День рождения у ГОНа

В начале января 1921 года, такой же снежной зимой, как нынешняя, личный шофер Ленина по фамилии Гиль отправился в свой первый рейс в качестве руководителя Гаража Особого Назначения. А начало автопарку ГОНа положил, как ни странно, последний российский император.
Министр Императорского двора граф Фредерикс, будучи человеком продвинутым, одним из первых в России угадал великое будущее автомобиля и уже в 1901 году выписал себе из Франции паровой Serpollet. Глядя на вельможу, нарезающего по булыжным мостовым Петербурга на самобеглой коляске, приобщиться к миру моторов решил и сам Государь Император. Правда, он не утруждал себя поисками экипажа за границей, а после нескольких пробных поездок просто перекупил подержанное авто у Фредерикса. К 1906 году был создан Императорский гараж. Сначала в нем было десять автомобилей, через несколько лет уже двадцать, затем была создана и школа шоферов. Вскоре отстроили большое здание гаража, сохранившееся до сих пор – сейчас в нем музей экипажей. Долго кататься на автомобилях императору не пришлось – власть захватили большевики. Машины перешли на службу временному правительству, а после октябрьского переворота – к большевикам. Правда, не все – убегая от революции, Керенский прихватил с собой уникальную бельгийскую Minerva. Всего большевикам досталось 46 машин. В 1918 году гараж вместе с советским правительством переехал в Москву. Автомобили, обслуживавшие Ленина и его ближайшее окружение, разместились в Кремле. Они и составили костяк Особого гаража, приказ о создании которого вождь мирового пролетариата подписал 31 декабря 1920. На следующий день в свой первый рейс отправился Степан Казимирович Гиль – личный шофер Ленина и одновременно первый начальник ГОНа.

Он же, вооруженный маузером, выполнял функции телохранителя. Старые царские автомобили, выпущенные в начале XX века, быстро выходили из строя. Поэтому нарком Красин закупил в Англии партию из 15 «Роллс-Ройсов» модели Silver Ghost. Они обслуживали Ленина, Сталина, Троцкого, Луначарского и других партийных функционеров. После прихода к власти Сталина в ГОНе прописались величественные американские «Паккарды» и «Пирс-Эрроу». Тогда эти машины были наиболее продвинутыми в смысле техники и комфортабельными. Высшие лица НКВД ездили на «Линкольнах» и «Кадиллаках». После убийства Кирова в 1934 году в правительственный гараж ввели автомобили дополнительной охраны. Тогда в ГОНе для этой цели использовались ГАЗ-А, затем «Эмки», а позднее «Победы» и «Волги».

В 1936 году ГОН пополнили первые бронированные или, на профессиональном жаргоне, «тяжелые» машины. В основном это были те же «Паккарды», но уже с V-образными 12-цилиндровыми моторами мощностью 175 л. с. Они, как и «Роллс-Ройсы», оказались очень прочными и надежными, дожили до конца пятидесятых годов, а затем почти все оказались в частных руках. После окончания Великой отечественной войны, в 1946 году, в ГОНе начали эксплуатацию ЗИС-110 и его бронированного варианта. Позже, с приходом к власти Хрущева, ГОН очистили от иномарок. К 50-летию октября ЗИЛ создал новый правительственный лимузин ЗИЛ-114, предназначавшийся только для членов Политбюро. Этот автомобиль, скопированный с заказного американского «Линкольна-Леммана-Петерсена», стал вершиной отечественного автомобилестроения: великолепная динамика, автомат, кондиционер. В 1978 году ЗИЛ-114 модернизировали и на его основе создали ЗИЛ-115. В кортеже Брежнева их было два – седан и универсал. В седане ехал сам Брежнев, впереди шел автомобиль охраны, сзади еще два автомобиля охраны, а замыкал процессию огромный реанимационный универсал (разумеется, черный, а не красно-белый), приписанный не к ГОНу, а к 7-му отделению, в котором постоянно лечился престарелый генсек. Традиционный для машин такого класса технический консерватизм постепенно перерос в техническую отсталость. Беда всего советского автопрома – низкое качество комплектующих – не обошла и правительственные ЗИЛы. В середине 80-х у Елисейского дворца в Париже водители ГОНа были вынуждены в считанные минуты заменять на лимузине Горбачева карбюратор. Прокладку иглы растворил бензин. При Ельцине в ГОНе появился пульман-лимузин на базе Mercedes W-140. Парк старых ЗИЛов тоже увеличивался, прирастая одной-двумя машинами в год. Однако отечественные машины, устаревшие как морально, так и технически, обходились намного дороже импортных Мерседесов. Создать совершенно новый русский правительственный лимузин в ближайшее время явно не получится, так что придется ГОНу довольствоваться "Мерседесами".