3 ошибки, которые нужно дать совершить инспектору, чтобы «развалить» дело

Выясняем, в каких случаях может выручить умение вовремя прикусить язык
Елена Старикова
Автор Авто Mail

В интернете полно статей о том, как правильно общаться с инспекторами ДПС. Большинство из них сводится к тому, что нужно знать свои права и указывать сотруднику полиции на его ошибки. И если с первой частью мы полностью согласны, но вот на счет второй все на так однозначно. Сегодня мы с вами побудем в роли адвокатов — поищем лазейки в действиях инспектора, за которые можно зацепиться и оспорить нарушение.

Сотрудник ГИБДД
Источник: РИА Новости

Почему порой лучше промолчать

Вы когда-нибудь слышали термин «недопустимые доказательства»? Звучит как реплика из американского сериала про крутых юристов с Уолл-стрит. Но на деле это понятие, закрепленное в российском законодательстве. Оно есть и в уголовно-процессуальном, и в административном кодексе. Второй нас интересует больше, поскольку чаще всего водители нарушают именно нормы КоАП РФ.

Недопустимыми признаются доказательства, полученные незаконным способом. Посмотрим, что по этому поводу сказано в ч.3 ст. 26.2 КоАП РФ «Доказательства»:

Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

А теперь перевод с юридического на человеческий: если инспектор нарушил должностные инструкции или допустил ошибки при составлении административного материала, в суде протокол по делу об административном правонарушении могут признать недопустимым доказательством и ваше дело просто напросто «развалится». Ниже мы расскажем, на каких ошибках инспектора не стоит заострять внимание — себе же во благо.

1. Инспектор отстранил вас от управления автомобилем без видео или понятых

Это вообще одна из самых частых ошибок, которые допускают инспекторы ГАИ. Причем делают они это абсолютно сознательно, но без какого-либо злого умысла, а просто чтобы сэкономить время. Отстранение от управления — это запрет на эксплуатацию транспортного средства конкретным водителем до устранения причины отстранения. Перечень оснований для отстранения от управления автомобилем содержит ст. 27.12 КоАП РФ:

  • в случае дальнейшего передвижения автомобиля под управлением конкретного водителя может возникнуть реальная угроза для других участников движения (говоря проще, водитель подозревается в употреблении алкоголя или наркотиков);
  • само транспортное средство в силу своего состояния является источником такой опасности;
  • у водителя отсутствуют документы, позволяющие управлять автомобилем (водительское удостоверение, СТС).

Имейте в виду: отстранение от управления транспортным средством, а также освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и направление на медицинское освидетельствование в больницу всегда осуществляются инспектором ДПС либо в присутствии двух понятых, либо с применением видеозаписи (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ). Но требовать этого от инспектора мы не рекомендуем. Лучше запомните этот факт и используйте его для своей защиты. Отсутствие в материалах дела видеозаписи или упоминаний о понятых — серьезный аргумент для суда в пользу водителя. О том, почему участие понятых настолько важно, мы подробно писали здесь.

Сотрудник ГИБДД проверяет документы у водителя в ходе профилактического рейда ГИБДД
Источник: РИА Новости

2. Понятой только один, либо второй понятой не мог быть таковым

Формулировка запутанная, но на деле все очень просто. По закону, если инспектор ДПС не использует при отстранении или освидетельствовании видеозапись, он обязан пригласить двух понятых. Именно двух — это важно. В данном случае один в поле не воин и боевой единицей не считается. Давайте договоримся: вы об этом помните, но не настаиваете на поиске второго понятого, если инспектор и первого-то с горем пополам нашел. А так чаще всего и бывает.

Но мало просто найти понятого — нужно еще убедиться, что он подходит под критерии, установленные законом (ч.1 ст. 25.7 КоАП РФ):

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.

Лазейка тут может быть в том, что законом не регламентировано, что у понятого обязательно должен быть при себе паспорт. Так что инспектор ГАИ из-за халатности или «от безнадеги» может пригласить в качестве понятого какого-нибудь подростка, который только выглядит взрослым. Ваша задача — убедиться, кто именно находится перед вами и записать контакты данного человека. Закон это не запрещает. В суде давите на то, что второй понятой был несовершеннолетним и, следовательно, процедуру инспектор провел с нарушениями.

Сотрудник ДПС ГИБДД заполняет протокол
Источник: РИА Новости

3. Инспектор «подрихтовал» протокол без вашего присутствия

А вот это уже не просто ошибка инспектора, а серьезное должностное преступление. Такие действия «тянут» уже на уголовное деяние, а именно — служебный подлог (ст. 292 УК РФ). По этой статье сотруднику полиции грозит наказание до четырех лет лишения свободы. Как вы понимаете, провернуть такое случайно просто невозможно — санкции слишком суровые. Но некоторые инспекторы все равно идут на подлог, чтобы повысить свои показатели или сделать текст административного материала более складным и убедительным.

Запомните: в протоколе формулируется обвинение, вменяемое водителю. Меняя содержание протокола без вашего ведома и не давая вам возможности с ними ознакомиться, сотрудник полиции лишает вас права выразить несогласие и дать пояснения (ч.4 ст. 28.2 КоАП РФ). Вот почему важно:

  • Заранее изучить, как выглядит протокол, чтобы в нужный момент суметь в нем быстро сориентироваться. Образец есть вот здесь
  • Внимательно читать протокол прежде, чем его подписывать
  • Указывать свои замечания к протоколу в графе «замечания к протоколу». Она здесь как раз затем, чтобы вы дали свою трактовку событий, которая может не совпадать с версией инспектора
  • Перечеркивать пустое место росчерком в виде буквы Z, чтобы избежать несанкционированного дописывания
  • Получать на руки копию протокола

Если вдруг вы обнаружили, что протокол был дописан без вашего ведома, готовьте ходатайство о признании протокола недопустимым доказательством по делу и направляйте его в суд. Поскольку ситуация чрезвычайно серьезная, рекомендуем прибегнуть к помощи юриста или адвоката. Не хотите со всем этим возиться? — Тогда надо было брать копию постановления.

Если кому-то показалось, что мы учим водителей «отмазываться» от штрафов, то это совершенно не так. Мы лишь объясняем, что инспекторы ГАИ — тоже люди и им свойственно совершать ошибки. Не будет ошибок и/или халатности — не будет повода «развалить» дело. Так что нужно следовать букве закона. Причем не только нам, простым водителям, но и сотрудникам дорожной инспекции.