Сейчас редакционный Chevrolet Cruze пробежал 22 000 километров. За это время ничего особенного не произошло. А я успел съездить в однодневное 400-километровое путешествие на «дальняк» в деревню Никола-Ленивец и посмотреть, как ведёт себя машина на разбитых и заснеженных дорогах. В «Ленивце» я был примерно в это же время год назад, с тех пор в окрестностях деревни появилось много новых ленд-артовских объектов, но об этом ниже...
Кокпит хорош, эргономика на уровне. В дальней дороге за рулём не утомительно. Единственное, если вы едете по очереди и перенастраиваете кресло, раздражает неудобная ручка регулировки наклона спинки – запрятана зараза между ребром спинки и боковой стойкой кузова так, что оперировать ею чертовски неудобно, мало места для кисти. Баранка прекрасно лежит в руках, клавиши на спицах и приятные прорезиненные рычажки регулировки громкости и круиз-контроля всегда под пальцами. Единственное нарекание на «круиз» – ожидаешь более живой реакции на работу рычажком...
Разбитые дороги не для Круза – жестковата подвеска, увы. Зимние заметённые дороги со смешанным покрытием. Что здесь? ESP – настроена великолепно, она гасит и сносы, и заносы уже в зародыше, но в правильных траекториях поскользить позволяет. Кайф! Страхующая электроника отключаемая. После первого кратковременного нажатия клавиши отключается трекшн-контроль, и можно газом форсировать сугробы. Противозаносная система дезактивируется после 5 секунд удержания. И тогда держитесь!
Начинающийся снос сменяется заносом плавно и контролируемо. Но со скромными сцепными свойствами в поперечном направлении Nokian Hakkapeliitta 7 (в них обут тестовый автомобиль) нужно быть аккуратнее. Информативность рулевого управления Круза великолепна, но при экстремальной рулёжке мешает «затыкающийся» гидроусилитель – великовата ступенька возрастающего усилия при резкой перекладке. Кстати, гидроусилитель здесь с теплообменником (!) – систему никогда не перегреете, эффективность не упадёт. В соплатформенной Астре, кстати, с её электроусилителем руль не «затыкается», но привод менее информативен.
При торможении на разнородном покрытии требуются ощутимые корректировки траектории. ABS настроена на максимальное замедление – Круза ощутимо стаскивает в сторону лучшего покрытия. Новички, аккуратнее!
Что такое Никола-Ленивец?
Это небольшой художественный посёлок с домами-мастерскими, художественная концепция «Ленивца» — ленд-арт. На территории около деревни множество странных объектов: громадные плетёные из лозы строения, деревянные башни, мифические персонажи, выполненные из дерева и металла... Гигантские деревянные жуки на столбах, огромный (теперь уже сломанный) бестолковый исполинский «Журавель», который раньше смотрел в небо, «Телец-ковчег»... Иносказательный смысл, аллегория, да просто юмор – пищи для мозгов и души здесь предостаточно.
Если не торопиться и ехать с крейсерскими 80 км/ч, до деревни можно добраться примерно за четыре часа. Селение находится на территории Национального парка Угра. «Ленивца» для столичных творцов ещё в 1989 году открыл московский архитектор Василий Щетинин, который приехал на Угру в поисках места для небольшого художественного посёлка. В начале 1990-х в оторванную от цивилизации деревню начали переезжать художники. В их числе несколько участников питерской группы «Митьки». Одним из первых, кто поверил в возможность построения такой «творческой» деревни, стал Николай Полисский. Он-то и задал художественную концепцию Николы-Ленивца — ленд-арт.
В Николе-Ленивце я был в прошлом году примерно в это же время. Что изменилось за год? Очень и очень многое. К прошедшему летом фестивалю «Архстояние-2010» была создана масса интересных объектов, что-то построено позже. Сейчас многое скрыто под снегом, но кое-что из нового увидеть удалось и запечатлеть. Кстати, здесь можно посмотреть интерактивные панорамы объектов Николы-Ленивца.
Виталий Кабышев
Фото: Виталий Кабышев