Комментируя создавшееся положение дел на российском автомобильном рынке, независимый эксперт Олег Мосеев в своем ТГ-канале отметил, что компаниям типа Changan, имеющим в России широкую модельную линейку, необходимо пересматривать продуктовую стратегию и сокращать модельный ряд. «Ставка на максимально широкую линейку не сработала и сейчас приносит убытки и дистрибьютору, и дилерам», — отметил аналитик.
Есть ли зерно правды в таком суждении, Авто Mail попросил прокомментировать ведущих специалистов и игроков рынка.
«Существует две действительности, если так можно выразиться, — считает Николай Иванов, директор департамента новых автомобилей компании “Рольф”. — Если мы говорим про самый успешный бренд до массового ухода с российского рынка, то таким считался Kia, у них в линейке предлагалось 13−14 моделей, то есть примерно как у Changan. В премиальном сегменте отличался Mercedes-Benz, у которого было порядка 14 разных моделей. То есть в этом отношении ничего нового мы не наблюдаем».
По словам эксперта, большие и успешные бренды используют все ниши и закрывают все сегменты. «Однако рынок сегодня сильно сжался, — отметил Николай Иванов. — Самый популярный тип автомобиля — SUV, и налицо сильно концентрированное предложение одинаковых моделей разных китайских брендов. Довлеющая конкуренция на небольшом пространстве приводит к демпингу и просадке. Именно сейчас, наверное, такая широкая линейка моделей не нужна. Но когда рынок вернется к уровню в 2 млн новых автомобилей в год, то у компаний типа Changan, конечно, будет преимущество».
Про сегмент кроссоверов и внедорожников, занявший в России главенствующее положение, вспомнил и независимый эксперт Александр Ковалев: «Беспроигрышный вариант — сегменты C-SUV и D-SUV. Компактные и среднеразмерные кроссоверы стабильно востребованы в России. Говоря “беспроигрышный вариант”, я немного лукавлю. Нельзя просто собрать в Китае очередной C-SUV, привезти его в Россию и ожидать высоких продаж. Без адаптации под местные условия, грамотной ценовой и гарантийной политики, а также учета запросов потребителей и дилеров не “взлетит” даже неплохой автомобиль. Хотя бывают исключения — тот же LiXiang».
По словам Александра Ковалева, с одной стороны, широкая линейка моделей — это способ охватить разные сегменты рынка и аудитории, особенно при выходе на новый рынок: «Такая стратегия позволяет быстрее занять долю рынка, однако влечет за собой серьезные финансовые риски — затраты на логистику, маркетинг, сертификацию и сервисную поддержку. Управлять таким ассортиментом сложнее, а дилеры могут столкнуться с дефицитом ходовых моделей на фоне переизбытка менее востребованных, которые просто занимают место на складе».
Универсальных решений нет — каждый случай нужно анализировать отдельно, полагает Илья Петров, директор розничных продаж АГ «Авилон»: «Возьмем, например, ситуацию с купе-кроссоверами — она неоднозначна: успех зависит от конкретной модели. Например, Geely Tugella демонстрирует устойчивый спрос, тогда как другие бренды уже вывели купе-кроссоверы с продаж, обеднив тем самым модельную линейку».
Эксперт говорит, что компании, у которых в России широкий и разнообразный модельный ряд, демонстрируют лучшую динамику продаж, потому что это позволяет им охватывать разные сегменты покупателей.
Еще более точен Николай Иванов: «Беспроигрышный вариант на сегодняшнем рынке — это автомобили в ценовой категории 2−2,5 млн рублей, с передним приводом и высоким дорожным просветом, преимущественно SUV — что-то типа Chery Tiggo 4, Haval Jolion, Geely Coolray. Это идеальная компоновка, позволяющая достигать крутых результатов».