Термин фиджитал образован из двух слов английского происхождения — «физический» (physical) и «цифровой» (digital). И означает он вид спорта, которые объединяет в себе два формата соревнований — реальный и виртуальный. В прошлом году фиджитал получил официальное признание в России, что вызвало большое всплеск внимания. Не остались в стороне и автогонки!
В московском картинг-центре MiksKarting уже в пятый раз прошел фестиваль фиджитал-гонок Московский спорт Картсим Фест 2024. И состав участников оказался самым «мощным» за всю историю этих соревнований.
Судите сами — экс-пилоты Формулы 1 Виталий Петров и Сергей Сироткин, чемпион в классе TCR Russia 2024 года и пятикратный чемпион России по ралли-кроссу Михаил Симонов, его коллега по TCR Russia Александр Смоляр, ранее выступавший в Формуле 3, вице-чемпион России по картингу Максим Солдатов, множество других гонщиков из РСКГ (Российской серии кольцевых гонок) и даже победитель RDS GP (Российской дрифт серии) Аркадий Цареградцев.
Соревнования фестиваля получили официальный статус Трофея РАФ по двоеборью, а потому он стал еще и наиболее масштабным за всю историю серий, что подчеркивает растущую популярность фиджитал-гонок. Регистрация пилотов завершилась за считанные минуты после открытия, а зрители за пару дней забронировали все места в фан-зоне.
Общее число заявок на фестиваль дошло почти до двух сотен — в четырех гонках (Картсим Юниор, Картсим Студент, Картсим Гонка Звезд и Картсим Абсолют) приняло участие 188 человек. А команду журналистов — «Поехали Медиа» — составил редактор Авто Mail Вадим Гагарин, наш бывший коллега Дмитрий Ласьков (ныне — Motor.ru), Михаил Конончук (Quto.ru) и Кирилл Ларин (телеканал «АвтоПлюс»).
Парни раньше участвовали в гонках фиджитал-формата и даже один раз попадали в призовую тройку Картсима. Но уже в квалификации, которая проходила на симуляторах SMP Racing, установленных в картинг-центре MiksKarting, стало понятно, что соперники, сплошь состоящие из автогонщиков-профессионалов и опытных киберспортсменов, до заветного подиума нам добраться не дадут.
Современные гоночные симуляторы — это не просто какая-то игрушка, где надо с рулем и педалями проехать круг по трассе. Тут все, как «у взрослых». Чуть промахнулся мимо апекса поворота — потерял 0,1−0,2 секунды, затормозил раньше, чем нужно, — «лови» еще 0,2. В итоге, чтобы показать хорошее время, нужно соблюдать идеальную траекторию и нигде не ошибиться.
А это сложно — российский спортпрототип BR03, воссозданный в симуляторе, достаточно специфичен в управлении и требует привыкания. И на это нужно много времени. Во всяком случае, нам не хватило той пары тренировок, на которые мы ездили до соревнований. Итог — лишь 7-я стартовая позиция из 12 команд.
В лидерах же воцарились профессиональные гонщики из SMP Racing и другие пилоты РСКГ, большинство из которых не «брезгуют» симуляторами, когда готовятся к реальным соревнованиями, наматывая сотни и тысячи виртуальных километров по детально воссозданным трассам.
По результатам квалификации на симуляторе определялась и стартовая позиция в «настоящей» гонке, картинговой на трассе MiksKarting. Уникальность формата в том, что оба заезда идут параллельно — каждый из четырех пилотов команды крутит рулем и в виртуальном пространстве автодрома Moscow Raceway, и на спортивном карте, буквально спустившись на трек по лестнице из зала с мониторами и компьютерами.
Все длится 2 часа, которые распределяются между членами команды. Есть минимальное и максимальное время нахождения на трассе, определяемое регламентом соревнований. А дальше уже внутри коллектива решается, кто проведет стартовый отрезок, кто будет финишировать и кому сколько ехать. В симуляторе-то все одинаково, а на реальном картодроме многое зависит и от конкретной машины, которая попадется при смене. Если темп окажется не очень хорошим, то пилота лучше заменить или посадить его на другой карт.
Наша гонка не задалась буквально со старта — вылет с трассы и разворот в симуляторе стоил потери 20 секунд, а излишне оптимистичная атака соперником на картодроме (это явно тянуло на штраф, но судьи оставили инцидент без внимания) отбросила на последнее место. Так что весь заезд мы потихоньку восстанавливали утраченные позиции и успели вернуться только на седьмую строчку, с которой и стартовали.
Впрочем, даже без этих инцидентов мы могли максимум рассчитывать на 4−5 место. Что, конечно, не так и плохо при столь высоком уровне конкуренции — из «гоночного» опыта за год у каждого был разве что «Кубок журналистов» на полигоне АвтоВАЗа в Сосновке, а перед гонкой мы провели буквально пару тренировок на картах и симуляторах.
Неудивительно, что всю призовую тройку составили симрейсеры и пилоты Российской серии кольцевых гонок. Победу одержала команда SMP Racing в составе Александра Смоляра, Кирилла Смаля (оба представляют Lukoil Racing в классе TCR Russia), Константина Сугробова и Марии Тыриной.
Второе место — у Balchug Racing (Кирилл Киракозов, Дмитрий Елисеев, Станислав Сидорук и Андрей Громов). Тройку замкнула команда «За Рулем». Из самого издания в составе был только главный редактор Максим Кадаков, но к гонке он подготовился великолепно, потому что его коллектив представляли сразу трое профессиональных пилотов — Михаил Симонов, Борис Шульмейстер и Максим Солдатов.
Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. И если нам снова представится возможность поучаствовать в следующем этапе Картсим Феста, то подготовке будет уделено больше внимания. «Случайных пассажиров» в фиджитале отныне нет, а раз так, то придется тренироваться.