На этот случай всегда есть два решения: «звонок другу» и вызов специализированной службы помощи на дороге, если возможности или желания ехать «на тросу» нет. Однако в эвакуации с помощью специального автомобиля с грузовой площадкой, есть свои определенные тонкости, которые лучше бы узнать заранее.
Чем старше становятся машины — тем больше сложностей они создают своим владельцам, тем чаще ломаются, тем выше риск однажды оказаться один на один с «непредвиденными обстоятельствами» вдалеке от дома. Впрочем, и новые автомобили, технологически более требовательные и хрупкие, запросто могут «занемочь» буквально на ровном месте. А ведь у нас и «прикуривать» от соседского аккумулятора уже разучились, чего уж говорить о каких-то более сложных процедурах?

Еще десять лет назад вызов эвакуатора был истинной роскошью, позволить которую могли себе немногие и в самых отчаянных ситуациях. Сегодня же многочисленные страховые и сервисные продукты, именуемые «картами помощи на дорогах» могут обеспечить этой услугой за вполне адекватную цену. А некоторые — и вовсе бесплатно. Впрочем, иметь возможность и пользоваться — не связанные друг с другом вещи, так что зачастую даже обладатели заветной карточки предпочитают трос и долгую тряску «на галстуке». Однако, иногда возникают случаи, когда поможет только эвакуатор. Как воспользоваться этой услугой максимально комфортно и безопасно?
Когда надо вызывать эвакуатор?
Если автомобиль поврежден в аварии, у него подтекает горючее или тормозная жидкость, не работают тормоза или заблокировались колеса, если заклинил мотор или коробка переключения передач, если есть минимальные сомнения или расстояние слишком велико для буксировки — вызывайте, дешевле обойдется. Ведь ремонт, в случае чего, будет стоить денег. И весьма впечатляющих на сегодняшний день. Так просто покраска двух крыльев, бампера и капота обойдется в сумму свыше 50 000 рублей, а если резкая остановка превратит дружеский буксир в причал? Напомним, что согласно ПДД, неработающие дворники, неисправные световые приборы, а также горящая лампочка ABS запрещает эксплуатацию автомобиля на дорогах.

Как вызвать эвакуатор
Понятно как — позвонить по телефону, написанному на карточке, что лежит в документах на машину. А если ее, этой самой карточки, нет? Как быть? Если использовать всесильный интернет — цена будет околозапредельной, эвакуация — недешевая услуга.
Так «доставка автомобиля» из одного района города в другой, дистанция 8 километров 900 метров, «по тарифу» обошлась бы в 8 500 рублей. А если машина в 100 километрах от города сломалась? Всякий ли сможет себе позволить 100 000 рублей в качестве платы за услугу? В этом случае не лишним будет применить ловкость и осознанность, а также знание локального менталитета: самостоятельный поиск «местного эвакуаторщика», а также остановка такого транспортного средства на дороге, встречаются они нередко, позволят сэкономить до половины суммы на торге. Ведь водитель обязан платить процент парку за поиск клиента, а тут клиент нашелся сам. Следовательно, возможен дисконт. Только вот сторговаться получится лишь тогда, как обоим известна полная цена услуги. То есть, через официальное оформление.
Куда можно вызвать эвакуатор
На бездорожье, по узким и частенько размытым да разбитым деревенским улочкам, на берег речки или в подземный многоуровневый паркинг эвакуатор не поедет, потому что не заедет. А после, с двумя-тремя тоннами на борту, не выйдет. Так что поврежденный транспорт придется любым понятным и законным способом доставить до асфальта: руками толкать, за трактором катить, как угодно. По достаточно широкой и проездной грунтовке, бетонке и прочим видам дорог локального значения «борт» доедет. Главное — чтоб не застрял, в том числе, разворачиваясь.
Какой вызвать эвакуатор
Дождавшись, пока эмоции от осознания окончания самостоятельного движения и потребности в посторонней помощи улягутся, нужно трезво ситуацию оценить: машина сама катиться может или не справится с задачей без последствий? Хватит ли места, чтобы достаточно длинный и широкий борт эвакуатора проехал для погрузки? Можно ли машину незначительно повернуть, чтобы облегчить заезд на платформу?
Все эти вопросы помогут узнать главное: какой нужен эвакуатор. А они бывают двух видов: с опускающейся платформой, куда автомобиль закатывают лебедкой, или с манипулятором, читай, небольшим краном. Второй вариант позволяют загрузить машину в кузов, в каком бы состоянии она ни находилась. И отвечая на вопрос оператора о сложившейся ситуации, надо четко сказать: заедет в обычный, их намного больше, так что приедет быстрее, или присылайте машину с манипулятором, будем ждать.
Как погрузить машину на эвакуатор
Если эвакуатор оснащен краном — вопросов нет: цепляем за колеса, поднимаем, грузим. Нет колес? Не беда: машину можно поднять даже за ремни безопасности. Выдержат. А вот если в деле предстоит участие лебедки и троса, то в ожидании помощи, водителю стоит крепко задуматься. И есть над чем: дело в том, что буксировочными проушинами оснащены далеко не все автомобили. Например, у американских машин найти заднюю проушину — большая редкость и удача, ведь, как правило, их просто нет. Говорить о том, что машину получится тащить «за морду», приходится не всегда — никто не знает, какие будут обстоятельства.
Многие современные машины с завода комплектуются отдельными проушинами, которые вкручиваются в усилитель бампера. А она есть в багажнике? Не потерялась за время эксплуатации? А она вкручивается или отверстие намертво заржавело? А есть оно, отверстие-то? Или придется снимать бампер?
В каждой неловкой ситуации нужно первым делом успокоиться. Затащить свободно катающийся автомобиль на эвакуатор можно и за рычаг подвески, и за балку, и за мост. Ничего криминального с ним не произойдет. Главное — аккуратно и бережно, без резких движений: коробку передач — в нейтраль, тормоза отпускаем, инструкции специалиста — слушаем внимательно. Далее — проверить установку упоров под колеса, фиксацию машину, не забыть про ручник и передачу, если того потребуют.
Сложные случаи при эвакуации автомобиля
Первым делом, конечно, стоит разузнать матчасть: а можно ли использовать буксировочную проушину по такому назначению? Изучение китайских инструкций по эксплуатации подсказывает, что не всегда. Привычка делать «как раньше» порой приводит к оторванным бамперам вместе с фарами и усилителями. Далее, определяем точку крепления троса, смотрим, чтобы металлический трос не повредил бампер при погрузке, подкладываем доски и дрова, если есть такая потребность. Погрузили, выдыхаем.
Как только машина оказалась на эвакуаторе, не забудьте ее подробно сфотографировать со всех сторон. Чтобы потом не вспоминать: была царапина или нет? В салон к «спасателю» поместится один, максимум — двое. А вот ехать в эвакуируемой машине нельзя. Это нарушение. Быстро эвакуатор не ездит, проходит далеко не под всеми мостами и путепроводами, так что командовать и показывать «короткую дорогу» не надо. Оставьте этот тонкий момент на откуп водителя. Если что — он виноват будет. Если же эвакуаторщик поедет один, а вы — следом, не забудьте отдать ему документы на автомобиль: при остановке сотрудником ГАИ, он обязан будет их предъявить. Иначе — штрафстоянка и выяснения.
Хочется, конечно, искренне и от всей души пожелать каждому, чтобы полученная информация оказалась лишней и невостребованной, но на дороге бывает по-разному. И лучше бы к этому «разному» быть готовым заранее. Хотя бы — теоретически. Проще будет «расхлебать», да и нервных клеток сгорит на порядок меньше. А они, в отличии от автомобиля, не восстанавливаются.