Прошлогодний репортаж о легендарном марафоне «24 часа Ле-Мана» я завершал с надеждой на то, что в 2010-м борьба на кольце Ле-Сартэ будет куда более интригующей. Мол, немцы из Audi захотят отыграться, в Peugeot надеются повторить успех, а Дэвид Ричардс сможет заставить прототипы Lola Aston Martin ехать быстрее. Увы, острой схватки не получилось. Но «Ле-Ман» 2010 года оказался одним из самых драматичных!
Сначала было ощущение, что всё решено ещё до старта. В тренировках дизельные прототипы Peugeot 908 HDi оказались на голову сильнее модернизированных Audi R15+ TDI. А когда после финальной квалификационной сессии немецкие машины остались позади не только трёх заводских Peugeot, но и частного прошлогоднего 908 HDi команды Oreca Matmut, стало ясно – по чистой скорости соперничать со «львами» не может никто.
Шутка ли – обладатель поула, Себастьен Бурдэ (между прочим, уроженец Ле-Мана), привёз лучшему из экипажей Audi под управлением Тимо Бернхарда почти четыре секунды с круга! Так что, несмотря на все ухищрения, направленные на «замедление» дизельных машин, время прошлогодней «поул-позишн» на кольце длиной 13,629 километра перекрыли сразу шесть прототипов, в баках которых плескалась солярка.
Что уж говорить про Lola Aston Martin – они стали лучшими среди бензиновых машин, но дизелям уступали безнадёжные шести секунд. Ещё ниже – Audi R10 TDI образца 2008 года, которые доживают свой век в команде Колина Коллеса. Кстати, он сейчас также возглавляет коллектив HRT в Формуле-1. А ещё этот «Ле-Ман» запомнится отсутствием на старте машин опытнейшего ветерана, настоящего символа марафона и любимца местных болельщиков – француза Анри Пескароло. Увы, Pescarolo Sport сменила владельца, после чего Пескароло... попросту уволили. Что послужило поводом для этого неприятного инцидента, неизвестно. В итоге впервые с 1966 года (!) фамилия Пескароло отсутствовала в списке пилотов и названий команд.
Но не в списках автомобилей! Да, два прототипа Pescarolo-Judd использовала команда OAK Racing. Правда, это уже машины младшей категории LMP2, и они не пробились даже в тройку лидеров класса по итогам квалификации. Тут правили бал баркетты HPD ARX.01 (Acura серии ALMS) с двигателями Honda. Два экипажа не только утёрли нос всем в LMP2, но и смогли объехать даже несколько машин топовой категории LMP1!
Зато в классе GT1 было настоящее рубилово. Три лучших машины уложились в полсекунды! И впереди в итоге оказался Aston Martin DBR9, которому на пятки наседали два Ford GT. Вообще, в свой последний «ле-мановский» год (с 2011 года этот класс будет упразднён) зачёт GT1 не мог похвастать насыщенностью. Три Форда, два Корвета команды Люка Альфана (обладателя Кубка мира по горнолыжному спорту и победителя Ралли Париж-Дакар), один Aston Martin, ветеран Saleen S7R и экзотичная Lamborghini Murcielago. Не густо.
Кстати, один из Ford GT вёл в бой исключительно женский экипаж. Причём Наташа Гашнан до последнего не знала, сможет ли она поехать в Ле-Ман – пилотесса из Швейцарии весной заработала двойной перелом ноги во время аварии на автодроме в Абу-Даби. Последний раз трио женщин выходило на старт в составе одного экипажа в 1991 году. Жарко было и в GT2. Джанмария Бруни (Ferrari F430 GT) всё-таки смог удержать лидирующую позицию в классе, и несмотря на все усилия, два заводских Chevrolet Corvette C6.R догнать его не смогли.
В общем, накануне старта в Peugeot царило приподнятое настроение. Разве что ночной дождик, заставивший пилотов ехать во время утренней разминки по влажной трассе, позволил Audi впервые возглавить протокол. Но к гонке всё просохло. Помог и ветер, и гонка Porsche Matmut Carrera Cup, и ещё одно интересное зрелище – заезд исторических спортпрототипов группы C. Его выиграл Jaguar XJR-9 – такая же машина выиграла «24 часов Ле-Мана» в 1988 году. Примечательно, что тогда эта машина прошла за сутки всего на 2,4 километра меньше рекордных 5335,3 км, установленных в 1971-м.
И вот долгожданные 15:00! Проносятся вдоль боксов Peugeot и Audi, чьи турбодизели совсем не слышно в формульном вое двигателей Aston Martin и, особенно, в зловещем и очень громком рёве больших V8 Chevrolet Corvette и Ford GT. Марафон «24 часа Ле-Мана» 2010 года стартовал! И проблемы начались на первом же круге – в боксы свернул прототип Lola AER из-за поломки коробки передач.
А ещё через два круга закончилась гонка для Найджела Мэнселла. Чемпион мира Формулы-1 1992 года не удержал свою Ginetta-Zytek на участке между поворотами Mulsanne и Indianapolis, и на скорости порядка 200 км/ч она по касательной ударилась в отбойник (предварительно из-за прокола левой передней шины). 56-летний британец не смог самостоятельно покинуть болид, и пелотон возглавили машины безопасности. В «Ле-Мане» их используют несколько, чтобы остальным не пришлось сломя голову догонять лидеров на длинной трассе. К счастью, с Найджелом всё в порядке. Кстати, всего в 2010-м «Ле-Мане» приняло участие аж 24 бывших пилота Формулы-1!
Заминка оказалась на пользу Peugeot – от французских машин экипажи Audi отрезал как раз «сэйфти-кар», поэтому по итогам первого часа (а проехать успели лишь 13 кругов) отрыв «львов» от «клыкастых» прототипов Audi составлял минуту! А к концу второго часа это преимущество увеличилось уже до полутора. Казалось, что судьба победы решена...
Но на третьем часу «Ле-Ман» напомнил, что это гонка на выносливость. Точнее, пока слегка намекнул. 908 HDi под номером «3» свернул в боксы. И оттуда уже не выехал – поломка крепления подвески к монококу. Экипаж, выигравший квалификацию, продержался на трассе лишь 38 кругов. Обидный сход и первая ничья в споре с Audi. 3-3.
Пришлось понервничать и Вольфгангу Ульриху, главе Audi Sport. На 70-м круге Том Кристенсен (восьмикратный победитель «Ле-Мана»!) в связке Porsche догнал медленно едущий с проколом колеса «арт-кар» BMW M3 GT2. Как ни странно, но опытный марафонец и трёхкратный чемпион WTCC Энди Приоль не поняли друг друга, и в результате R15+ TDI застряла в гравийной ловушке! Машину, конечно, вытащили, но Кристенсен в этом эпизоде потерял почти пять минут и откатился седьмое место, пропустив вперёд одну Lola Aston Martin.
Потом всё утихло. Мы сходили на картодром имени Алена Проста, с удивлением обнаружив, что там не работает электронный хронометраж, а карты через одного находятся в упадочном состоянии, а чуть позже затыкали уши от рёва проносящихся машин, стоя в двух метрах от стартовой прямой. И, в общем, рассчитывали, что падёж в стане лидеров на этом закончился.
Но как только стемнело, Peugeot номер «1» заехал на ремонт! Замена стартера заняла три круга. На выезде – печальное седьмое место. А к 2 часам ночи картина была уже следующая – впереди два Peugeot, в круге отставания – две Audi. Чтобы не пропустить утренние события, я решил вздремнуть, проклиная в глубине души слишком громкие Корветы и единственный оставшийся к тому моменту Ford GT. Женский экипаж сошёл днём – загорелся двигатель, а ещё один Ford проехал всего 26 кругов.
В семь утра разбудило SMS: «Не везёт Peugeot в этом году!». Вскакиваю и бегу в пресс-центр. Оказалось, что ночью четыре круга потерял «частный» 908 HDi из-за замены приводного вала, но главное случилось утром – испустил дух двигатель лидирующего в гонке экипажа! До финиша оставалось восемь часов. Что творилось в боксах Peugeot, словами не описать. В паддоке я столкнулся с Алексом Вурцом (победителем прошлогоднего «Ле-Мана»!), так на обычно позитивном австрийце лица не было. Кстати, кроссовки у Вурца теперь одного цвета (в своих первых сезонах в Формуле-1 он ездил в разных). 3-2 в пользу Audi.
Шокированному Оливье Кенелю, шефу спортивных программ концерна PSA, ничего не оставалось делать, кроме как пойти ва-банк и дать команду единственному оставшемуся в гонке заводскому Peugeot: «Фас!». И началось. Энтони Дэвидсон, дебютант команды и бывший пилот Формулы-1, прекрасно освоился за рулём дизельного Peugeot в этом сезоне и принялся штамповать быстрейшие круги, зародив надежду в штабе французов.
Иной раз британец вёз Audi по пять секунд с круга. Правда, его прорыв дорого стоил коллективу Люка Альфана – пропуская Дэвидсона на круг, Эммануэль Коллар не удержал свой Corvette и крепко приложился задней частью машины об отбойник. А это был лидер в классе GT2! И хотя Коллару удалось добраться до боксов, ремонт занял много времени, а позже Corvette под номером «64» и вовсе сошёл.
Гонка за лидером набирала обороты. Дэвидсон мчался, как сумасшедший. Сменивший его Алекс Вурц, смог поддержать темп напарника по команде. И вот уже Peugeot под номером «1» вернулся в круг с лидером, вот Вурц уже видит перед собой Audi, занимающую второе место, вот их разделяют всего несколько секунд... Казалось бы, хоть «серебро» Peugeot да возьмёт. Но за 2 часа и 15 минут до финиша всё было кончено – за быстрым «львом» появилась дымовая завеса. Сход! И снова двигатель! Немая сцена... 3-1.
Но Фортуне и этого было мало. 3:19.241 – лучшее время гонки, установленное Вурцом в безнадёжной погоне на 339-м круге. Круг 369-й, Peugeot команды Oreca – 3:19.074! Быстрее заводских прототипов и аж на 2,5 секунды быстрее лучшего из Audi. До финиша оставалось меньше 30 кругов. Но спустя всего 13 минут – «контрольный в голову». Последний Peugeot на трассе точно так же сошёл из-за поломки двигателя! Это разгром со счётом 3-0. Юг де Шонак, шеф команды Oreca, не смог сдержать слёз.
Дальше оставалось только наблюдать за триумфом Audi. Все три R15+ TDI добрались до финиша на первых трёх местах. Как тут не вспомнить известную поговорку: «Чтобы приехать первым, надо сначала доехать». Именно проблемы с надёжностью стали отличительной чертой этого «Ле-Мана». Последние шесть сходов – на счету топовой категории LMP1! Причём четвёртое вакантное место после трёх Audi сначала занял прототип Lola-Aston Martin. Но лишь для того, чтобы через... 22 минуты сойти из-за отказа двигателя! В итоговый протокол вошли лишь 27 экипажей из 55 стартовавших.
А для Audi эта победа стала уже девятой в Ле-Мане с 2000 года! Столько же побед у Ferrari и лишь Porsche недосягаем со своими 16-ю. Хотя, такими темпами «четыре кольца» вполне способны замахнуться и на рекорд. Тем более, что другой рекорд они уже побили – за сутки Майк Рокенфеллер, Тимо Бернхард и Ромэн Дюма не только выиграли свой первый в карьере «Ле-Ман», но и проехали 5410,713 км. А значит, результат 1971 года пал.
В классе LMP2 ожидаемо выиграл прототип HPD ARX.01 номер «42» под управлением Ника Левентиса, Дэнни Уоттса и Джонни Кейна, причём он добрался аж до пятого места в абсолюте! В немногочисленной категории GT1 (доехало всего три машины) надёжнее всех оказался Saleen S7R (Габриэль Гардель/Роланд Бервилль/Жюльен Каналь). Ну а в GT2 победе радовались Марк Либ, Ричард Литц и Вольф Хенцлер на Porsche 911 GT3 RSR.
После финиша в Audi раскрыли секрет – в двигателях R15+ TDI впервые для «ле-мановских» дизельных машин были установлены турбины с изменяемой геометрией крыльчатки. Но вряд ли это сыграло ключевую роль в успехе немцев – скорее всего, они просто сделали оправданную ставку на надёжность, а новые турбокомпрессоры позволили не потерять мощность из-за уменьшенного рестриктора (в прошлом году на Peugeot и Audi стояли одинаковые турбины Garrett TR30R). Но следующий «Ле-Ман» будет интереснее – у марафона меняется технический регламент. И если в плане шасси метаморфозы минимальны, то в плане моторов правила перекроят основательно. Рабочий объём дизелей сократят с 5,5 до 3,7 литров и разрешат использование систем рекуперации и даже гибридных силовых установок.
Не зря же перед гонкой зрители наблюдали за коротеньким, длиной в один круг, заездом «Ле-Мана будущего» – по треку проехали гибридный Porsche 911 GT3 R Hybrid (который едва не выиграл «24 часа Нюрбургринга» в этом году!), электромобиль Audi e-Tron, Ferrari 599XX HPDC, а также машины на водородном топливе. У французов есть уже фактический готовый гибридный прототип Peugeot 908 HY, активно обкатывает подобные технологии и Audi (пусть и в шкуре Porsche).
Так что в 2011-м Peugeot и Audi с закрытым купе R18, которое придёт на смену баркетте R15+ TDI, будут бороться по новым правилам. И ведь ещё не так давно дизель был новинкой в автогонках, а теперь к нему усиленно «прикручивают» высокие технологии. Что ж, остаётся лишь пожелать, чтобы интрига в гонке всё-таки свелась ещё и к скорости машин, а не только к соревнованию, у кого турбина крепче.
Место | Машина | Класс | Экипаж | Круги |
1 |
Audi R15+ TDI
|
LMP1
|
Бернхард/Дюма/Рокенфеллер
| 397 |
2 |
Audi R15+ TDI
|
LMP1
|
Фасслер/Лоттерер/Трелюйе
| 396 |
3 |
Audi R15+ TDI
|
LMP1
|
Капелло/Кристенсен/МакНиш
| 394 |
4 |
Oreca 01-AIM
|
LMP1
|
Айяри/Андрэ/Мэйрик
| 369 |
5 (1) |
HPD ARX.01
|
LMP2
|
Левентис/Уоттс/Кейн
| 367 |
6 |
Lola Aston Martin
|
LMP1
|
Прима/Фернандес/Мюкке
| 365 |
7 (2) |
Pescarolo-Judd
|
LMP2
|
Хароуз/Лайе/Моро
| 361 |
8 (3) |
Lola HPD Coupe
|
LMP2
|
Ньютон/Эрдуш/Уоллес
| 358 |
…11 (1) |
Porsche 911 GT3 RSR
|
LMGT2
|
Либ/Литч/Хенцлер
| 338 |
…12 (2) |
Ferrari F430 GT
|
LMGT2
|
Фарнбахер/Симонсен/Кин
| 336 |
…13 (1) |
Saleen S7R
|
LMGT1
|
Бервиль/Каналь/Гардель
| 331 |
…14 (3) |
Porsche 911 GT3 RSR
|
LMGT1
|
Хольцер/Вестбрук/Шайдер
| 327 |
…15 (2) |
Chevrolet Corvette C6.R
|
LMGT1
|
Поликан/Грегуар/Харт
| 327 |
…22 (3) |
Aston Martin DBR9
|
LMGT2
|
Энге/Кокс/Найгард
| 311 |
В скобках указана позиция в классе
Peugeot 3008
От Парижа до Ле-Мана – около 200 километров, так что без автомобиля обойтись проблематично. Нашим верным помощником в те дни оказался Peugeot 3008. Машина была предоставлена не случайно – в этом году «3008-й» дебютирует на российском рынке. Значит, можно остановиться на нёй немного подробнее.
Однозначно классифицировать Peugeot 3008 не удастся. Для хэтчбека он слишком большой, обыкновенным компактвэном его не даёт назвать приличный клиренс и грубоватый, «внедорожный» облик. В общем, завис где-то между классов. Да и дизайн, мягко говоря, на любителя. Хотя, во Франции таких любителей много – «3008-х» там колесит уже достаточно много.
Зато что в 3008 несомненно удалось – так это интерьер. Он просто на порядок превосходит доставшееся по наследству от Mitsubishi скромное убранство «4007-го»! И архитектурой, как бы это странно ни звучало в свете «ле-мановских» событий, напоминает о машинах Audi. Да и материалы весьма добротные – нам машина досталась в дорогом исполнении Feline.
Панорамная крыша, ксеноновые фары, кожаный салон (включая переднюю панель и обшивки дверей), система проецирования показаний приборов на экран перед лобовым стеклом, «навигация», 18-дюймовые диски, топовая музыка JBL и 156-сильный бензиновый турбомотор объёмом 1,6 литра – неплохой набор.
Сначала мы довольно скептически отнеслись к возможностям двигателя, но стоило сесть за руль, как сомнения развеялись. Динамики вполне хватает и при полной загрузке машины, да и на автобане недостатка скорости не ощущалось. К тому же, внутри тихо, что скрадывает ощущение скорости. В итоге мы пополнили казну местной жандармерии на 90 евро – коллега увлёкся и превысил разрешённые 130 км/ч ещё на «тридцатку». Хотя местные там шпарили с такой же скоростью. Видимо, у них «проездной». Позже я заглянул в паспортные данные: 8,9 секунд до «сотни» и 202 км/ч максимальной скорости. А средний расход за всю поездку составил 9 л/100 км. Неплохо для мотора, удовлетворяющего требованиям Euro-5!
Конечно, есть и некоторые изъяны. Ручка механической шестиступенчатой КПП отнюдь не блещет короткими ходами, хотелось бы покрупнее боковые зеркала. А на 18-дюймовых колёсах Peugeot 3008 довольно жёстко проходит неровности с острыми краями – стыки, мелкие ямки. Но по комфорту «3008-й» всё равно превосходит сводного брата 4007.
Peugeot 3008 дебютирует на нашем рынке на Московском автосалоне уже в августе. Правда, пока нет никакой информации ни о том, когда начнутся продажи, ни о примерных ценах (во Франции 3008 стоит от 21 650 евро). Известно только, что дизельных версий в России не будет. Значит выбор сведётся либо к атмосферному 120-сильному двигателю объёмом 1,6 литра, либо к турбированной «четвёрке» того же объёма и мощностью 156 л.с. А вот привод – только передний.
Вадим Гагарин
Фото автора