Есть два основных подхода в доработке характеристик автомобиля: механический и электронный. У каждого свои особенности и эффективность. В этой статье разберем, почему двигатель теряет мощность, как увеличить отдачу от машины, можно ли это сделать своими руками и как сохранить ресурс. Ответить на эти вопросы помог Александр Стрельников, основатель российско-китайской компании RusTransChina.
Почему двигатель может терять мощность
У двигателя, как и у любого другого механизма, есть ресурс. Со временем его мощность начинает падать. Происходить это может по разным причинам.
- Засорившийся воздушный фильтр. Для нормальной работы двигателю нужен воздух. Если его не будет хватать, мотор не сможет выдавать заявленную мощность. Менять фильтр рекомендуется каждые 30 тыс. км пробега. Но если автомобиль эксплуатируется в пыльной местности, то стоит сократить межсервисный интервал.
- Неисправный топливный насос. При его поломке в топливной системе будет низкое давление. Двигателю не хватит питания для корректной работы.
- Неисправные датчики. В современных машинах датчики передают информацию в электронный блок управления двигателем (ЭБУ). При их отказе компьютер переводит машину в аварийный режим. Тогда мощность двигателя ограничивается принудительно.
- В жару или в горах. Из-за разряженного воздуха двигатель испытывает дефицит кислорода, топливно-воздушная смесь сгорает не полностью. Это приводит к значительному снижению мощности.
- Износ внутренних элементов. Во время эксплуатации двигателя изнашиваются детали цилиндро-поршневой группы. Это приводит к снижению компрессии, а значит, и к падению мощности.
- Неправильная работа системы газораспределения. Если по время работы двигателя ремень ГРМ перескочил на несколько зубьев, собьется настройка впуска и выпуска. Из-за этого клапаны будут открываться и закрываться неправильно. Помимо снижения мощности, это может привести к капитальному ремонту ДВС.
Как увеличить мощность двигателя
Увеличение мощности может служить разным целям — от повышения комфорта водителя до улучшения технических характеристик автомобиля. Рассмотрим основные способы.
1. Чип-тюнинг
Это один из самых популярных методов увеличения мощности без значительных изменений конструкции двигателя. Чип-тюнинг заключается в изменении настроек ЭБУ. За счет перепрограммирования можно перенастроить параметры работы топливной системы, зажигания и других систем для достижения большей производительности. Средний прирост мощности составит 10—15%.
Плюсы:
- минимальные изменения в двигателе;
- быстрая установка и обратимость процесса.
Минусы:
- может привести к увеличению расхода топлива;
- при неправильных настройках возможен повышенный износ двигателя.
2. Установка турбокомпрессора или компрессора
Турбонаддув позволяет повысить мощность двигателя за счет подачи большего количества воздуха в цилиндры. Турбина использует энергию выхлопных газов для вращения крыльчатки, которая нагнетает воздух в двигатель под давлением.
Компрессор, в отличие от турбины, приводится в движение от коленчатого вала через ременную передачу. Прирост мощности для городского режима может составлять до 100%. При постройке гоночного автомобиля прирост может достигать 300%.
Плюсы:
- значительное увеличение мощности при правильной установке;
- возможность гибкой настройки давления наддува.
Минусы:
- высокая стоимость установки и обслуживания;
- требуется тщательная настройка всех систем двигателя.
3. Замена или модернизация впускной и выпускной систем
Впускную систему можно заменить на более производительную, чтобы обеспечить лучшее поступление воздуха в двигатель. Выпускную систему также можно модернизировать для улучшения отвода выхлопных газов. Это снижает сопротивление и увеличивает мощность примерно на 5—10%.
Плюсы:
- улучшение характеристик двигателя без значительного вмешательства в конструкцию;
- возможность самостоятельной установки;
- возможен небольшой прирост мощности даже без других модификаций.
Минусы:
- стоимость замены качественных компонентов может быть высокой;
- необходимо учитывать совместимость новых деталей с остальными системами автомобиля.
4. Изменение степени сжатия
Повышение степени сжатия позволяет улучшить эффективность сгорания топлива, что приводит к увеличению мощности. Это достигается путем уменьшения объема камеры сгорания, например установкой более тонкой прокладки головки блока цилиндров или изменением поршней. Отдача двигателя повысится максимум на 9%.
Плюсы:
- повышает КПД двигателя;
- увеличивает крутящий момент на низких оборотах.
Минусы:
- необходимо использовать высокооктановое топливо;
- сложность выполнения работ требует профессионального подхода.
5. Модификация головки блока цилиндра (ГБЦ)
Портинг и полировка каналов головки блока могут улучшить поток воздуха и топлива через двигатель, что способствует повышению мощности. Также возможна замена клапанов на более легкие и производительные. Эта процедура даст прирост в 10—15%.
Плюсы:
- увеличение мощности и улучшение отклика двигателя;
- снижение сопротивления воздушному потоку.
Минусы:
- довольно трудоемкий процесс, требующий помощи квалифицированного специалиста;
- в некоторых случаях может потребоваться балансировка других элементов двигателя.
6. Переход на другой вид топлива
Некоторые автомобили могут работать на альтернативном виде топлива, таком как метан или пропан-бутан. Они имеют более высокую теплотворную способность, что может дать дополнительный прирост мощности.
Плюсы:
- экономичность эксплуатации;
- экологичность.
Минусы:
- требует установки дополнительного оборудования;
- ограниченная доступность заправочных станций.
Можно ли увеличить мощность двигателя своими руками
Увеличение мощности двигателя — это сложная техническая задача, требующая специальных знаний и оборудования. Любые изменения должны проводиться с учетом рекомендаций производителя и требований законодательства. Неквалифицированное вмешательство может привести к серьезным поломкам и снижению ресурса двигателя.
Как сохранить ресурс двигателя после повышения мощности
После того как вы повысили мощность двигателя, важно соблюдать определенные меры предосторожности, чтобы продлить срок его службы и избежать преждевременного износа. Вот несколько советов, которые помогут сохранить ресурс двигателя:
- Регулярная замена моторного масла и фильтров. Повышенная нагрузка на двигатель требует более частого обслуживания. Рекомендуется менять масло и масляный фильтр каждые 5000—7000 км пробега вместо стандартных интервалов. Используйте высококачественное синтетическое масло, соответствующее спецификациям производителя.
- Контроль за температурой двигателя. Повышенные нагрузки могут приводить к перегреву двигателя. Установите дополнительный радиатор охлаждения или улучшите систему охлаждения, если это необходимо. Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости и состояние радиатора.
- Правильное использование режимов работы двигателя. Не стоит постоянно ездить на высоких оборотах и максимальной скорости. Периодически давайте двигателю поработать в щадящем режиме, особенно после интенсивной езды. Это поможет уменьшить износ его компонентов.
- Своевременная диагностика и обслуживание. Регулярные проверки состояния двигателя и своевременное устранение неисправностей помогут предотвратить серьезные поломки. Особое внимание следует уделить системе подачи топлива, впускному и выпускному трактам, а также системе смазки.
- Выбор качественного топлива. Используйте только качественное топливо с соответствующим октановым числом. Низкокачественный бензин может привести к образованию отложений в топливной системе и ухудшению работы двигателя.
- Поддержание оптимального давления в шинах. Неправильное давление в шинах может увеличивать нагрузку на двигатель и трансмиссию. Проверяйте давление в шинах регулярно и поддерживайте его на уровне, рекомендованном производителем автомобиля.
- Использование качественных запчастей и расходных материалов. При замене деталей и узлов выбирайте оригинальные запчасти или качественные аналоги. Использование дешевых комплектующих может привести к быстрому износу двигателя и другим проблемам.
Советы эксперта
Своим мнением о тюнинге автомобиля поделился Александр Стрельников:
«Увеличение мощности двигателя — это задача, с которой сталкиваются многие автолюбители. Существует множество методов, но не все из них безопасны для двигателя и его ресурса. Основной способ увеличения мощности для городских условий — чип-тюнинг.
Если прошивка выполнена профессионально, она не должна негативно сказаться на ресурсе двигателя. Однако важно учитывать, что увеличение мощности может привести к повышенной нагрузке на некоторые компоненты.
Этот метод — один из самых бюджетных, так как требует лишь программного изменения и не включает в себя покупку новых деталей. Хорошо подходит для города, поскольку улучшает отклик на педаль газа и общую динамику автомобиля».
Главное о том, как увеличить мощность двигателя автомобиля
Повышение мощности двигателя — это серьезный шаг, который требует ответственного подхода. Вот несколько советов, которые стоит помнить, чтобы не разочароваться в тюнинге:
- Увеличением мощности должны заниматься профессионалы. Это сохранит двигатель и не затронет его ресурс.
- Для городской езды лучше подойдет чип-тюнинг или портинг ГБЦ.
- При механических изменениях покупайте качественные комплектующие и запчасти.
- Межсервисный интервал лучше сократить до 5000—7000 км.
- После повышения мощности используйте высокооктановый бензин.
- Не эксплуатируйте двигатель все время на максимальных оборотах.
- Проводите регулярную диагностику ДВС и всех узлов.