Ручной тормоз является неотъемлемой частью даже современного и самого богато оснащенного автомобиля, а его неисправность всегда приводит к существенному дискомфорту, а иногда — и к очень чувствительным затратам. Не верите? Ну уточните стоимость ремонта автоматической трансмиссии.
Какие бы инновации и опции не вносили производители в новые машины, а без ручного тормоза, придуманного задолго до двигателя внутреннего сгорания, никак не обойтись. Малоопытный водитель думает, что «парковочная» передача в автомате его заменяет, но эта ошибка может стоить очень дорого. Жаль, что многие учатся только на личном опыте, читай, ремонте, внеся полную оплату за восстановление АКПП. Три щелчка, которые каждый водитель должен услышать перед тем, как откроет дверь, чтобы выйти, экономят время и нервы. Так что «ручник» обязан поддерживаться в исправном состоянии. А для этого стоит лишь узнать его устройство и периодически прикладывать руки.
Обладатель сверхсовременной и мультитехнологичной машины скажет: хаха, у меня кнопочка! Механизм активации стояночного тормоза, назовем его так, во многих автомобилях сегодня действительно «изображен» в виде клавиши, но принципы его устройства и работы ничем не отличаются от классического «Жигуля», а, если быть до конца откровенным, то и от телеги, которая и лежит в основе не только автомобиля вообще, но и некоторых его элементов. Например — ручного тормоза.
Как устроен ручной тормоз
Механизм стояночного, будь то ручного или ножного, как любят американцы, тормоза предельно прост: активатор, как бы он не был исполнен, давит на трос, который затягивает колодки. Чем сильнее тянем — тем крепче колодки «впиваются» в диск. Многие водители не знают, но у «ручника» — полностью самостоятельная, независимая от традиционного тормозного механизма автомобиля, архитектура: свой привод, свои тросы, свои колодки, которые установлены на своем же механизме, размещенном обычно внутри заднего тормозного диска. И незнание это чаще всего приводит ровно к одному: механизм, обслужить который забывают, выходит из строя. Автоматика может и сама разобраться с натяжением тех же тросов, а вот механика — нет. И начинаются проблемы.
К чему приведет неисправность стояночного тормоза
Если «ручник» по какой-то проблеме не работает, то, соответственно, во время стоянки, дабы автомобиль не укатился, его держит исключительно коробка передач. В случае с механической трансмиссией — первая или задняя передача, что достаточно надежно и вполне применимо. Неудобно, но пользоваться теоретически можно, хотя заводить машину на горке крайне проблематично.
Гораздо хуже дела обстоят с автоматом: крошечный тонкий штырек, которым обладает парковочная передача «P», держит всю тяжесть автомобиля, получает чудовищную нагрузку и может просто изогнуться. Машину с АКПП нельзя ни при каких обстоятельствах оставлять на минимальном уклоне без включенного стояночного тормоза — это самый настоящий удар по «коробке». Собственно, она ответит «взаимностью», после которой придется выложить круглую сумму за работы по восстановлению. Цена вопроса — от 150 000 рублей. Починить «ручник» — гораздо дешевле. Особенно, если знать, что чинить.
Почему ломается ручной тормоз
Повторюсь, конструкция очень простая и, зачастую, полностью механическая: активатор, он же «ручник», натягивает трос, который приводит в действие механизмы стояночного тормоза, расположенные внутри задних тормозных дисков. Они, механизмы, прижимают фрикционные колодки к «железу», не давая машине сдвинуться с места, намертво блокируя колеса. Казалось бы, ну чему тут ломаться? Однако, время и эксплуатация дело свое делают.
Во-первых, те самые тросы, которых на самом-то деле — три штуки, имеют свойство растягиваться. Забыл снять и резко тронулся? Отметил десятилетие «ласточки»? «Красиво» заходил в повороты? Получите — распишитесь. На ранней стадии, тросы можно подтянуть: соответствующая гайка обычно находится прямо под водительским подлокотником справа по курсу движения. Но всему, как известно, есть свой предел: иногда тросы приходится менять.
Далее — колодки. Стоит машине постоять «на ручнике» зиму и пару весенних месяцев, как они намертво прикипают, после чего приходится «срывать». А эта процедура не всегда проходит без последствий: накладка слетает, начинает надрывно греметь в колесе, а ездить так дальше — просто невозможно. Только замена.
Самый распространенной причиной неисправности стояночного тормоза у подержанного автомобиля является полное закисание механизма, расположенного в тормозном диске: там сонмы мелких деталек, пружинок, рычажков, которые со временем просто превращаются в «единое ржавое целое» или рассыпаются в пыль. Классические автомобильные бренды, не долго думая, просто продавали ремонтный набор на каждое колесо, позволяющий решить проблему комплексно. На разборках — аналогично. Собственно говоря, так и следует поступить: менять по отдельности какие-то пружинки и рычажки — бессмысленно, только полная переборка.
Стояночный тормоз — крайне важная система автомобиля, который следует уделять не меньшее внимание, чем основному тормозному контуру. Во-первых, она создает должный уровень комфорта эксплуатации, а во-вторых, дает дополнительный независимый тормоз, который может крепко выручить не только на парковке, но и в момент, когда обычные штатные тормоза дадут сбой. Сколько народу спас «ручник» — не перечесть, так что его исправность — урок, который следует выучить на чужом горьком опыте.