— Санитар, куда вы меня везете?
— Доктор сказал — в морг.
— Но я еще не умер!
— А мы еще и не доехали...
Чтобы двигатель вашего автомобиля не постигла примерно та же участь, что и пациента из анекдота, мотор нужно периодически осматривать у мастера. Но, как правило, мастера не любят, когда клиент стоит у них за спиной...
Что же делают в мастерской с вашим мотором? Фирма «Мотортехнология» частично приоткроет эту таинственную завесу. После внешнего осмотра и прослушивания двигатель, при необходимости, демонтируют, а затем моют и разбирают на узлы. Одним из таких ответственных узлов является головка блока цилиндров, в которой располагается газораспределительный механизм двигателя. Это сложное устройство, включающее в себя корпус головки блока, распределительные валы, втулки, седла, клапана, свечи и массу других деталей. От правильного функционирования головки блока зависит половина «здоровья» вашего двигателя и его ресурс. Для начала головку тщательно моют, проводят предварительный осмотр и выявляют дефекты. Так, например, выявление трещин, попадание тосола в камеру сгорания, искривление прилегающей плоскости можно увидеть уже на первом этапе. Следующий этап — разборка и выявление дефектов (поломанные пружины, гнутые клапана, поврежденные свечные отверстия, отработавшие свой ресурс, малосъемные колпачки и т.д.). И последний этап диагностики, при котором не обойтись без измерительных инструментов, — определение износа трущихся деталей.
После этого принимается согласованное с клиентом решение о ремонте. В ремонт входит как замена изношенных деталей, так и возможное восстановление, при котором ресурс двигателя не только не уменьшится, но, как ни странно, может возрасти. Этот феномен объясняется очень просто. При работе нового двигателя корпусные детали испытывают циклические тепловые нагрузки, приводящие к местным деформациям. В этих условиях детали прирабатываются друг к другу. Но зазоры из расчетных превращаются в критические. Как результат — понижение давления масла и катастрофический лавинообразный износ. В дорогих моделях корпуса перед сборкой подвергают специально «термокачке» и только затем доводят сопрягаемые размеры до необходимых. В правильно отремонтированных двигателях все зазоры и размеры приведены к требуемым.
Правда, бывает, что двигатель в таком состоянии, что и ремонтировать уже нечего: усталость материала достигла критической величины, и он стал подобен гнилому зубу, на который уже и пломбу не поставишь. Для диагностики неисправностей очень важны мельчайшие подробности «истории болезни». Именно из этих подробностей квалифицированный механик сможет выяснить, что произошло с двигателем и как его «лечить». Все снятые с головки блока детали моются, осматриваются и укладываются в специальный ящик, чтобы не спутать с деталями от другой головки.
Вот перечень основных неисправностей головки блока, которая не подвергалась принудительному разрушению:
Разрушение резьбы свечного отверстия.
Разрушение резьбы под шпильки.
Сорванные резьбы на шпильках.
Погнутые клапана.
Искривление прилегающей плоскости.
Износ направляющих втулок.
Износ клапанов.
Износ седел под клапана.
Межседельные трещины.
Трещины между седлами и форкамерами.
Трещины в масляных магистралях.
Трещины в рубашке охлаждения.
Разрушение седел под клапана.
Износ распределительного вала.
Износ постелей под распределительный вал.
Разрушение сальников и прокладок.
Неисправности гидрокомпенсаторов.
Стоимость ремонта, в отдельных случаях, может оказаться достаточно высокой. Однако высокая цена оправдана только для эксклюзивных моделей. В общем же случае максимальная цена ремонта вместе с запасными частями должна находиться в интервале от стоимости исправной головки б/у (такую надо еще поискать...) до половины стоимости новой головки.
Как же устраняются указанные дефекты? Начнем с восстановления резьбы свечного отверстия.
Очень часто для выполнения этой операции нет необходимости снимать головку блока. Но в каждом конкретном случае мастер принимает решение в зависимости от возможности инструментального доступа, типа мотора и типа и состояния применяемых свеч. Следующие операции таковы:
1. Перед восстановлением резьбы для предотвращения попадания стружки в цилиндр специальный метчик смазывают консистентной смазкой, например, «Литолом». Вставляют его в свечное отверстие так, чтобы заходная часть точно попала на изношенную резьбу (это важно для сохранения оси свечи). Вращают метчик ключом до полного прохода отверстия.
2. Основным условием при выборе резьбовой вставки является соответствие ее длины длине резьбовой части у свечи зажигания.
3. Наворачивают вставку на свечу зажигания так, чтобы накатанная ее часть располагалась сверху (к уплотнительной части свечи). Внешнюю резьбовую часть вставки смазывают силиконовым высокотемпературным герметиком, а резьбу в головке блока обезжиривают ацетоном. С помощью свечного ключа заворачивают свечу со вставкой в головку блока до упора. Свечу выворачивают, а вставка остается в головке.
Внимание! Верхний торец вставки должен быть заподлицо с опорной поверхностью под свечу зажигания.
Для надежной фиксации вставки в головке блока вставляют специальный «обжимающий» стержень в ввернутую втулку и несколько раз легко ударяют молотком.
4. Вворачивают свечу зажигания в отремонтированное отверстие с моментом, рекомендуемым инструкциями для данного типа мотора. (Не забудьте про уплотняющее кольцо!) Вместо футорки можно применять и пружинные вставки. Этот метод также имеет право на жизнь.