Республика Казахстан — один из наших ближайших соседей, партнер по Евразийскому экономическому пространству. В последние годы сюда перебазировались представительства многих известных автомобильных брендов, и страна стала местом, откуда можно пригнать новую иномарку из последней коллекции.
Найти эксперта для подготовки материала оказалось непросто. Автомобилисты центральной части России нечасто покупают машины в Казахстане. Главная причина — расстояние: желающим проще привезти авто из Белоруссии или Грузии. Илья Мазаев, джипер из Екатеринбурга и по совместительству банковский работник, рассказал о своем опыте покупки машины в Казахстане: сколько этапов в этом квесте, какие требуются документы, и почему он, в конце концов, отказался от такого решения.
Преимущества покупки машины в Казахстане
Почему российские автомобилисты отправляются в Казахстан за машинами? Причин тому несколько.
Возможность купить иномарку «с конвейера» в официальном дилерском центре | В Казахстане успешно функционируют представительства крупнейших автомобильных брендов, закрывшиеся в России. Также здесь действуют производства таких известных марок, как Kia, Hyundai, Chevrolet и Skoda: есть возможность приобрести новый автомобиль местной сборки |
Отсутствие языкового барьера | 90% населения владеет русским языком, особенно в северных регионах |
Единое таможенное пространство | Россия и Казахстан – члены единого Таможенного Союза. Все пошлины уплачиваются на ввозе авто в Казахстан (однако тут есть нюансы) |
Не нужна виза | Россияне могут въехать в Казахстан и находиться там в течение 3 месяцев без дополнительных оснований и документов |
Недостатки покупки автомобиля в Казахстане
Перечислив преимущества, поговорим о недостатках. Их, к сожалению, хватает, приглашенный эксперт не даст соврать:
- Сложности с расчетами. Большинство платежных карт, выпущенных в России, в Казахстане не работает. Есть опция привезти наличные рубли и на месте обменять их на тенге. Однако суммы свыше эквивалента 10 000 долларов необходимо декларировать, да и путешествовать с такими объемами наличности довольно рискованно.
Самый надежный и безопасный вариант: снять средства в банкомате, принимающем карты МИР. Таких банкоматов немного, даже в крупных городах, и вероятна комиссия (2−3%, в зависимости от выпускающего банка);
Есть еще вариант открыть счет в казахстанском банке (это делается на месте) и перевести на него средства из российского банка. Способ не без недостатков: крупные переводы могут надолго зависнуть на межбанке или вообще вернуться на российский счет. Так что я голосую за снятие с карты МИР. На сегодняшний день удобнее всего воспользоваться банком «ВТБ Казахстан». Он принимает российские карты МИР, и в крупных городах Казахстана есть его банкоматы (хоть и немного). Тем не менее, ситуация меняется стремительно, и перед выездом обязательно уточните, существует ли еще такая возможность.
- Таможенные нюансы. Казахстан является одновременно членом Таможенного Союза и ВТО. Часть автомобилей ввозится по правилам ВТО и растамаживается по сниженным тарифам. Такие авто не подлежат вывозу из страны, так что покупать их бессмысленно;
В Казахстане очень распространена перепродажа авто, пригнанных из Арабских Эмиратов. С одной стороны, они отличаются богатой комплектацией и хорошей сохранностью, так как эксплуатировались в сухом жарком климате (да, там ветра и песок, но это лучше, чем снег и соль). С другой стороны, если машина импортировалась по правилам ВТО, легальных способов вывезти ее в Россию не существует.
- Непрозрачность цен. Автомобили по ценам, указанным на официальном сайте, существуют только в воображении маркетологов. Фактическому покупателю приходится либо выбирать из наличия в салоне (в особой комплектации и по цене на пару сотен тысяч рублей дороже), либо ждать необходимую комплектацию несколько месяцев;
- Бюрократические препоны. Правила покупки автомобилей россиянами недостаточно прозрачны. По законодательству никаких препятствий нет, но на месте при оформлении покупки или на границе часто возникают дополнительные требования;
Вместе с дополнительными требованиями нам в Казахстане буквально на каждом шагу поступали предложения решить вопрос, скажем так, в неформальном порядке.
- Невозможность купить автомобиль напрямую у официального дилера. Законодательного запрета на покупку физическими лицами не существует, но в большинстве случаев дилер не заключит с вами сделку. Ссылаются при этом на договор с экспортером, который, мол, под угрозой санкций не разрешает продавать машины в Россию.
На этой почве вокруг дилерских центров Казахстана расцвел институт посредников. За долю малую они готовы приобрести выбранный автомобиль и перепродать его вам, уже как физическое лицо. Эти же посредники занимают очередь на наиболее популярные модели и перепродают ее желающим;
- Риск мошенничества. Непрозрачная схема покупки неизбежно порождает варианты обмана покупателей. Самый распространенный: посредник в разгар сделки решает, что сумма вознаграждения слишком мала, и требует ее увеличить. Покупатель к тому моменту уже изрядно потратился на перелет и проживание в Казахстане, да и к выбранной машине прикипел сердцем, так что чаще всего соглашается.
Есть еще одна схема: о ней мне рассказал сотрудник страховой компании. Преступная группировка выкупает автомобили, оформляет на них страховку, перепродает автомобиль и тут же заявляет его в угон, чтобы получить страховое возмещение. Покупатель рискует либо остаться без автомобиля, либо стать участником долгого судебного разбирательства
- Комплектация представленных автомобилей может вас удивить. Случается, что в авто, пригнанном из Арабских Эмиратов, нет печки и подогрева сидений. Зачем они в Эмиратах, сами подумайте?
Кто может купить автомобиль в Казахстане
Приобрести авто в Казахстане может только частное лицо — сделки с юридическими лицами по продаже автомобилей запрещены законодательно.
С физлицами тоже не все просто: напрямую в автосалоне машину россиянину не продадут, придется искать посредника. Сумма их комиссии зависит от популярности и стоимости авто, и на модели премиум-класса достигает внушительных сумм. Также есть риски оказаться обманутым.
Где искать машину в Казахстане
Предварительно с ценами и комплектациями можно ознакомиться на сайтах дилерских центров. Все они имеют русскоязычную версию, так что проблем с изучением альтернатив у вас не возникнет.
Нужно, однако, быть готовым к тому, что нужной вам версии нет в наличии, а есть другая, подороже. Вариантов действия несколько: ждать нужную комплектацию, брать то, что есть, либо обращаться к посредникам.
Как купить автомобиль в Казахстане: пошаговая инструкция
Если вы, взвесив все за и против, решили привезти себе машину из Казахстана, вам предстоит пройти следующие этапы:
1. Подберите машину
Смотрим сначала в Интернете, потом на месте. При необходимости корректируем свои ожидания в части стоимости и комплектации.
2. Проверьте автомобиль
В случае покупки нового авто в дилерском центре через посредника главная задача — убедиться, что вы забираете именно тот автомобиль, за который платили. А то разные бывают случаи.
Если вы решили приобрести автомобиль с пробегом, постарайтесь обеспечить ему ту же проверку, что сделали бы в России. Измерьте толщину лакокрасочного покрытия, ищите следы скрученного пробега. Доверить эту задачу лучше профессионалам: у них и глаз наметан, и специальное оборудование в наличии. Предложений по проверке автомобиля в интернете предостаточно, но лучше, конечно, воспользоваться рекомендацией с российских автофорумов.
Также машину можно проверить на наличие залога и прочих обременений, дату первичной регистрации и число владельцев. Делается это онлайн, через официальный сервис «История авто».
3. Соберите необходимые документы для покупки
От покупателя требуется всего два документа: загранпаспорт РФ и нотариально заверенное согласие вашей супруги (или супруга) на покупку, если вы состоите в зарегистрированном браке.
Продавец обязан предоставить:
- Копию договора о покупке автомобиля в дилерском центре (если вы приобретаете новое авто через посредника);
- Копию акта приемки-передачи (оттуда же);
- Свидетельства уплаты утилизационного сбора. Законодательно в стране запрещена эксплуатация машин, на которые не уплачен утилизационный сбор, но случаи бывают всякие;
- Оригинальный сертификат ОТТС (одобрение типа транспортного средства) — для автомобилей, произведенных в республике. Он содержит информацию о технических и экологических характеристиках авто.
4. Проверьте сделку на юридическую чистоту
Для оформления договора и снятия автомобиля с учета вы с продавцом обязаны проехать в автомобильный ЦОН (центр обслуживания населения, аналог нашего МФЦ, предназначенный специально для сделок с автомобилями). Там сделку проверят на юридическую чистоту: убедятся, что автомобиль не несет обременений и не находится в угоне.
После посещения ЦОНа у вас должны остаться на руках:
- СТС (свидетельство о регистрации транспортного средства), продырявленное сотрудником ЦОН. Оно более не действительно, но понадобится вам для оформления ПТС в России;
- Справка о снятии автомобиля с регистрационного учета;
- Договор купли-продажи;
- Транзитные номера на автомобиль: для пересечения границы.
При желании, если вы планируете перегонять автомобиль самостоятельно, в ЦОНе можно приобрести временную страховку.
5. Оформите договор купли-продажи на машину
Получение договора купли-продажи в ЦОНе — еще не конец истории. Для того, чтобы договор обрел юридическую силу, его необходимо зарегистрировать у нотариуса. Обычно в этот момент происходит обмен ключей от автомобиля на денежные средства.
Как растаможить автомобиль из Казахстана
Поскольку наши страны входят в единое таможенное пространство, пошлина на провозимые через границу автомобили отсутствует. Единственное исключение — электромобили. В Казахстане на них действует льготный нулевой тариф, поэтому при пересечении российской границы придется уплатить пошлину в полном объеме.
Стоимость растаможки автомобиля
Отсутствие таможенных пошлин не означает, что ввоз машины в Россию обойдется вам совершенно бесплатно. Во-первых, придется заплатить утилизационный сбор. На текущий момент льготный утильсбор на легковые автомобили, ввезенные для личного пользования, составляет 3400 рублей для машин младше 3 лет и 5200 рублей для машин от 3 до 5 лет. Далее в процессе постановки автомобиля на учет, могут возникнуть дополнительные расходы (об этом позже).
Способы пригнать машину из Казахстана в РФ
Пригнать авто от места покупки до места проживания можно двумя основными способами:
- Своим ходом. Вариант для опытных водителей (дороги в Казахстане оставляют желать лучшего), готовых к дальним перегонам. Расстояние составляет от 420 километров между Омском и Павлодаром до 2500 км между Алматы и Екатеринбургом;
- На автовозе. Так получается дороже, зато комфортнее и значительно безопаснее
Что необходимо иметь при ввозе машины из Казахстана в Россию
При въезде в страну с новым авто имейте при себе следующие документы:
- Транзитный полис ОСАГО (оформляется в одном из страховых офисов при границе);
- Казахстанское СТС (то самое, с дыркой). Понадобится для оформления ЭПТС в России;
- Сертификат ОТТС или СБКТС (Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства). Оба документа служат одинаковой цели: подтверждают соответствие автомобиля технологическим и экологическим стандартам ЕвразЭС. Разница в том, что ОТТС выдается на автомобили, произведенные в Казахстане, а СБКТС — на импортные. По закону СБКТС должен выдать дилер при покупке, но бывают ситуации, когда автомобиль приходит без СБКТС. В таком случае его нужно получить в аккредитованной лаборатории в России; цена вопроса — около 25 000 рублей;
- Свидетельство об уплате утилизационного сбора;
- Договор купли-продажи;
- Копия паспорта продавца.
Что нужно сделать по прибытии в Россию
Вернувшись на родину, автовладельцу нужно первым делом зарегистрировать транспортное средство. На это по закону отводится 10 дней. Потребуется совершить следующие действия:
- Пройти техосмотр;
- Оформить ОСАГО (каско по желанию);
- Уплатить утилизационный сбор;
- Оформить ТПО (таможенный приходный ордер);
- Получить ЭПТС (стоимость около 35 000 рублей);
- Уплатить госпошлину за выдачу новых номеров, внесение записи в ПТС и выдачу нового СТС. Итого 2850 рублей;
- Обязательное требование об установке тревожной кнопки ЭРА-ГЛОНАСС для физических лиц, приобретающих легковой автомобиль в личное пользование, приостановлено до 2027 года.
С этими документами можно отправляться в ближайшее отделение ГАИ и там ставить машину на учет.
Цены на машины в Казахстане и России
Стоит ли игра свеч? Какова на самом деле экономия при покупке машины в Казахстане по сравнению с российским рынком? Чтобы ответить на этот вопрос, мы сравнили цены на самые ходовые модели, пригоняемые из соседнего государства, в Казахстане и в России. Суммы переведены в рубли по курсу 5 тенге за 1 рубль. Все автомобили новые.
Марка | Цена в России | Цена в Казахстане | Разница, % |
Hyundai Tucson | 4 150 000 | 2 750 000 | 50 |
Kia Sportage | 5 500 000 | 2 900 000 | 90 |
Chevrolet Equinox | 3 900 000 | 2 900 000 | 34 |
Mitsubishi Pajero | 5 800 000 | 5 000 000 | 16 |
Toyota Land Cruiser Prado | 12 000 000 | 6 500 000 | 85 |
При беглом поиске в интернете разница в цене выглядит существенной. Однако нужно понимать, что приобрести автомобиль по стоимости, указанной на дилерском сайте не всегда возможно. Также к сумме покупки нужно добавить дополнительные расходы: перелет и проживание, услуги посредника, стоимость оформления и так далее.
Советы эксперта по покупке машины в Казахстане
Почему же Илья отказался от идеи пригнать автомобиль из Казахстана? Вот что он говорит:
Несмотря на значительную экономию при покупке авто в Казахстане, я все-таки не решился на этот шаг. Буду откровенен: мне не нравится, что машину нельзя просто прийти и купить в дилерском центре, нужны какие-то пляски с бубнами и посредниками. Я честно заработал свои деньги: если казахстанскому автосалону они не нужны, я их потрачу где-нибудь в другом месте. Дело не только в моей оскорбленной гордости, но и в элементарном здравомыслии: история с посредниками и подпольными покупками слишком рискованная и ненадежная, на мой вкус.
Памятка автовладельцу: что нужно запомнить о покупке машины в Казахстане
Что нужно знать о покупке автомобиля в Казахстане в 2025 году: плюсы, минусы, важные нюансы.
- Главная причина пригнать авто из Казахстана — возможность приобрести новый автомобиль международного бренда. Некоторые из них собраны на территории страны (Kia, Hyundai, Chevrolet);
- Российские карты на территории страны практически не принимаются. Список банков, где можно воспользоваться картой МИР, невелик и постоянно меняется;
- В официальном автосалоне машину россиянину не продадут; необходимы услуги посредника. Это физическое лицо, которое оформит покупку на себя, и впоследствии передаст машину российскому гражданину по отдельному договору;
- Так как Казахстан и Россия входят в Таможенный союз, пошлину при ввозе автомобиля в страну уплачивать не нужно. Исключение — электромобили, ввозимые в Казахстан по нулевому тарифу;
- Проверить автомобиль на обременения можно онлайн, через сервис «История авто», разработанный МВД республики. В дальнейшем юридическая чистота сделки подтверждается в автомобильном ЦОНе, при снятии с учета транспортного средства;
- Пригнать машину в Казахстан можно самостоятельно, либо воспользоваться услугами автовоза;
- На регистрацию машины в России водителю отводится 10 дней. За это время нужно успеть пройти техосмотр, оформить ОСАГО, получить новый ПТС и уплатить сборы и госпошлины.