Компания Jaguar существует уже почти 80 лет, но ее развитие редко проходило гладко. С 1966 года у компании сменилось четыре владельца, и два последних — Ford и Tata — изо всех сил пытались вывести автопроизводителя из кризиса.
Проблема заключалась не в фирменном стиле Jaguar. На протяжении десятилетий бренд создавал красивые спортивные купе и быстрые премиум-седаны. Однако ни один современный автопроизводитель не смог бы выжить только за счет седанов и спортивных купе — даже Porsche пришлось создать Cayenne.
После того, как в 2008 году Tata Motors приобрела Jaguar и объединила его с Land Rover, компания в спешке расширила свой модельный ряд: три седана, которые могли составить конкуренцию немцам, и электрический кроссовер I-Pace. При этом Land Rover сосредоточился на внедорожниках. Казалось, что у JLR есть все шансы на успех.
Более десяти лет Jaguar стремительно продвигался вперед. В период с 2011 по 2018 год продажи резко выросли. Но к 2022 году их количество сократилось почти до того уровня, с которого компания и начинала. Теперь JLR официально снял с производства все модели Jaguar до единой, за исключением F-Pace, но даже этому кроссоверу осталось недолго.
Компания Jaguar рьяно боролась за выживание, но она никогда не была по-настоящему прибыльной, и ее путь к зарабатыванию денег с помощью высокодоходных кроссоверов был перекрыт ее собственным родственным брендом Land Rover.
Автопроизводители часто стремятся стать лидерами в своем сегменте, но терпят неудачу, выпуская массовый продукт в стремлении заработать. Однако Jaguar с его недорогим XE выделялся на общем фоне.
Jaguar XE был почти во всех отношениях лучше, чем BMW 3-й серии, особенно в плане оснащения. Интерьер был интереснее, двигатель мощнее, и даже восьмиступенчатая автоматическая коробка передач - основа современных BMW — была настроена лучше, чем могли бы сделать немцы. Другие бренды могли “победить” BMW в одной или двух областях, но не в нескольких. Jaguar XE сделал это.
Аналогичных похвал заслуживает и F-Type. Он проложил уникальный путь между двумя гигантами сегмента: Porsche 911 и Chevrolet Corvette. Его продажи были сравнительно невелики, но он пополнил классическое портфолио Jaguar отличным двигателем V8, механической коробкой передач и даже полным приводом.
Это не говоря уже о седанах XF и XJ, а также I-Pace, которые сделали модельный ряд Jaguar еще более привлекательным. Линейка Jaguar была полна конкурентоспособных и по-настоящему желанных автомобилей. А теперь все это исчезло.
Решение о создании такого мощного модельного ряда было сопряжено с риском, который не оправдал себя. И теперь JLR отреагировал на это реорганизацией во имя повышения прибыльности. Сейчас компания предпринимает еще одну попытку: Jaguar переходит на электромобили и начинает играть в сегменте более дорогих автомобилей, чтобы конкурировать с Bentley и Porsche. В то же время компания наблюдает за попытками Lotus — возможно, тщетными — сделать почти то же самое.
Сложно представить себе другую автомобильную компанию, у которой было бы более интересное десятилетие, чем у Jaguar. Компания быстро развивалась, конкурировала с лучшими производителями и теперь вернулась на круги своя.
В 2010-е годы Jaguar не стал медленно развиваться, как это делали другие автопроизводители с многолетним опытом, вместо этого он ворвался в десятилетие с несколькими новыми смелыми моделями. Но теперь мы видим то, что видим. И с интересом наблюдаем, что ждет бренд в будущем. На днях компания представила очень смелые концепты своих будущих автомобилей. Посмотрим, насколько тепло их примет рынок.