Средний срок автокредитования на подержанные автомобили увеличился до 78 месяцев. Это ровно на год больше, чем в случае с кредитами на новые авто. Разница в сроках оказалась на историческом максимуме. Причина разрыва кроется в удорожании кредитов на авто с пробегом — покупатели стараются сделать ежемесячный платеж комфортнее, увеличивая длительность автокредитов. Подробнее о факторах, влияющих на ситуацию, — в материале «Известий».
Заметное снижение
За октябрь 2024 года банки выдали россиянам 86,18 тыс. автокредитов на сумму 123,79 млрд рублей. В годовом отношении количество выдач практически не изменилось, однако объем сократился на 7%. Итоги автокредитования подвело Объединенное кредитное бюро (ОКБ).
В текущем году темпы кредитования в сегменте авто были ниже только в январе, тогда банки выдали 77,06 тыс. займов на сумму в 111,22 млрд рублей.
Средний объем автокредита сократился за год на 8%, с 1,56 млн до 1,44 млн рублей. При этом средний срок автокредитования увеличился с 67 до 70 месяцев. В случае с автокредитами, выданными на новые автомобили, он составил 66 месяцев. На авто с пробегом — 78 месяцев. Разница в сроках по данным продуктам находится на историческом максимуме.
В общей сложности по итогам 10 месяцев было выдано 1,17 млн автокредитов на 1,71 трлн рублей. Число выдач выросло на 71% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем, в свою очередь, увеличился на 75%.
В октябре на новые машины пришлось 66% от общего числа и объема выдач. На такие авто за месяц банки выделили 59,83 млрд рублей (40,06 тыс.). На б/у автомобили за тот же период пришлось 20,57 тыс. кредитов на сумму 31,20 млрд рублей.
Полная стоимость кредита (ПСК) на покупку авто в октябре поднялась до пиковых значений — 23,31%. В начале ноября показатель увеличился еще больше и достиг 24,12%. Разница между ПСК для новых и б/у машин также находится на историческом максимуме — 22 и 27% соответственно.
Средний чек на новые авто в октябре составил 1,49 млн рублей. На машины с пробегом — 1,51 млн рублей. При этом в начале ноября ситуация кардинально изменилась. Средний чек за новый автомобиль достиг 1,53 млн рублей. Стоимость подержанных автомобилей, напротив, сократилась до 1,42 млн рублей.
Рынок отреагировал
Сокращение объемов автокредитования, наблюдающееся на рынке, в первую очередь обусловлено действиями Центробанка РФ, направленными на охлаждение розничного кредитования, считает директор риск-менеджмент методологии и дата-аналитики Объединенного кредитного бюро Николай Филатов.
— Во-первых, был отменен мораторий на применение ограничений полной стоимости кредитов, а установленные ЦБ максимальные значения ПСК для текущей рыночной ситуации достаточно жесткие: 28% годовых для кредитов на новые автомобили и 29% на автомобили с пробегом, — указывает эксперт.
В случае с госпрограммами ставка не должна превышать ключевую более чем на 5%, уточняет он. То есть она не может составлять более 26% годовых. Между тем после повышения ключевой ставки привлечение нового финансирования стало очень дорогим, оно доходит до 22−23%.
— При этом, чтобы сохранить маржу, в разницу между ценой привлечения средств и ценой кредита нужно уложить и растущие кредитные риски, и огромные комиссии дилерам, достигающие 6−8% от суммы кредита, и операционные расходы, тоже растущие на фоне инфляции. Всё это сильно сокращает и без того невысокую маржу автокредитов, а в сегменте клиентов с высоким риском и вовсе делает автокредитование убыточным, — подчеркивает Филатов.
Второй важный аспект — введение с 1 июля надбавок к коэффициентам риска для автокредитов, предоставляемых клиентам с повышенной долговой нагрузкой.
— С одной стороны, это не явный запрет, поэтому рынок среагировал на нововведенные регуляторные требования несколько инертно, потратив практически квартал на их осмысление и учет в стратегиях принятия решений. С другой стороны, ввиду непосредственного влияния данных ограничений на доходность капитала, банки-кредиторы, не имея возможности повысить ставки и тем самым компенсировать снижение доходности, вынужденно адаптируются под все изменения и сокращают выдачи там, где это перестало быть экономически целесообразным, — разъясняет собеседник «Известий».
В целом текущие рыночные условия эксперт оценивает как непростые, в том числе для автодилеров, у которых существенная часть оборотных средств традиционно имеет кредитную природу.
— В настоящий момент содержать большой ассортимент автомобилей в наличии на складе — дорого. Затраты на это также закладываются в стоимость автомобилей и вносят свою лепту в замедление продаж, — резюмирует Филатов.
Многофакторное явление
Ситуация на российском автомобильном рынке сейчас достаточно уникальная, считает экономист Лазарь Бадалов. Рынок новых автомобилей, по его словам, на данный момент в основном складывается либо из отечественных, либо из китайских авто.
— На этом рынке есть как бюджетные, так и более дорогие варианты. Но этот сегмент является не очень привычным для российского потребителя. А вот на рынке подержанных автомобилей как раз представлены те марки, которые традиционно привыкли покупать россияне, — объясняет эксперт.
В результате граждане, которые хотят продолжать приобретать автомобили известных брендов, обращаются на вторичный рынок. А покупатели, рассматривающие более бюджетные варианты, предпочитают новые авто, уверен собеседник «Известий».
Достигший исторического максимума разрыв в сроках между кредитами на новые и подержанные машины отражает не только особенности рынка, но и глубинные проблемы, с которыми сталкиваются все участники автокредитования — банки, дилеры и заемщики, убеждена экономист, директор сервиса «Купец CRM» Анна Анисимова.
— Причины столь значительного разрыва кроются в различии подходов к оценке рисков и субсидированию. Новые автомобили часто поддерживаются программами автопроизводителей, что снижает процентные ставки и делает кредиты более доступными, — разъясняет эксперт.
В то же время при приобретении б/у автомобиля возможны различные варианты кредитования, отмечает Бадалов. В частности, не все посредники предлагают автокредиты, в результате чего покупатель берет потребительский кредит, что не учитывается в статистике. В нее попадают лишь автокредиты на машины с пробегом, продающиеся в автосалонах. И это, как правило, недешевые варианты авто.
— А чем дороже автомобиль, тем длиннее кредит, потому что с помощью срока покупатель пытается сделать для себя приемлемый ежемесячный платеж. В результате получается, что срок кредита на б/у автомобили длиннее, чем на новые, — подчеркивает экономист.
Также увеличение сроков автокредитования связано с ростом цен на автомобили и повышением процентных ставок, дополняет Анисимова.
— Доходы населения не успевают за этими изменениями. Подержанные автомобили, несмотря на их кажущуюся доступность, становятся более обременительными из-за высоких ставок, что делает длительный срок единственным приемлемым вариантом для многих заемщиков, — указывает собеседница «Известий».
В целом ситуация на рынке автокредитования не сильно отличается от других сегментов кредитного рынка — регулирование в этой области ужесточилось, полагает Бадалов.
— То есть долговая нагрузка клиентов отслеживается и принимается во внимание банками. Соответственно, это тоже делает любые кредиты дороже для населения, — уверен эксперт.
И эта тенденция, по его словам, сохранится, если ставки продолжат держаться на таком высоком уровне.
Вопрос адаптации
Однако текущая ситуация не может продолжаться бесконечно, предупреждает Анна Анисимова. Разрыв в сроках и стоимости автокредитов еще какое-то время будет увеличиваться, но этот процесс ограничен объективными факторами.
— Важным аспектом сдерживания станет готовящееся введение макропруденциальных лимитов Банком России. Кроме того, на динамику будут влиять общая стоимость автомобилей, уровень процентных ставок и эффективность льготных программ, — перечисляет старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Ходжа Кава.
В целом разрыв между сегментами новых и подержанных автомобилей отражает сложную и противоречивую картину рынка автокредитования, подчеркивает Анисимова. Банки вынуждены балансировать между стремлением сохранить прибыльность и необходимостью учитывать платежеспособность заемщиков.
— В будущем рынок, вероятно, стабилизируется благодаря новым регуляторным мерам, однако текущая ситуация указывает на необходимость адаптации всех участников к меняющимся условиям, — резюмирует собеседница «Известий».
Валентина Аверьянова