Дорого и холодно: пять симптомов неисправности помпы

Важнейшим аргументом в пользу длительной и бесперебойной работы, большого ресурса и беспроблемной эксплуатации самого дорого агрегата любого автомобиля, является система охлаждения двигателя
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Ключевой ее элемент — насос, он же водяная помпа, имеет свойство изнашиваться и влиять на жизненно важные процессы. Как вовремя заметить неисправность самостоятельно и принять меры — в проекте Авто Mail.

Водяная помпа
Источник: legion-media.ru

Исправность двигателя — залог долгой и счастливой эксплуатации автомобиля, поскольку любые с ним операции, во-первых, дорого стоят, а во-вторых, не дают никаких гарантий качественного исполнения и отсутствия необходимости в последующих вмешательствах. Лучше, чем на заводе — точно на СТО и в гараже не сделают. Следовательно, надо «беречь смолоду», а не это подразумевает не только регулярную замену масла и фильтров, свечей и других расходных материалов, но и тщательное соблюдение исправности системы охлаждения мотора. Ведь стоит тому перегреться от недостатка охлаждения — быть беде. Стоимость «беды» — от 50 000 рублей и выше.

Система охлаждения двигателя представляет собой замкнутый контур, состоящий из шлангов, внутренних каналов мотора и много другого, по которому циркулирует антифриз, он же охлаждающая жидкость, ранее — тосол. Система делится на два круга — малый и большой — необходимые для прогрева двигателя и последующего отвода от него тепла, а также обеспечения теплом салона автомобиля. Гоняет антифриз по кругу специальная водяная помпа — насос с крыльчаткой, неисправность которого и порождает с завидной регулярностью целый ворох проблем для водителя. Как вовремя заметить «недомогание» узла и заменить его, обойдя впечатляющие траты стороной? Для этого есть комплекс мер, именуемых в простонародье водительским опытом.

Заливка розовой охлаждающей жидкости в радиатор автомобиля
Источник: legion-media.ru

На глаз

Самой простой и легко заметной неисправностью помпы является течь. Благо, умный инженер догадался подкрасить охлаждающую жидкость яркими цветами, так что капелька на земле под передней частью капота довольно быстро наведет водителя на мысль о необходимости изучить «источник». Или исток, в зависимости от размера лужи. Дальше — дело техники: найдя по разводам причину преждевременного исхода ОЖ из замкнутого контура, оценив ее объемы и остаток «охлаждайки» в системе, нужно просто доехать до сервисной станции и произвести замену. Или сначала долить антифриза, а потом уже ехать.

Тем же, кому одной лужи мало, толсто намекнет на течь пустой расширительный бачок. В отличии от ретро автомобилей, им сегодня оснащается каждое транспортное средство. Кстати, опытный водитель подтвердит: помпу надо менять на каждой замене ремня в приводе ГРМ. Большинство автомобилей сегодня оснащены именно ременным приводом газораспределительного механизма, но ремень — одноразовый, второй раз его уже не поставить. Так что экономия на запасных частей толкает многих на замену помпы не по выходу ее из строя, а по пробегу, что в целом является вполне рабочей схемой.

Автомеханик держит сломанную водяную помпу автомобиля на фоне синего комбинезона. Замена насоса охлаждения в автосервисе
Источник: legion-media.ru

На слух

Внутри помпы находится вал, с одной стороны которой установлен маховик, приводящий ее в движение, а с другой — лопасти. Низкое качество охлаждающей жидкости, купания в лужах, грязь, а так же посредственное качество самой детали регулярно приводят к тому, что вал на подшипниках начинает гудеть. Несмотря на размещение узла — он зачастую установлен снизу двигателя — а также возможность проверить исключительно на заведенном моторе, гул слышен невооруженным ухом, и говорит о необходимости замены «во весь голос». На многих советских, а, позже, советских автомобилях, вал и его подшипники можно было заменить отдельно от самой помпы, порядочно сэкономив, но «иномарки» такой вольности своему владельцу не дают — возможна исключительно крупноузловая замена.

На запах

Слив антифриза перед заменой водяного насоса двигателя
Источник: legion-media.ru

Антифриз — штука ядовитая и пахучая, его сладковатый запах легко отличим и тут же наводит опытного автовладельца на мысли о наличии течи: замкнутый контур, по которому охлаждающая жидкость циркулирует, не дает ей возможность «ароматизировать» подкапотное пространство, так что сладкий запах яда под капотом — это течь антифриза, и первым делом стоит оглядеть помпу, и только потом — шланги.

По приборам

Датчик температуры
Источник: Freepik

Самый яркий, наверное, симптом неисправности системы охлаждения вообще и помпы в частности — датчик температуры двигателя, на который вообще-то надо поглядывать. Если стрелка переползла «меридианную» отметку и устремилась к красной зоне — не лишним будет залезть под капот и убедиться в наличии «охлаждайки». Мотор не должен греться ни при каких самых экстремальных обстоятельств: ни многочасовая пробка, ни бескрайнее болото, ни затянувшийся гоночный спецучасток не должны затолкать стрелку в красную зону. А если она там все же оказалась, то с высокой долей вероятности один из элементом системы охлаждения двигателя свое отжил. В том числе — помпа.

На опыт

Повышение давления в резервуаре с антифризом для форсирования воздушных пробок в системе охлаждения двигателя Замена жидкости с помощью насоса со шкалой давления в авторемонтной мастерской. Индустрия автосервиса.
Источник: legion-media.ru

Самый сложный вопрос, который может подкинуть система охлаждения, звучит примерно так: почему печка работает, только когда жму на газ? На холостых — холодно, а стоит придавить правую педаль — идет тепло. Правильный ответ подскажет мастер со стажем: со временем крыльчатка помпы изнашивается и даже разваливается, так что необходимая и двигателю, и пассажиру циркуляция тепла происходит исключительно на высоких оборотах, только при открытом дросселе. Иначе остаткам крыльчатки просто не хватает площади, чтобы протолкнуть «охлаждайку» по кругу. Если такой симптом уже замечен — помпу точно стоит заменить. Она свое отжила. Достанете из недр мотора — своими глазами увидите.

Система охлаждения двигателя — довольно простая механическая схема, которой при должном подходе — сноса не будет. Надо лишь вовремя менять антифриз, внимательно следить за состоянием флангов и не скупиться на оригинальные запчасти: и помпу, и термостат лучше приобрести фирменными. Переплата семейный бюджет не разрушит, но позволит как минимум на 60 000 км забыть о необходимости прислушиваться и принюхиваться.