НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Экспедиция «Брест — Певек»: ну вот и Колыма

14 апреля 2011 13:44
Экспедиция «Брест — Певек» продолжается. Три экипажа на Mazda BT-50, которые стартовали из Бреста, добрались до Колымы

Экспедиция «Брест — Певек» продолжается. Три экипажа на Mazda BT-50, которые стартовали из Бреста, добрались до Колымы.

День 19

Сасыр

Лишившись радиатора и, как следствие, одного автомобиля, мы впали в состояние легкой растерянности: Сасыр даже названием не дает права надеяться на квалифицированный сервис и тем более на необходимые запчасти. Тем не менее нужно что-то делать. Первый шаг — найти теплый бокс, ведь на севере Якутии ночью температура даже в апреле опускается до минус 30 градусов.
Задача начала решаться очень быстро — по пути мы встретили дорожников, которые отогревались в передвижной бытовке. Про человеческие отношения на Севере можно слагать легенды... Одна минута общения с бригадиром, и у нас в руках записка — охранная грамота с разрешением занять теплый бокс бригады в деревне. Осталось только найти охранника с ключами. Пока искали нужный дом в деревне, подъехал якутский парень на УАЗе и предложил помощь. Через 40 минут он принес в бокс шланг большего диаметра, который мы впоследствии приладили взамен разбитого интеркулера. Тут же нарисовался и полупьяный мужичок, который через администрацию поселка организовал нам ночлег в стенах детской школы-интерната (гостиницы, естественно, в деревне нет). Самое интересное, что никто из этих людей даже не задумался о каком-то материальном вознаграждении за свою помощь. Просто так надо. Надо помочь — и все тут!

Изначально надеялись, что радиатор системы охлаждения поврежден несильно: запаять или заклеить патрубок, например, возможно и в полевых условиях, а разбитый интеркулер в холодной северной весне не так принципиален, главное — исключить попадание воды в поток воздуха, идущий на турбину. Кондиционер нас и вовсе не волновал, хотя его радиатор, похоже, также пострадал. После разборки выяснилось, что все плохо: нужный радиатор раскололся и восстановлению не подлежит. Мозговой штурм дал результат: надо искать радиатор от УАЗа и пытаться хоть как-то приделать его к Mazda.

С радиаторами оказалось не очень... Нашли единственный вариант в деревне — у одного из жителей во дворе на зимней парковке стоит Москвич 412. С целым радиатором, да и вообще — на ходу. Запчасть сняли, потерю хозяину компенсировали. Пока этим занимались, у меня появилась возможность воспользоваться предложением местной администрации и посетить специально для нас открытый музей истории и культуры Эвенов, основных жителей Сасыра.

Весьма интересно, особенно учитывая тот факт, что сам музей живет на голом энтузиазме, бережно храня любые искры истории из жизни этого северного народа. Экспонаты — сплошь оригиналы, сохраненные жителями или найденные школьниками. Тут и одежда, и орудия, и утварь. А также масса личных вещей, писем, стихов и наград сасырцев. Люди сами приносят какие-то памятные вещи, чтобы собрать историю в одном месте с возможностью показать ее другим. И вновь — никаких денег, просто «посмотрите и послушайте про нас и нашу Землю», с любовью и трепетом.

Но все же надо ехать. С помощью шлангов, проволоки и «такой-то матери» радиатор от 412-го теперь интегрирован в систему. Еще одна проблема — антифриз или тосол. Местные пользуются водой, но хранят машины в теплых гаражах или не глушат их, чтобы не замораживать систему. С трудом нашли единственную на весь Сасыр канистру с охлаждающей жидкостью, но ее все равно мало. Пришлось разбавить водой в надежде на то, что смешается и не замерзнет. Вместо интеркулера теперь просто резиновая трубка — в таком холоде разница почти незаметна. Первые испытания конструкции — успешны. Поэтому, отобедав в школьной столовой и поблагодарив всех тех, кто помог нам в такой трудный момент, выдвигаемся дальше. Опять в сторону Зырянки.

День 20

Сасыр — Зырянка

Наша радость продолжалась недолго: через 90 км датчик зафиксировал быстрый рост температуры мотора, и мы встали. Подождали, долили воды, поехали. Через полтора километра снова: подождали, долили, поехали. И так на протяжении следующих нескольких десятков километров. Больше всего не хотелось окончательно потерять систему охлаждения, что означало бы «минус автомобиль» и его буксировку до финиша на тросу. Поэтому, не глуша мотор, буксировали подранка, отогревали его и двигались своим ходом только по сложным участкам. Рулить приходилось по очереди и по одному, потому что печка так и не ожила, а температура за бортом с заходом солнца упала ниже 30 градусов.

В общей сложности на перегон от Сасыра до Зырянки мы потратили около 20 часов (менее 300 км). Пройдя самый сложный участок «на честном слове и на одном крыле», думать о том, как быть дальше, не хотелось вовсе. Благо, на месте оказался зырянский «кулибин» Дима, который отогрел наш подпорченный бродом автомобиль и к следующему утру окончательно привел его в «чувство», установив на Mazda BT-50 радиатор от другого японского автомобиля с помощью запчастей от самолета Ан-2. На этот раз все заработало просто отлично.

День 21

Зырянка — Среднеколымск

На ремонт машины и отдых после ночного марш-броска с попытками оживить автомобиль в Зырянке у нас ушли почти целые сутки. Взбодрившись теплой ночевкой, душем и исправным автомобилем, дальше выдвинулись мы только после обеда. Предстояло пройти не так много — менее 400 км, плюс ко всему большая часть пути – по зимнику, проложенному по реке Колыма, который, как мы ожидали, должен быть весьма неплохого качества.

Действительно, уже вскоре после выезда накатанная в снегу и льду дорожка распрямилась, лишь изредка заставляя громыхать содержимое кунга. Еще немного, и русло небольшой речки, по которой мы двигались, влилось в просторную Колыму. Перед своеобразным перекрестком — деревянный настил и самодельная табличка, призывающая водителей забрать оставленную рыбу. Видимо, такой вот специфический дальнобойный пищевой фонд. Чуть дальше, уже на Колыме, встретили небольшую пустую палатку у самой дороги. В ней — печка, какая-то еда, бумага для розжига, посуда и даже ножик. Почесав репу, решили, что это якутский аналог «караван-сарая» и оставили там немного провианта: сухари и шоколад.

Несмотря на небольшое (по меркам последнего месяца) расстояние, прибыть в Среднеколымск рано не получилось: съемки, остановки для проверки технического состояния нашей машины, да и дорога оказалась не такой уж и ровной. В итоге в Среднеколымск мы прибыли в полночь и с удивлением обнаружили, что все места в гостинице заняты. Первое, что пришло на ум, — милиция. В смысле, полиция! Заночевать в «обезьяннике» на правах гостей — отличная история для баек, местные служители правопорядка посмеялись, но идею одобрили. Правда, почти тут же в отделение доставили какого-то пьянчужку, который и занял нашу камеру. Другой вариант — администрация города Среднеколымск, которая с радостью и без лишних задержек предоставила в наше распоряжение целый актовый зал в своем здании, снабдила матрасами, подушками и одеялами, а в качестве вечернего досуга разрешила поиграть в настольный теннис, установленный там же.

P. S. Утром, когда мы безрезультатно попытались найти в Среднеколымске кафе и позавтракать, выяснилось, что аншлаг в городе обеспечили спортивные детско-юношеские соревнования.

День 22

Среднеколымск — Черский

Как обычно, наутро собирались выехать «пораньше». Путь до Черского — более 600 км по зимникам — не шутка, даже если прогноз погоды и информация от встречных дальнобойщиков не дает поводов для беспокойства. Поэтому съемки, завтраки и сборы в актовом зале администрации Среднеколымска сократили до минимума.

Чем более безлюдные места, тем больше интереса со стороны местных жителей. Кто-то следит за нашими передвижениями по сообщениям в Интернете, а кто-то не стесняется подойти к обклеенным машинам, внимательно рассмотреть надписи и задать несколько вопросов. При этом — никакого негатива или иронии, скорее, наоборот: каждый старается предложить какую-то помощь или дать совет. Здесь, например, нас уже на самом выезде поймал местный мэр и вручил сувенир от себя, сопроводив эту церемонию словами поддержки.

Зимник, по которому мы выдвинулись в сторону Черского, оказался достаточно забавным: проходя по многочисленным озерам, ручьям и островкам, он смог доставить немало «драйвового» удовольствия тем членам экспедиции, которые находились за рулем. Вещи в багажнике, впрочем, совсем не разделяли этой радости, то и дело открывая боковые «форточки» кунга. Вообще, мы уже успели сказать много «ласковых» в адрес кунгов производства Autoform за постоянно открывающиеся на ходу форточки и мгновенно загрязняющиеся и закисающие замки.

Повторный выезд на реку Колыма предваряло посещение поселка Андрюшкино. Там мы планировали остановиться и сообразить хоть какой-нибудь обед. С подобными вопросами здесь оказалось проблематично, зато местный любопытный дедушка, представившийся Петром, любезно пригласил нас к себе домой на чай и перекус. Просто так, то есть совсем просто так. Напоив нас чаем с вареньем из морошки, он лишь попросил по возможности выслать ему фотографию, сделанную мною у машин вместе с ним и членами экспедиции.

А тем временем мы, незаметно сами для себя, пересекли линию полярного круга. И снова выехали на расчищенную часть русла реки Колыма. На этот раз зимник «А/Д Арктика», обслуживающаяся ЗАО «Автодороги Колымы», оказался как раз таким, каким мы и ждали: ровным, широким и относительно быстрым, хотя последний факт и не помешал нам доехать до Черского лишь в три часа ночи. Хорошо еще, что заранее договорились о ночлеге: нас почти с распростертыми объятиями ждал гостевой закуток «Колледжа Народов Севера».

Дмитрий Макаров, фото автора.

Начало экспедиции:

Продолжение экспедиции: