

Это не было запланированным интервью. Один из журналистов не смог приехать в Сочи на тест Lada Granta, и организаторы спешно искали мне кого-то на роль штурмана. И они его нашли — со мной едет сам Олег Груненков! Это же создатель новой Гранты!

Олег Груненков работал в руководстве команд, разрабатывавших все последние модели Lada. Проектом Granta он управляет с первых дней, также он был и остается директором проекта Kalina, а в прежние годы являлся техническим руководителем проекта Priora

Мы с Олегом подходим к Гранте, и тут на меня накатывает некоторое оцепенение. Ну не могу я сказать ему в глаза некоторые вещи, которые на самом деле думаю о вазовской продукции! И Олег, похоже, тоже осознал, что провести с журналистом много часов один на один будет непросто — даже западные концерны, славящиеся своей открытостью и доступностью для прессы, такого почти никогда себе не позволяют. Наверное, поэтому Олег первым делом говорит, что, мол, хочет попробовать проехать на заднем диване. Дистанция между нами поначалу максимальная, насколько позволяет салон Гранты.

Если дизайн Калины сделан в игривом и слегка «женском» стиле европейских хэтчбеков B-класса, то для Гранты найден совершенно иной образ. Пожалуй, он гораздо больше соответствует вкусам российских автомобилистов, чем внешность а-ля Opel Corsa предыдущего поколения

По первым ощущениям это все та же Калина. «Это не Калина!» — категорично возражает Олег. И дальше мой собеседник подробно перечисляет все основные отличия. Дело, оказывается, не ограничилось измененным дизайном и удешевленной конструкцией. Платформа Калины получила ряд значимых усовершенствований. Изменения затронули силовую структуру кузова: жесткость выросла на 12%. Но главное и самое долгожданное улучшение — укороченная рулевая рейка, которую получили все версии машины, кроме базовой комплектации. Теперь от упора до упора руль делает лишь 3,1 оборота, в то время как у Kalina и базовой Granta — 4,02. И, наконец, вазовцы серьезно поработали над управляемостью. Автомобиль получил более толстые стабилизаторы поперечной устойчивости. Задние колеса теперь имеют развал в 1 градус и положительное схождение в 10 минут (подобный прием часто применяют на машинах со спортивным духом, например, на Mazda3). А также увеличился кастер передней подвески: если говорить упрощенно, передние стойки получили наклон, как у мотоциклетной вилки (в случае с автомобилем угол, конечно, не столь велик — лишь 2°25’). Но остается вопрос: действительно ли повадки машины стали благороднее? Через час нас ждет горный серпантин, посмотрим...

Нам на тест досталась Granta в средней комплектации «Норма» (от 256 000 руб.). Именно эта версия может похвастать «коротким» рулем с электроусилителем, а также двумя электростеклоподъемниками. В базовой версии «Стандарт» (229 000 руб.) все, к сожалению, как на прежних моделях: руль от упора до упора делает более четырех оборотов, усилителя нет, да и кастер передней подвески оставили прежним, чтобы не создавать дополнительного усилия на руле. Так что управляется базовая версия, вероятно, похуже. Кстати, после появления Гранты все усовершенствования подвески и рулевого управления получит и Калина

Пока мы толкаемся в сочинской пробке, Олег Груненков рассказывает мне кое-что интересное о вазовской «кухне». Ведь Гранту нужно было сделать существенно дешевле Калины. Ну, убрали из базовой версии стеклоподъемники и окраску бамперов, но ведь на этом не так много сэкономишь. Поэтому на раннем этапе разработки Олег поставил перед своими коллегами необычную задачу: уберите из Калины все возможное, оставьте лишь то, что требуется по государственным нормам. Скажем, допускается выпускать автомобили без правого зеркала? Пусть его не будет. Солнечные козырьки обязательны? Правое переднее сиденье, можно снять с полозьев и жестко прикрутить к полу? Оставив список минимально необходимого разработчики стали добавлять по одному элементу, и вокруг каждого велись споры. Почему без продольной регулировки пассажирского сиденья машина не будет покупаться? Потому, что у «классики» такая функция есть, а Granta не должна быть хуже «семерки». Значит, полозья кресла оставляем. И так далее.

На самом деле, не так просто заметить, чего же лишился автомобиль в сравнении с Калиной. Я обратил внимание на ухудшившуюся шумоизоляцию: мотор слышно всегда, а при проезде по мелкой луже задние колесные арки зазвучали так, что я даже обернулся. А вот остальные элементы удешевления без помощи Олега найти не могу. Он поясняет: блок-фары устроены проще, а лампочки H7 (которые идут на Калину) заменены на более дешевые H4. Вдобавок Granta получила ряд конструктивных особенностей, удешевляющих сборку. Вот, например, бампер и решетка радиатора теперь являются единым элементом. К ним прикручивается еще лишь внутренняя планка крепления и эмблема Lada. Носовая часть состоит лишь из трех деталей, а у Калины — из девяти. Такая вот экономия на операциях сборки.

В классе самых простых и дешевых моделей мало кто из производителей может похвастать блестящими решениями. Если говорить о дизайне, Granta не хуже, а скорее интереснее, чем Daewoo Nexia и ZAZ Chance, которые являются ее ближайшими конкурентами

Так, кое-что начинает проясняться. После первой сотни километров мне приходит в голову, что некоторые решения тут выглядят гораздо логичнее, чем в случае с Калиной и Приорой. Гранта честнее. Признаться, мы привыкли к тому, что вазовские автомобили, порой, обманывают надежды. А новинка лучше соответствует ожиданиям. В чем именно? Тут надо пояснить вот что: в последние пару десятилетий в качестве образца для своих разработок АвтоВАЗ брал западные аналоги, за которыми угнаться был не способен. Всем известно, что Калина создана в подражание Opel Corsa предыдущего поколения. Но кто всерьез может сравнивать получившийся результат с мировыми аналогами?


И вот на российскую автомобильную сцену вышел он — Renault Logan. До появления этого слегка неказистого «француза» все в автомобильном мире были уверены, что так делать машины попросту нельзя. Пожертвовать внешней красотой, качеством интерьера, опциями и даже нормальными внутренними дверными ручками, но сохранить просторный салон, хорошее шасси и, главное, удивить всех ценой. Но это сработало! И Granta сделана именно по этому образцу. Я спрашиваю у Олега, прав ли я в этих предположениях, и он подтверждает мои догадки. «А, кстати, дизайн при этом удался», — добавляю я. Похвала в адрес стиля, конечно, порадовала моего собеседника, и в моих словах не было лести.

Внутреннее пространство в салоне – точь-в-точь, как у Калины. По меркам B-класса вполне просторно, хотя Logan в этом плане предпочтительнее (но «француз», конечно, дороже)

Дорога устремляется в гору, и, наконец, впереди открывается оперативный простор. Можно попробовать, на что способен обновленный мотор. Под капотом нашего автомобиля стоит обновленный младший мотор от Калины (8-клапанник объемом 1,6 л). Прежде двигатель развивал 80 л.с., а теперь, благодаря облегченной шатунно-поршневой группе и новым настройкам, он приобрел дополнительные 10 сил. Однако при этом его «задушили» под нормы Евро-4, и, как обычно в этом случае, отклики на газ теперь происходят с некоторой задержкой. В целом динамика оказалась неплохой: если выкручивать мотор до предельных оборотов, то обгоны даются сравнительно легко. Сказывается, что Гранта, как и Калина, является одной из самых легких моделей в классе: масса всего чуть более тонны. Правда, тут стоит пояснить, почему некоторые иномарки сравнимых размеров весят около 1,3 т. В их кузовах элементарно больше металла, чтобы лучше поглощать удар при ДТП и завоевывать больше «звезд» в краш-тестах EuroNCAP. О безопасности Гранты пока мало что можно сказать. Автомобиль был разбит лишь по методике, соответствующей российским сертификационным требованиям, и в наши нормы уложился. Но требования EuroNCAP жестче, и скорость удара — выше (64 против 56 км/ч).

По эргономике серьезная претензия лишь одна: тугой ползунок «печки», включающий режим рециркуляции воздуха. Как пояснили представители АвтоВАЗа, на тестовых машинах стояла старая «печка», а серийные экземпляры получат оборудование от другого производителя, и ползунок будет двигаться легче.

Если попробовать заходить в повороты быстрее, Granta вызывает определенный азарт. Крены невелики, подвеска плотная (заметно жестче, чем на Приоре). Руль с электроусилителем не назовешь чувствительным, и обратная связь в скоростных поворотах чувствуется плохо, хотя привыкнуть можно. Но дело портят два давно знакомых минуса вазовских моделей. Первый — это старая «восьмерочная» КПП, у которой, порой, рычаг отказывается попадать в нужную передачу и сопротивляется включениям гораздо больше, чем следует. В будущем году коробка получит тросовый привод, благодаря чему исчезнут вибрации на ручке. Но четкости переключений и меньших ходов мы в близкой перспективе не дождемся. Ну а второй известный минус — штатные шины Amtel. Они плохо держат в поворотах на сухом асфальте, а когда пошел дождь, пришлось ехать вдвое осторожнее обычного: снос передних колес возникает очень рано.

У Гранты мощность мотора зависит от выбранной комплектации. На базовую версию «Стандарт» идет старая 80-сильная версия 8-клапанника. А на «топовую» комплектацию «Люкс», которая появится в следующем году, будут ставить 16-клапанный мотор от Приоры, выдающий 98 л.с. Имеет ли смысл за него переплачивать? По разгону до 100 км/ч он не дает выигрыша в сравнении с 90-сильной версией, а даже проигрывает ей: 11,6 против 11,3 с. Максимальная скорость тоже отличается крайне мало: 175 и 167 км/ч

Все претензии к тому, как машина едет, можно признать не очень серьезными с учетом цены. Но традиционные претензии к качеству вазовской продукции сложно назвать малозначительными. Я, конечно, задаю дежурный вопрос об этом, не ожидая получить конкретный ответ. Однако о том, что ситуация начала радикально меняться, Олег Груненков готов рассказывать часами. Самое главное: АвтоВАЗ переходит на новый принцип работы с поставщиками, позаимствованный у Renault. Если сейчас один и тот же компонент могут поставлять несколько партнеров, и качество двух одинаковых машин может непредсказуемо отличаться, то новый подход иной: для каждой детали выбирается лишь один поставщик. При возникновении претензий к качеству завод с ним расстается. Все детали Гранты, которые не совпадают с Калиной, поставляются уже по такому принципу. У новинки всего 400 оригинальных автокомпонентов, из них 260 — от поставщиков, а остальные производятся на самом тольяттинском заводе. Конечно, кроме качества запчастей, есть вопросы и к качеству сборки. И тут представители АвтоВАЗа тоже обещают большие перемены. Говорят даже так: выхода другого нет. Ведь на конвейер тольяттинского предприятия в ближайшие годы должны встать модели Renault и Nissan. Если качество не устроит партнеров по альянсу, они не придут.

Пока задний диван складывается только целиком. Раздельная спинка появится в комплектации «Люкс», которую запустят в серию будущим летом

Granta приходит на смену сразу трем моделям: «семерке», семейству Samara и седану Kalina. Последний уже снят с производства (остались только хэтчбеки и универсалы). Седан Samara уйдет с рынка с нового года, а хэтчбеки проживут ориентировочно до 2013 года. «Классика» исчезнет уже в 2012 году. Тем временем, у Гранты число модификаций начнет расти. Помимо седана, тольяттинцы вскоре обещают представить модификацию, которую они называют «большой хэтчбек». Видимо, по вместимости багажника его можно будет сравнивать с универсалами. И это важный для вазовских покупателей фактор. Не многие знают, что Kalina лучше всего продается именно в версии «универсал», на которую приходится около половины всех продаж. Впрочем, о пятидверной Гранте пока поступают противоречивые сведения. Представители АвтоВАЗа намекают, что по стилю машина может понравиться тем, кто любил семейство Samara за некоторую спортивность дизайна. Может, имеется в виду, что «большой хэтчбек» по своим формам будет напоминать не столько универсал, сколько лифтбек (в духе Skoda Octavia)? Об этом Олег Груненков ничего не сказал, уточнив лишь, что дизайн новинки готов, и, возможно, его покажут еще до конца этого года.

Объем багажного отделения – 480 л (если не складывать задний диван). Таким пространством для поклажи не могут похвастать некоторые модели классом выше. Кстати, заглядывая в багажник, видишь, что жесткость кузова удалось увеличить довольно простыми методами. Опоры задних стоек подвески теперь соединены перемычкой (у Калины они никак не связаны)

Итак, можно подвести итог. Базовую Гранту в версии «Стандарт» за 229 000 руб. не назовешь рекомендуемой покупкой: длинная рулевая рейка (четыре оборота руля от упора до упора), отсутствие электроусилителя и практически «пустая» комплектация роднят ее с машинами прошлого века. Хотя, стоит отметить, что уже в этой версии есть одна подушка безопасности и крепление для детских сидений Isofix — никто из аналогов этим похвастать не может. Оптимальной комплектацией, пожалуй, можно признать протестированную нами версию «Норма» (256 000 руб.), которая отличается более чутким рулем с электроусилителем, регулируемой по высоте рулевой колонкой, крашенными бамперами, бортовым компьютером, двумя стеклоподъемниками и центральным замком (в «Стандарте» нет ничего перечисленного). Но лучше дождаться появления кондиционера в качестве опции (около 24 000 руб.). Такое оборудование будет предложено лишь ближе к следующему лету. Привлекательно выглядит цена за литые диски: доплата — всего 4 000 руб. Также летом должна появиться «топовая» версия «Люкс», имеющая все перечисленное оборудование, а также вторую подушку безопасности, АБС, аудиосистему, обогрев передних сидений, электропривод и обогрев зеркал. Как заявили тольяттинцы, ориентировочная цена такой версии в нынешнем масштабе цен — 300 000 руб. Но того, что в начале года ценники по традиции прибавят около 5%, никто не скрывает. Модификация с 4-ступенчатой АКПП от Nissan будет стоить около 350 000 руб. и появится в середине 2012 года.

Альтернативой вазовской новинке можно считать Daewoo Nexia и ZAZ Chance, впрочем, в сравнимых комплектациях они оказываются дороже Гранты. Daewoo в базовой 80-сильной версии и в «пустой» комплектации с говорящим названием «Low cost» стоит от 252 000 руб. Но Нексия не только дороже самой младшей Гранты, она к тому же не имеет версий с подушками безопасности. А самая дешевая модификация с кондиционером — от 314 000 руб.


За наиболее доступный ZAZ Chance 1.3 (70 л.с.) просят от 255 000 руб. Начальная комплектация лишена подушки безопасности, которая у Гранты идет уже «в базе». Версии с кондиционером стоят от 300 000 руб., и за эту цену также не получишь подушек. Модификация 1.5 (86 л.с.) с кондиционером и одной подушкой обойдется в 344 000 руб. Преимущество ZAZ Chance заключается в том, что уже этой осенью на рынок выходит версия с АКПП — от 349 000 руб. Правда, добавьте сюда кондиционер с подушкой, и цена вырастет до 389 000 руб.

На этом фоне Lada Granta выглядит очень привлекательно. Но есть одно «но». В следующем году АвтоВАЗ сможет произвести лишь 100 000 штук новой модели, и, возможно, еще 50 000 экземпляров удастся собрать в Ижевске. А это означает, что очередей не избежать.

Павел Ёлшин
Фото автора