Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
18 августа
DongFeng H30 Cross 1.6 AT 117hp
Владею с начла 2016 года, к концу лета 2017 пробег 47 000 км. Надёжность на отлично! Проехал половину Кавказа и всю Среднюю Азию на этом автомобиле, ничег оне гремит, не болтается, все системы...
4.7
18 августа
Kia Rio 1.4 AT
Машина как машина.
4.5
Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
8 сентября 2011 11:32, Новости

Немецкие забавы

Мы окунулись в атмосферу легендарной гоночной серии DTM на Нюрбургринге

Гаснут огни стартового светофора, и два десятка блестящих раскрашенных машин срываются с места к первому повороту. Рёв гоночных моторов разрывает небо и барабанные перепонки. Как тут не вспомнить оставленные в гостинице беруши? Мол, настоящие фанаты автоспорта в них не нуждаются. Ненужная бравада. Армада уходит на другой конец трассы, в ушах звенит, но на лице улыбка. Формула-1? «Мировой туринг»? Нет, DTM!


Что это такое? Многим эта аббревиатура не скажет ровным счётом ничего, но прожжённые фанаты автоспорта ещё помнят «Альфы» и «Мерседесы» с умопомрачительными аэродинамическими обвесами, боровшиеся колесо в колесо на гоночных трассах. Однако серия канула в Лету и возродилась лишь в 2000 году. И с тех пор DTM стал междусобойчиком немецких производителей, о котором за пределами Европы почти и не слышно. Так что же такое DTM? Это белое пятно гоночной географии мы отправились заполнять в компании с Hankook.


Мы не ошиблись – именно с Hankook! Оказывается, корейские «шинники» с этого сезона стали монопольным поставщиком «чёрного золота» в серию DTM. Хорошая возможность посмотреть гонку и побродить по паддоку без привязки к какой-либо команде. Впрочем, выбор был бы невелик: их уже долгое время всего лишь две – Audi и Mercedes-Benz. Давно ушёл Opel, но со следующего года в DTM меняется технический регламент и… возвращается BMW!

Машина DTM представляет собой пространственную раму, обтянутую пластиковой «шкурой». Под ней скрывается большой V8, расположенный спереди, но задвинутый в пределы базы. Трансмиссия  заднеприводная с 6-ступенчатой «секвенталкой». Так как в чемпионате участвуют болиды двух разных спецификаций (2008 и 2009 года), для них установлен разный минимальный вес – 1025 кг для более старых и 1050 кг для машин «помоложе».

Впрочем, это всё дела будущие, а сейчас остановимся подробнее на нынешнем регламенте. Ведь при всём визуальном сходстве машин DTM с серийными автомобилями (размеры деталей кузова должны совпадать), в реальности общего у них нет ничего, кроме фирменных эмблем! Сами панели делают из пластика. К тому же, они быстросъёмные, что облегчает обслуживание и ремонт – двигатель-то, хоть и расположен спереди, находится за передней осью, в пределах базы. Поэтому как такового капота здесь нет – снимается вся передняя часть облицовки.

Посадка пилота в автомобиле DTM едва ли напоминает «гражданскую». Гонщик сидит очень низко и почти в центре машины. Хорошей обзорностью «DTM-мобили» явно не блещут

Вообще, слово «моно» – это «фишка» DTM. Судите сами: «моношины» Hankook, стандартизированный блок управления двигателями Bosch, регламентированы колёсная база и колея, одинаковые для всех тормоза AP Racing (причём на сезон дают по 6 комплектов передних и задних дисков и колодок). И топливо «с одной колонки» – 102-й бензин марки Aral.

Какой же DTM без невероятного аэродинамического обвеса? У Audi – наиболее изощрённые формы. Кстати, несмотря на всю схожесть оптики, фары «силуэта» Audi отличаются от A4... углепластиковым корпусом

Единственное различие между «силуэтами» Audi и Mercedes-Benz – это, собственно, силовой агрегат. Можно выбрать одну из двух шестиступенчатых секвентальных КПП – Hewland или X-Trac. Двигатель, конечно, у каждого производителя свой, но он должен удовлетворять следующим требованиям: V8 с углом развала 90 градусов, максимальным объёмом 4 литра и имеющим не больше 4 клапанов на цилиндр. И никакого наддува! Даже с 28-миллиметровым рестриктором двигатели выдают примерно 470 л.с. и 500 Н•м у Audi и порядка 500 сил и 500 Н•м у Mercedes-Benz. Во всяком случае, так заявляют производители.

Пит-стопы в DTM очень быстрые, несмотря на дозаправку. При этом в DTM не используется подкатная «тележка», как в Формуле-1. Машина поднимается с помощью встроенных пневмодомкратов – механик подключает баллон со сжатим воздухом к специальному клапану

Чёрт подери, это очень громко! Во время воскресной разминки мы находились «между двух огней» – на пит-уолл, где расположены «капитанские мостики» команд. С одной стороны трасса, с другой пит-лейн, где механики отрабатывают замену шин и дозаправки. Барабанным перепонкам приходится несладко. Неудивительно, ибо DTM соперничает с Формулой-1 не только по скорости пит-стопов (в районе 3-4 секунд), но и по громкости звука двигателей. А, точнее, выхлопа.

Mercedes-Benz и Audi немного различаются по габаритам: Mercedes-Benz длиннее на 72 мм (4873 мм), уже на 5 мм (1845 мм) и выше на 55 мм (1255 мм). Что касается шин, то сравнивать круги на прежнем Dunlop и нынешнем Hankook бесполезно  шины сделаны по разным спецификациям. К тому же передние покрышки Hankook уже тех, что использовались в предыдущие годы: 260/660 R18 спереди и 280/660 R18 сзади. Не удивляйтесь «странной» размерности  так обозначаются гоночные шины

Особенно бьют по ушам «Мерседесы» и те Audi, выхлоп которых выведен перед задними колёсами. А машины с «прямым» выхлопом звучат приятнее – их «голос» выше и больше похож на формульный. Откуда эта разница? Дело в том, что в DTM технический регламент был заморожен в конце 2009 года с целью снижения затрат, а в чемпионате ездят болиды образца как 2008-го, так и 2009-го года. Так вот, более старые оснащены выпускной системой типа «8-1» с выхлопными трубами на привычном месте – под задним диффузором. И, кстати, только такой вариант будут использовать в следующем году.

Чтобы зрители не скучали между сессиями DTM, их развлекают многочисленные гонки поддержки. Это европейская серия Formula 3, немецкий Porsche Carrera Cup, кубки SEAT Leon Supercopa и Volkswagen Scirocco R-Cup. Все заезды, включая DTM, проходят на укороченном кольце Nurburgring GP  так называемом Sprint-кольце длиной 3629 метров

Но поражает не только звук. Если в субботу во время тренировки и квалификации на трибунах зияли огромные «проплешины», а на трассе ютились в дождевиках только самые стойкие болельщики (было холодно и сыро), то в воскресенье всё было забито под завязку! Тем более, выглянуло солнце. В паддоке – не протолкнуться, в кафе и магазинах огромные очереди. В Германии популярность DTM не вызывает ни малейших сомнений!

На фотографии слева вверху  не механики, которые несут колёса в боксы. Это болельщики! После окончания заездов фанаты разбирают в качестве сувениров откатавшие своё покрышки и с гордостью тащат их из паддока. И неважно, шина от DTM, Porsche или формулы. Старая-добрая традиция DTM жива и поныне. В день гонки трибуны заполнены почти так же, как на Гран-При Германии!

Правда, местные пилоты оправдать надежды болельщиков не могут аж с 2009 года (тогда чемпионом стал Тимо Шайдер). Не улыбнулась им удача и на Нюрбургринге – в квалификации 3 секунды ближайшему конкуренту привёз швед Маттиас Экстрём, который лучше других разобрался в капризах погоды. Он же уверенно выиграл гонку. Замкнули тройку призёров канадец Бруно Спенглер и немец Майк Рокенфеллер, ещё в июне попавший в серьёзную аварию на «24 часах Ле-Мана».

Маттиас Экстрём в свои 33 года является двукратным чемпионом DTM и трёхкратным победителем «Гонки Чемпионов», где он, между прочим, опережал и Михаэля Шумахера. Но в этом году шведу не светит чемпионская корона  за три этапа до окончания сезона он занимает лишь четвёртую строчку в чемпионате. Очки начисляют первой восьмёрке, за победу дают лишь 10

Впрочем, можно «болеть» не за конкретного пилота, а за команду, и это беспроигрышный вариант – «иномарок» в новом в DTM нет и не предвидится. Тем более, сама гонка на Нюрбургринге выдалась достаточно скучной – капли дождя так и не упали на трассу в воскресенье, поэтому единственным мало-мальски серьёзным происшествием стал контакт… Ральфа Шумахера и Дэвида Култхарда в первом повороте, в результате которого немец сошёл. Бывшие пилоты Формулы-1 – ещё одна давняя традиция DTM.

В этом году на постоянной основе в DTM участвуют 18 пилотов. Среди них  два бывших пилота Формулы-1, Дэвид Култхард и Ральф Шумахер (в центре). Кстати, в своё время в DTM ездили Жан Алези, Мика Хаккинен и Хайнц-Харальд Френтцен. Наверняка в будущем список экс-пилотов Формулы-1 в DTM ещё пополнится. Кроме того, в DTM ездят и две девушки  шотландка Сьюзи Стоддарт и Рэйхел Фрай из Швейцарии

Хотя, почему бывшие? В прошлом сезоне чемпионом DTM стал шотландец Пол ди Реста, который проводит этот год в команде Force India Формулы-1 и неплохо смотрится на фоне опытного напарника. Так что DTM становится ещё и кузницей кадров для «королевы автоспорта»! Можно с полной уверенностью говорить, что DTM не зря зовётся формулой с кузовом – многие пилоты отмечают, что по поведению дтмовские «силуэты» ближе именно к болидам с открытыми колёсами, нежели к «кузовам».

На Нюрбургринге борьба колесо в колесо была только на старте и первых трёх кругах. Затем пелотон растянулся и обгонов практически не было. Действо напоминало Формулу-1 середины 2000-х...

Формат проведения этапа DTM тоже очень похож на Формулу-1. Три тренировочных сессии, квалификация «на выбывание» – медленные пилоты отсеиваются в первом сегменте – и воскресная разминка, призванная развлекать зрителей. Но главное, конечно, гонка. Одна за уик-энд, без всяких хитростей – от 70 до 75 минут длиной, со сменой шин и дозаправками. Причём остановок в боксах должно быть как минимум две. Увы, но никакой интриги в заезд на Нюрбургринге это не принесло – пелотон быстро растянулся.

На шоу DTM в Мюнхене компания BMW показала прототип купе M3, на котором вступит в борьбу с Audi и Mercedes-Benz в следующем году. Пилотами объявлены трёхкратный чемпион WTCC Энди Приоль и Аугусто Фарфуш. Первую «гонку» BMW, кстати, выиграла - Audi и Mercedes-Benz представят свои новые «силуэты» лишь на следующей неделе, на автосалоне во Франкфурте

Будем надеяться, что нам просто не повезло, и на других трассах борьба кипит вовсю. А они, кстати, расположены не только в Германии. География этапов расширяется – DTM принимают голландский Зандфорт, австрийский Шпильберг, британский Брэндс Хэтч и испанская Валенсия. Плюс изменение регламента подразумевает появление в сезоне-2012 уже не седанов (пусть это лишь внешнее сходство), а купе! То есть гоняться будут более «подходящие» для этого Audi A5, Mercedes-Benz C-Class Coupe и BMW M3. И третья заводская команда однозначно обострит конкуренцию.

Несмотря на победу Экстрёма, из Германии лидером чемпионата уехал канадец Бруно Спенглер. Но уже на следующем этапе, в британском Брэндс-Хэтче Спенглер уступил первую строчку Мартину Томчику. Впрочем, за три гонки до конца их разделяет всего одно очко, так что ещё ничего не решено. Между прочим, Бруно пилотирует Mercedes-Benz, а Мартин – Audi. Принципиальная борьба!

К тому же, компания ITR, организатор DTM, активно работает и над расширением телеаудитории. DTM уже транслируется в 175 странах мира, а в скором времени «картинка» появится и в Китае. К слову, этап в Поднебесной проводился в прошлом году, но в календаре-2012 не значится. Видимо, пока транспортные расходы команд превышают рекламный эффект. Так или иначе, следующий год должен стать началом ренессанса DTM и вновь вернуть ей статус лучшей кузовной серии мира. Во всяком случае, скорость и потрясающий звук у этих «четырёхдверных формул» имеется. Теперь дело лишь за борьбой на трассе. И, быть может, в будущем «золотой эрой» DTM станут называть совсем другие времена.

ИСТОРИЯ


Формально серия DTM зародилась в 1984 году, когда в чемпионате DRM стали гоняться прототипы группы С, а более «приземлённая» кузовная техника фактически осталась не у дел. Но официальным рождением DTM можно считать 1986 год, когда первенство перешло под крыло компании ITR. А первый сезон DTM в «привычном» понимании состоялся в 1987-м.

Легенды DTM прошлых лет: Роберто Равалья (чемпион 1989 года)... 

Тогда в DTM ездили пусть и сильно модифицированные, но всё же дорожные автомобили. Именно DTM обязаны своим появлением такие легенды, как лимитированные серии BMW M3, Mercedes-Benz 190E 2.5-16 Evolution II, Ford Sierra RS500 Cosworth, созданные для омологации гоночных версий. DTM стала весьма популярной, и в 1989 году её начали транслировать телеканалы.

...Джонни Чекотто...

Однако относительно либеральный регламент привёл к настоящей гонке вооружений – чтобы противостоять соперникам, которые использовали различные технологии вроде полного привода или турбонаддува, производителям приходилось раскошеливаться. Телевидение помогало привлекать спонсоров, но частным командам было не под силу выдерживать спор с заводскими коллективами, имеющими неограниченную поддержку.

... и, конечно, Клаус Людвиг по прозвищу «Король». Немец выиграл DTM в 1988 году за рулём Ford Sierra, а в 1992-м и 1994-м становился чемпионом за Mercedes-Benz. Кстати, отметился в DTM и Михаэль Шумахер (справа вверху). В 1990 году на финальном этапе он отличился тем, что вынес в первом повороте... Джонни Чекотто, который на тот момент был лидером чемпионата. В результате Чекотто недосчитался нужных очков и титул проиграл. Говорят, мотогонщик из Венесуэлы был очень зол на тогда ещё молодого немца. А чемпионом стал Ханс-Йоахим Штук – между прочим, в дебютный для Audi год!

А потом из DTM ушли и заводские команды Audi, BMW и Ford  затраты стали слишком велики. В 1992 году ITR пошла на беспрецедентные меры и фактически дала участникам вольную. Углепластик, полный привод – что угодно, лишь бы машины ехали быстро. И понеслось. Первой ласточкой стала Alfa Romero 155 TI DTM. 2,5-литровый V6 с турбонаддувом развивал 426 сил в первой версии и до 490 в финальной, образца 1996 года. Причём на пик мощности мотор выходил при 11 000 об/мин! Плюс полноприводная трансмиссия и масса в 1100 кг.

Вот он – настоящий DTM, Deutsche Tourenwagen-Meisterschaft! Невероятные машины с сумасшедшими для тех лет инженерными решениями, огромные скорости и космические бюджеты. Золотая эра – 1993-1996 годы. Жаль, что именно эти автомобили и поставили крест на дальнейшей судьбе первенства. Возрождённый в 2000-м DTM (который расшифровывается уже Deutsche Tourenwagen Masters) – лишь отголосок былой славы. Кстати, есть только один человек, который становился чемпионом и «старого», и «нового» DTM,  это немец Бернд Шнайдер. Он был лучшим в 1995, 2000, 2001, 2003 и 2006 годах! Ещё одна легенда DTM

Неудивительно, что именно 1993-1996 годы называют «золотой эрой DTM». Да, абсурдные бюджеты, а по конструкции машины были настолько далеки от реальности, что ещё тогда их называли «Формула-1 с кузовом». Но соперничество «Альфы» с созданными по тем же требованиям Opel Calibra и Mercedes-Benz C-Класса буквально завораживало болельщиков, которые толпами ломились на трибуны.

Победу в последний год для «того» DTM смог-таки одержать и Opel. Мануэль Рёйтер стал чемпионом за рулём полноприводной «Калибры»

Стало ясно – одной Германии мало. Появились выездные этапы, а в 1995 году FIA организовала чемпионат ITC (International TouringCar Series). Но надежды не оправдались – гонки в Японии и Бразилии не вдохновляли Alfa Romeo и Opel, чьи машины там не продавались. Плюс команды не хотели идти на лишние транспортные расходы. А прибыль с телетрансляций оказалась слишком низкой. Берни Экклстоун уже тогда не терпел никакой конкуренции с Формулой-1, поэтому все доходы шли в карман FIA. Результат мы знаем – в конце 1996 года серия прекратила своё существование, чтобы возродиться в 2000-м, но уже совсем в другом качестве.

ШИНЫ

Hankook по спортивным меркам  компания молодая. Свою первую гоночную шину корейцы выпустили лишь в 1999 году, а их участие в гонках на выносливость (в том числе и в «24 часах Ле-Мана») и ралли началось не так давно и пока не носит массового характера. Так как же им удалось стать поставщиками DTM? На этот и некоторые другие вопросы нам отвечал Манфред Сандбихлер – директор по автоспорту Hankook Tire Europe. Прежде немец работал в компании Michelin – а эти «тёртые калачи» на гонках «собаку съели».


По словам Манфреда, DTM для Hankook – это настоящий вызов. Они очень волновались, когда машина DTM впервые выехала на трассу на их шинах. Произошло это в октябре прошлого года, и у корейцев было всего полгода, чтобы внести какие-либо коррективы. Судя по всему, шины им удались – во всяком случае, пилоты отзываются весьма положительно о новых покрышках. Напомним, прежде шины в DTM поставлял Dunlop.

- Манфред, почему DTM?

- Во-первых, DTM по праву считается одной из высших ступеней «кузовных» гонок. Во-вторых, тут соревнуются производители автомобилей премиум-класса, а это хорошо для повышения привлекательности бренда Hankook.

- То есть DTM для Hankook – исключительно имиджевый проект?

- В этом плане мы не отличаемся от других производителей шин для автоспорта. DTM – это хороший испытательный полигон, где мы обкатываем решения, которые затем появятся в дорожных шинах. К тому же, это отличный способ завоевать доверие покупателей.

- Означает ли участие в DTM то, что шины Hankook станут более спортивными?

- Сложно сказать. Вдруг уже через 10 лет мы будем ездить на очень узких и жёстких шинах в целях экономии топлива? Но, конечно, в нашей спортивной линейке мы используем все гоночные наработки.

- Как вам удалось создать шины для DTM, не имея огромного гоночного опыта?

- Шины мы создавали не совсем с нуля, так как накопили определённый опыт в кольцевых гонках - прежде всего, в японском чемпионате JGTC и серии LMS. Но, конечно, задачу в каком-то роде немного облегчил и регламент DTM - правила DTM жёстко оговаривают использование всего двух типов покрышек на весь сезон. Так что нам нужно было создать один тип «сухих» шин и один – для дождя. 

- Какие требования выдвигали организаторы для разработки шин?

- Требования стандартны – это масса автомобиля, развесовка, его мощность, желаемый характер управляемости, износостойкость и размерность шин. Кроме того, важно было соблюсти «равномерность» шин, чтобы исключить фактор удачных и неудачных комплектов. В следующем году технический регламент, включая покрышки, изменится, поэтому сезон-2011 крайне важен, мы получаем необходимый опыт.

- Не присылают ли команды свои запросы, ведь шины могут подходить лучше той или иной машине?

- Исключено. Все пожелания нам озвучивает только ITR, компания-организатор, поэтому можно считать, что шины получились компромиссным решением и для Audi, и для Mercedes-Benz.

- Как вы производите шины? Разом на весь сезон или малыми партиями? Расскажите о логистике.

- У нас есть склад неподалёку от Нюрбургринга, туда мы привозим шины с завода, а затем уже оттуда возим необходимое количество на каждый этап. Производим покрышки малыми партиями – это связано ещё и с погодой. Например, за последние 3 года было мало дождевых этапов, а сейчас – практически через гонку. Поэтому нужно больше дождевых шин и меньше обычных. Мелкосерийное производство позволяет более эффективно использовать склады и оптимизировать затраты. Кстати, гоночные шины мы производим на том же заводе, что и дорожные.

- Не давят ли на спортивное отделение из штаб-квартиры? Каких результатов они ждут?

- Нет. У нас долгосрочная программа в DTM, а затраты всё равно окупятся в перспективе.

- А сколько сейчас типов гоночных шин у Hankook?

- Если считать все размерности, то порядка 250. Это шины и для кольцевых гонок, и для ралли, и для формул.

- Что будет после DTM? Неужели Формула-1?

- (смеётся) Почему бы и нет? Шутка. На самом деле, нас пока полностью устраивает DTM. Конечно, мы планируем развиваться, но о переходе в другие гоночные серии пока не задумываемся.

Вадим Гагарин
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
14
Дэнни
на мой взгляд, в 90-х годах было интересней DTM, чем сейчас...но это кому как.
СсылкаПожаловаться
александр
Проживая в Испании имел возможность видеть в живую это зрелище , DTM это здорово настоящий адреналин . Всем советую посетить хотя бы один этап .
СсылкаПожаловаться
Оксана
вот бы прокатиться на одной из них!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно
Подпишитесь на нас
Новости от Авто Mail.Ru