Прошлый этап Audi Racing Program у меня сложился из взлётов и падений – я едва пробился в следующий отбор, чудом вписавшись в четвёрку лучших журналистов. Фактически запрыгнул на подножку уходящего поезда. И дело вовсе не в амбициях, а в том, что ошибки коллег и связанные с этим задержки в графике лишили меня «десертного блюда» июльской программы на полигоне Гросс Дёльн – поездки на «боевой» Audi R8 LMS по гоночному треку! Так что на третий этап я ехал, чтобы устранить хотя бы этот пробел. Но аппетит, как известно, приходит во время еды...
Всё начиналось по уже знакомому сценарию – мы вновь едем на Audi A8 Long из аэропорта Берлина на бывшую советскую авиабазу в Темплине. Там нас снова встречают те же инструкторы и шесть белых купе R8 V10. Но на сей раз – лишь короткий инструктаж и минимум вводных упражнений. Оно и верно: сюда приехала дюжина участников, отсеянных из 192 человек на прежних отборочных этапах. Короткий разогрев на «змейке» и... первое зачётное упражнение. Опять «мокрый» слалом!
К счастью, я ещё в прошлый раз понял правильный алгоритм прохождения тесной трассы между конусов – не надо «топить» на всю катушку, секрет кроется в минимуме скольжений и максимальной точности в поворотах. И даже прилично стёртые задние шины не помешали мне занять третье место. Напомню, в заветный финал проходило четверо участников. Есть первые 10 очков! Дальше – больше. Следующее состязание я и вовсе выиграл. А потом...
А потом начались протесты! Организаторы всё-таки оставили в программе спорное упражнение на стабильность прохождения. Задача – проехать несколько кругов по овалу с кучей конусов. И тут многие решили схитрить, включив... круиз-контроль. Благо, у R8 V10 он имеется. Воспользовались им немногие – лишь представители одной из четвёрок (нас разбили на три группы). Но едва ли это можно назвать честной спортивной борьбой. Итог предсказуем – результаты этих заездов аннулировали.
Но на следующий день всё было «по-взрослому». Заезды на R8 LMS! Причём на этот раз никакого ознакомления – сразу в бой. Первые три круга справа сидит инструктор, а затем выпускает в свободное плавание. Это восторг! Рёв 500-сильного V10, вой прямозубых шестерней коробки передач, молниеносные реакции и удивительная послушность. Хотя, конечно, ехал я в прогулочном темпе. А в «боевых» режимах LMS наверняка та ещё бестия. Как, уже финишный флаг? Хочу ещё!
К счастью, за это упражнение я получил максимальные 12 баллов – инструктора устроило и моё поведение на трассе, и время круга (оно тоже учитывалось). Столько же я заслужил и за финальное испытание на новом участке полигона – мы там не ездили прежде, поэтому оценивалась не только скорость, но и выбранная траектория. В итоге я стал победителем третьего отборочного этапа Audi Racing Program и попал в финал! Ура, будет ещё возможность прокатиться на LMS! А компанию мне составили Олег Растегаев из «Авторевю» и пара самых быстрых владельцев Audi – Игорь Подушка и Алексей Прядко. Задача выполнена, мы едем на Лаузитцринг!
От одного вида трассы Eurospeedway Lausitz дух захватывает. Яркое солнце заливает огромное «блюдце», краями которого являются профилированные виражи скоростного «треугольного овала», а трибуны завораживают своими размерами. И зловещая пустота – вокруг ни души. Лишь в паре боксов оживление – в одном мы проходим инструктаж и переодеваемся в гоночные комбинезоны, а в соседнем механики колдуют над парой Audi R8 LMS.
Впрочем, об «элэмэсках» нам пока думать рано – сначала будем знакомиться с трассой. Разбиваемся на четыре пары. Порядок в каждой группе таков: впереди – инструктор, сзади – один из нас. Причём мне «достался» Франк Била! 46-летний немец за свою карьеру становился чемпионом DTM, победителем французского и британского «Туринга», а также пять раз выигрывал марафон «24 часа Ле-Мана». Вот это я влип – сейчас он мне навешает тумаков по рации. Как бы не слишком опозориться? Хотя другим не легче – Олега Растегаева, например, вёл по трассе Марко Вернер – трёхкратный победитель «Ле-Мана».
Первое ощущение – какая же скоростная трасса и как близко отбойники! Гравийных зон безопасности практически нет, только трава, за которой зазевавшегося пилота поджидают дружелюбный бетон и металл. Спустя несколько кругов заезжаем на пит-лейн. Грубых ошибок, по мнению Франка, я не совершал, но он не преминул заметить, что на главном прямике можно легко достичь 240 км/ч. Сколько было у меня? Стрелка едва касалась отметки «220».
Что? Теперь надо ехать самому? Эх, не знает Франк, что буквально за несколько дней до этого у меня приключилась авария на «Смоленском кольце» – на торможении со 190 км/ч из-за неисправности тормозов сорвало заднюю ось, и я тут же причалил в крепкий пит-уолл. К счастью, удар тогда оказался скользящим, и отделался я лишь испугом и побитой «косметикой», но психика забила тревогу – едва приближалась отметка «150» (расстояние до поворота), нога тут же стремилась нажать на педаль тормоза. Уж больно «гостеприимно» выглядят стенки, огораживающие асфальтовое полотно.
До обеда мы уже закончили заниматься на R8 V10, попутно откатав пару заездов на стабильность. И я всё-таки смог немного заглушить свой страх и закинуть стрелку спидометра за риску между «220» и «240». Правда, это можно считать единственным успехом. В первой попытке я старался ехать максимально ровно, но получился «шалтай-болтай» – времена кругов «прыгали». Тем удивительнее стала вторая попытка – я ехал уже ради удовольствия и пытался показать лучший результат. Время и впрямь стало «быстрее», но ещё и гораздо стабильнее. И этот заезд я провёл ровнее всех, хотя я и уступил 0,7 секунды Алексею Прядко, который оказался самым быстрым – 1:41.0 против моих 1:41.7.
А дальше LMS! Схема та же – сначала заезд за инструктором, потом ехать предстояло одному. Права на ошибку не было – эту единственную «вольную» сессию также надо было проехать с максимально близкими временами. Атмосфера накалилась до предела – пять зачётных кругов, то есть чуть больше 17 километров дистанции, решали судьбу победы в финале. А тут ещё и LMS инструктора «разулась» на прямике – прокол колеса! Да уж, как не вспомнить зловещую ауру Лаузитцринга – ведь именно здесь потерял обе ноги Алессандро Дзанарди и разбился Микеле Альборето, который тестировал тут «ле-мановскую» Audi R8 спустя всего лишь месяц после триумфа в гонке «12 часов Себринга». Между прочим, на машине итальянца также лопнула шина...
В общем, было не по себе. К счастью, когда пролезаешь через лабиринт труб каркаса безопасности в узкий гоночный ковш, когда на голове шлем, к которому пристёгнут карбоновый «ошейник» HANS (устройство, спасающее от травм шеи при аварии), когда сзади беснуется 500-сильный V10, вращающий исключительно задние колёса, все дурные мысли улетучиваются – концентрируешься только на управлении машиной. Включаю зажигание тумблером, жму кнопку пуска двигателя. Поехали!
Если на тесной трассе в Гросс Дёльне реализовать потенциал R8 LMS попросту невозможно, то на скоростном Лаузитцринге она в своей стихии. Длинные прямики, широкие повороты – есть, где почувствовать возможности «боевой» техники. А они, признаться, серьёзно превышают мои собственные, – чтобы поверить в такой «держак» и поехать хотя бы на 80% от её предела, нужно намотать не один десяток кругов. И то, при условии, что удастся договориться с разумом и инстинктом самосохранения. Чертовски увлекательно и... чертовски страшно!
Замечу, что ездили мы на так называемых «промежуточных» шинах – они имеют канавки и мягче, чем «сухие» слики, поэтому прогреваются гораздо быстрее. Плюс помогает аэродинамика – заднее крыло было выкручено на максимальный угол атаки. Разница в ощущениях между дорожной и «боевой» машиной фантастическая! Там, где R8 V10 (а это, на минуточку, центральномоторный суперкар!) беспомощно скользит наружу под визг покрышек, LMS пролетает, не пискнув. А время на круге, даже при условии, что тормозить я начинал в тех же точках (так и не смог себя заставить их отодвинуть) и ехал без какого-либо риска, получилось почти на 12 секунд лучше! И эмоций – целый чемодан. На радостях я даже позволил себе немного пижонства, сместившись ближе к пит-уолл под финишным флагом.
Увы, но мой результат (1:30.0) снова оказался не лучшим, слишком много я терял из-за ранних торможений, и всё тот же Алексей Прядко опять опередил меня на 0,7 секунды! Что до стабильности, то я свои финальные четыре круга уложил в... 0,7 секунды, но подвёл первый круг (1:32.5). В итоге Лёше досталась заслуженная победа в Audi Racing Program 2011, а призом стала поездка на гонку «24 часа Ле-Мана» в качестве гостя команды Audi. Я занял второе место, тройку замкнул Олег Растегаев, а Игорь Подушка оказался четвёртым – его развернуло в заезде на LMS.
А дабы мы не задирали носы и не строили иллюзий по поводу слова Racing, организаторы устроили для нас «гоночное такси». Сажусь справа к Франку Била и сразу понимаю, как должна ехать R8 LMS с профессиональным пилотом за рулём. Прямик, пролетаем отметку «150», «100», Франк жёстко тормозит, «скидывая» передачи секвентальной коробки с пневматическим приводом – врум-врум-врум, мои ноги вот-вот проломят пол. И на дуге щёки вдруг начинают «съезжать» на одну сторону – перегрузка! Плюс Франк намного раньше «открывается» в поворотах, спокойно корректируя возникающий занос быстрыми и точными движениями руля, будто и нет этих 500 «лошадей» за спинками сидений. Эх, жаль, что в тот момент нас не снимала видеокамера...
Этот солнечный и не по-осеннему тёплый день пролетел очень быстро, и уезжать с Лаузитцринга совсем не хотелось. Тянуло отковырять пару резиновых «червяков» от нагретого липкого слика, принюхаться к запаху тормозных колодок и снова услышать в рации голос инструктора. Всё-таки, не каждый день выпадает шанс поездить на столь серьёзной гоночной технике в подходящих условиях. Даже досадное поражение не смогло испортить мне настроение, ведь все мы получили незабываемые впечатления и выходили из Audi R8 LMS со счастливыми физиономиями и горящими глазами. А разве не это самое главное?
ВИДЕО
Вадим Гагарин
Фото: Даниил Колодин