НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри завода

Устрицы, купаж и дизель

28 марта 2011 13:22
Если вы накопили зимой несколько сот евро, то самое время поехать в небольшое путешествие и восстановить силы после бесконечной зимы. Мы решили рвануть во Францию. Но не в стандартный Париж или Ниццу, а в Бордо

Если вы накопили зимой несколько сот евро, то самое время поехать в небольшое путешествие и восстановить силы после бесконечной зимы. Мы решили рвануть во Францию. Но не в стандартный Париж или Ниццу, а в Бордо, окрестности которого являются настоящей меккой для виноделов. А одновременно с осмотром местных шато мы сделали и еще одно важное дело – опробовали модернизированный Citroen C5 с новыми дизелями.

Билет на самолет в Париж все же подешевле, чем до Бордо. К тому же Париж – очень приятный во всех отношениях город, в котором можно с удовольствием провести пару дней (если покупать билет на следующую неделю, то прямой перелет Москва–Париж можно найти за 14,5 тыс. руб., а с пересадками за 12,5 тыс. руб.; билет до Бордо стоит уже 23-28 тыс. руб.). А вот уже в Париже стоит взять машину напрокат на 4-5 дней и поехать в Бордо (за один световой день вы без каких-либо напряжений доберетесь до места)

Почему мы решили для нашего автомобильного путешествия выбрать именно Бордо? Это место является не самым популярным среди россиян, а, между тем, посмотреть там есть на что: старинные города, замки, океан, отличное вино. К тому же есть еще один важный нюанс – на прошлой неделе в Москве царствовали снег, грязь и минус. А в Бордо в конце марта уже плюс 21, зеленая трава и приятные лица. А еще в это время года там не слишком много туристов, цены на отели адекватны, а устрицы живые.

Citroen C5 выпускается в кузовах седан и универсал. В России продается и тот и другой


Вообще, мы бы рекомендовали прилетать не в Бордо, а все-таки в Париж. Но у нас было лишь три дня, поэтому наша небольшая группа долетела непосредственно до Бордо, где мы сели за руль Citroen C5. И выбор С5 в качестве нашего средства передвижения был совершенно оправдан. Во-первых, если мы во Франции решили пить французское вино и слушать французскую музыку, то, наверное, и машина у нас тоже должна быть французской. А во-вторых, Citroen C5 с фирменной гидропневматической подвеской не просто так считается одним из самых комфортабельных автомобилей в классе. А в этой поездке нам хотелось именно спокойствия – напряжения и адреналина всем хватает и в России.



Сразу же после прилета в Бордо мы отправились к Атлантическому океану, который здесь совсем близко, буквально один час езды. Рекомендовать какую-то конкретную точку не будем – лучше всего прокатиться вдоль побережья и самим выбрать, где остановиться. Мы предпочли пообедать в небольшом поселке Cap Ferret (там вообще можно заночевать – место того стоит), где посетили настоящую устричную ферму. Вообще, устриц тут выращивают повсюду, так что пройти мимо этих даров моря вы вряд ли сможете. Конечно, в мире есть немало людей, которые с большим скепсисом относятся к устрицам – мол, не могу я есть организм, который еще живой. Но приехать в Бордо и не продегустировать устрицы – это преступление. К тому же стоят они здесь не так уж и дорого – порцию из шести штук продают за 4,5-5,5 евро (12 штук стоят 8-10 евро). Поэтому постарайтесь съесть их. Причем не одну, а как минимум 3-4 штуки за один присест. Говорят, устрицы – это такое блюдо, которое надо распробовать.



А чтобы вам не выглядеть в этом устричном рае чужим, вот несколько советов и рекомендаций. При выборе устриц надо обращать внимание не только на их количество, но и на размер. Он всегда указан рядом с ценой. Чаще всего встречаются три размера: номер 4, номер 3 и номер 2. Номер 2 – это самые крупные. А наиболее оптимальным считается номер 3 – возраст таких устриц три года, и сами французы считают их наиболее аппетитными. Кроме того, помните, что устрицы надо есть исключительно живыми (и без вариантов, иначе отравление). Нет, это не значит, что они должны «пищать во рту». Это легенда – когда вы их едите, то устрицы не кричат и не дергаются. Однако если вы возьмете раскрытую раковину и аккуратно потрогаете край устрицы ножом, то это место должно немного сжаться. Ну а потом пару капель лимонного сока, и в рот. Запивать лучше всего белым вином, причем французов совершенно не смущает тот факт, что после пары бокалов им надо еще садиться за руль.



Проблем с ночевкой в это время года у вас не будет – отели стоят полупустыми. Причем гостиницы есть на любой вкус и кошелек. Если в 90-е года прошлого века вы занимались лесом, металлами или алкоголем и сумели выжить, то к вашим услугам дворцы в многочисленных винных шато. Есть и обычные 3-4-звездочные отели за вполне адекватные деньги... А еще французы предлагают настоящий экстрим. За 150 евро в сутки можно пожить... на дереве. Серьезно. Недалеко от городка Le Pian Medoc мы наткнулись на один из самых необычных отелей – номера там расположены прямо на деревьях, привычных удобств нет в принципе, водопровод отсутствует, вещи наверх надо поднимать при помощи веревки. И, самое главное, кругом ни души, по утрам вас будят живые птицы, а ночью вы можете слышать, как внизу бегают какие-то звери. Кажется, что городской житель не сможет выспаться в таких условиях. Но нет – высыпается, и еще как!

Обратите внимание, как француженка держит бокал. Его надо брать именно так и никак иначе – держать бокал с вином за нижнюю часть чаши бокала считается большой ошибкой. Ведь в этом случае вино начинает нагреваться, а его вкус изменяется. И не в лучшую сторону. Вообще, запомните: вино надо пить слегка охлажденным (молодые красные потребляют при 12-14 градусах, старые и «тяжелые» при 15-18 градусах, при комнатной температуре в 21-22 градуса). Причем сразу же после разлива в бокалы его пить строжайше запрещается! Для начала надо оценить цвет вина, потом его букет. А уже затем поболтать вино в бокале – французы говорят, что в этом случае вино при взаимодействии с кислородом «взрывается» и аромат становится более насыщенным. И только после этого вино можно попробовать

Первое шато, которое мы посетили, называлось Chateau de Malleret (оно расположено в Le Pian Medoc). Очень красивое место, где можно посмотреть не только на виноградники, но и на лошадей. А еще в Chateau de Malleret мы смогли принять участие в одном из самых сложных процессов в виноделии – речь идет о купаже. Ведь практически любое продающееся в бутылках вино фактически состоит из нескольких вин, приготовленных из разных сортов винограда, который был выращен на разных склонах, на разных почвах, на лозе разного возраста. Именно смешение нескольких сортов вина и называется купажом. Чаще всего основой красных французских вин из провинции Бордо является вино, сделанное из винограда сорта Каберне Совиньон, которое здесь называют не иначе как «скелет вина». Вино в бутылке может на 40-70% состоять из Каберне Совиньона. Еще порядка 20-40% обычно приходится на Мерло, а по 5-10% на другие сорта. Причем чем больше Каберне Совиньон, тем более «жестким» получается итоговый продукт, а вот Мерло, наоборот, смягчает вкус. Самое интересное, что небольшой практический курс по приготовлению хорошего вина стоит не так уж и дорого – всего 10 евро.

Citroen C5 – это не внедорожник. И даже не кроссовер. Хотя при максимально увеличенном дорожном просвете эта машина способна на многое

Если вспомнить про наш Citroen C5, то следует отметить парочку важных особенностей. Во-первых, у нас в руках был обновленный С5, который только что начал поступать к российским дилерам. Внешне старую и новую машину можно отличить в первую очередь по диодам дневных ходовых огней да чуть другими задними фонарями. Но главное для нас все же другое – Citroen C5, в том числе и поставляемые в Россию, будут оснащаться новейшим 2,2-литровым дизелем с системой впрыска третьего поколения, который выдает 204 л.с. и сразу 450 Н•м. В России этот агрегат будут продавать исключительно в паре с шестиступенчатым «автоматом».



И не надо думать, что дизель для России неактуален. Оказывается, в прошлом году сразу 18% проданных в России Citroen C5 имели дизельный мотор. Это лучший показатель в сегменте «D»! Правда, большинство покупателей предпочитали все же более доступный 2,0-литровый агрегат, который выдает 138 л.с.

Одна бочка для вина стоит 600 евро, а вино там выдерживают обычно около 1-1,5 лет в зависимости от особенностей того или иного шато. Производители вина используют бочку не более трех лет, после чего продают их фирмам, которые делают виски и прочий крепкий алкоголь. Правда, уже не за 600, а всего за 30-40 евро

Но, поверьте, 204-сильный дизель намного лучше! Здесь уже есть огромный запас тяги (450 Н•м доступны при 2000 «оборотах»), да и шестиступенчатый «автомат» работает весьма адекватно. В результате за рулем Citroen C5 с мотором HDi 200 FAP ты чувствуешь себя очень уверенно, проблем с обгоном грузовиков никаких нет. Особенно если включить в коробке режим «спорт». В этом случае трансмиссия уже не спешит переключать передачи и позволяет больше раскручивать движок. Да и расход топлива радует – при спокойном темпе езды в смешанном цикле на 100 км машина тратит всего 5,9 л солярки. Для сравнения, менее мощный 138-сильный дизель требует на литр больше.

Если вы окажетесь в этом регионе Франции, то обязательно посетите местечко Сэн-Эмильон (Saint-Emilion). По старинному городку, вокруг которого раскинулось множество виноградников, очень приятно погулять пару часиков. А еще лучше там остановиться на ночь. Именно в Сэн-Эмильоне вы сможете купить самые разные вина, причем за вполне адекватные деньги – магазины, которые торгуют главным национальным напитком, раскиданы повсюду, причем в таких бутиках часто можно продегустировать вино перед покупкой. А можно попробовать и ничего не покупать – французы на вас не обидятся. Именно в Сэн-Эмильоне мы купили вино 2000 года за 22 евро. В Париже его продают уже за 40-50 евро. Сколько такая бутылка стоит в России, лучше, наверное, и не знать

Да и в салоне дизеля почти не слышно, особенно когда едешь, никуда не торопясь. Конечно, тишина современных дизелей не должна уже никого удивлять, но в случае с Citroen C5 понятно, что речь идет не только о современных технологиях и сбалансированности агрегата, но и о приличной шумоизоляции. Про плавность хода и комфорт гидропневматического Citroen C5 вы, наверное, уже слышали. И дизельная машина ничем не отличается от остальных версий. Автомобиль великолепно проглатывает неровности и позволяет совершенно спокойно ехать по брусчатке. А включение режима Sport в подвеске делает С5 более собранным на дороге, хотя даже в этом случае к управляемости возникают некоторые вопросы. А уж в стандарте и вовсе может раздражать, что автомобиль сильно кренится в повороте. Но С5 создан не для прохождения поворотов в контролируемом заносе. У него другие плюсы.



И возможность увеличить дорожный просвет – один из них. Конечно, во Франции есть проблемы с плохими дорогами, но даже здесь большой клиренс может потребоваться. Например, для того, чтобы заехать на высокий бордюр.

Универсал понравился просторным багажником. Причем там есть кнопка для изменения дорожного просвета (облегчает загрузку тяжелых вещей) и даже фонарик

Удалось поездить и на Citroen C5 с дизелем 3.0, который выдает 240 л.с. и 450 Н•м. То есть 3,0-литровый мотор имеет такой же крутящий момент, как у мотора 2.2 л. Правда, более объемный двигатель развивает 450 «ньютонов» уже при 1600 об/мин, а не на 2000 оборотах, как в случае с 2,2 л. Конечно, 240-сильная машина едет еще азартнее, чем С5 2.2. Причем разница заключается не только в лишних 36 «лошадках», но и в более навороченной подвеске (здесь больше датчиков положения кузова, да и настройки другие). Однако перед покупкой такого Citroen C5 надо крепко подумать. Ведь 3,0-литровый С5 стоит сразу на 400 тысяч рублей дороже аналогично оснащенной машины с 2,2-литровым дизелем. А 400 тысяч – это, пардон, один дополнительный Citroen C1 с КАСКО.

А ведь в Москве в это время шел снег… Теперь вы поняли, почему в конце марта надо ехать в Бордо?

Поэтому с точки зрения разума покупка 3,0-литрового дизельного С5 мне не понятна. Как и приобретение вина за 200-300 евро. А вот почему в Chateau Smith Haut-Lafite бутылочка белого стоит 60 евро, я уже могу сказать. Конечно, специалисты посмеются над следующими словами, но это было самое вкусное белое вино, которое я пробовал в жизни. И самое ароматное – наверное, если постоянно пить такое, то можно будет в конце концов научиться отличать в букете «протертые в ладони листья мяты», «немного ромашки» или «аромат сливы». Хотя 2400 рублей за бутылку вина – это тоже, конечно же, сумма.

Бордо не просто так считается мировым центром в производстве вина. Здесь все пропитано культурой потребления и приготовления вина, и все в нем разбираются. Также в Бордо существует масса школ для сомелье, в том числе и для новичков. Правда, для обучения в них нужно знать английский или французский язык. Хотя мы смогли найти и специалистов, говорящих на русском. Средний возраст лозы на французских виноградниках – 30-35 лет. А живет лоза до 60-65 лет. Считается, что чем старше она, тем более концентрированным является вкус винограда, но при этом самих виноградин становится мало

Наши два дня в Бордо пролетели незаметно. Мало? Конечно! Однако даже этот небольшой отпуск позволил всем получить массу впечатлений, набраться сил и даже немножко позагорать на солнышке. К тому же мы стали намного лучше разбираться в вине и научились ценить его. А это, согласитесь, не так уж и мало.

Денис Смольянов
Фото автора

Конкуренты (Дмитрий Гайдукевич)

Соперников у Citroen C5 великое множество. Поэтому мы решили обратить свой взор только на автомобили, которые продаются в России с дизельным двигателем. Сейчас у Citroen самая широкая в России линейка дизелей – сразу три мотора. Наиболее доступной является версия с 2,0-литровым двигателем (138 л.с.) и коробкой «автомат», которая стоит от 1 044 000 руб. (универсал – 1 089 000 руб.). В оснащение такого Citroen C5 уже входит двухзонный климат-контроль, полный набор подушек безопасности, противозаносная система, 17-дюймовые литые диски, парктроник сзади и, конечно же, гидропневматическая подвеска.



Та машина, на которой мы ездили, уже подороже. Citroen C5 с 204-сильным дизелем в комплектации Exclusive с «поворачивающимся» биксеноном, электроприводом кресел, парктрониками спереди и сзади, системой поиска свободного места на стоянке, частично кожаной отделкой салона и прочими наворотами стоит 1,4 млн руб. (универсал – плюс 45 тыс. руб.). Ну а С5 с трехлитровым дизелем оценивается в 1,8 млн руб.



Новый Volkswagen Passat продается в России только с одним дизелем – 2.0 л, 170 л.с., коробка передач с двумя сцеплениями DSG. В России Passat с дизелем поставляется только в максимальной комплектации Highline, а стоит такая машина 1 393 000 руб. То есть почти столько же, сколько и 204-сильный дизельный С5.



Самым дешевым дизельным седаном в данном классе является Ford Mondeo. Двухлитровый дизель выдает 140 л.с., коробка передач – исключительно автоматическая. Собранный в России седан Mondeo в комплектации Titanium стоит 1 023 950 руб., а за 1 153 950 руб. можно взять автомобиль с 17-дюймовыми дисками, кожаными креслами и навигацией (сейчас на Mondeo скидки, но мы их не учитываем, ведь они действуют только до конца марта). А еще есть хэтчбек из Бельгии, который может иметь сразу два дизельных мотора. Есть 140-сильные 5-дверные Mondeo (они на 93,5 тыс. руб. дороже седана), а еще имеются машины с 2,2-литровым мотором, который выдает 200 л.с. Такой Mondeo в комплектации Sport с 18-дюймовыми дисками (но без навигации) продается за 1 409 950 руб. Опять же сравнимо с 204-сильным С5. С универсалами Mondeo ситуация следующая – автомобиль со 140-сильным дизелем в комплектации Titanium из Бельгии стоит 1 132 450 руб.



Дизельную Opel Insignia можно купить не только с «автоматом», но и с «механикой». Причем как в средней версии Elegance, так и в богатой Cosmo. Объем мотора здесь тоже 2,0 л, а мощность 160 л.с. Цены следующие – Insignia Elegance с «механикой» можно купить за 1 060 300 руб., а с АКПП за 1 107 300 руб. Дизельная Insignia Cosmo с «автоматом» стоит 1 152 300 руб. Цены на седан и хэтчбек одинаковые, а универсал стоит на 45 тыс. руб. больше.



Но обладая 1,4 млн руб., можно посмотреть и на премиум-сегмент. Правда, за такую сумму можно купить лишь базовые комплектации. Так, BMW 320d с 2,0-литровым мотором мощностью 177 л.с. и «механикой» стоит 1 402 000 руб. («автомат» - плюс 86,8 тыс. руб.). Оснащение такой машины весьма скромное по сравнению с менее престижными соперниками: диски стальные, кондиционер вместо «климата». Зато за 1 510 000 руб. можно взять дизельную «трешку» с системой полного привода. Примерно столько же стоит и универсал 320d – 1 506 000 руб.



Дизельный Mercedes-Benz C-класс подороже – от 1 570 000 руб. за модель C 220 CDI BlueEFFICIENCY (170 л.с.), хотя в оснащение такой машины уже входит «автомат» и ряд других приятных наворотов вроде ксеноновых фар или парктроника. Audi A4 с 2,0-литровым мотором (143 л.с.) и «механикой» продается за 1 335 600 руб. Есть еще версия с 3,0-литровым агрегатом (240 л.с.), коробкой передач S Tronic и полным приводом – 1 892 900 руб. 205-сильная Volvo S60 D5 AWD с полным приводом и «автоматом» продается за 1,6 млн руб. за модель в базовой комплектации со стальными дисками и «кондеем».