Не включаются передачи: причины и способы решения от мастера

Ситуация, когда не включаются передачи в автомобиле, способна вызвать панику у любого водителя. Разбираемся, почему это может произойти и как решать эту проблему.
Илья Водянов
Автор
Рычаг механической коробки передач крупным планом в желтом автомобиле
С проблемой включения передачи может столкнуться каждый владелец автомобиля с МКППИсточник: Freepik

Коробка передач — один из главных механизмов в устройстве автомобиля. Ее поломка выводит машину из строя. Игнорировать такую проблему не получится. Существуют разные причины, из-за которых не включаются передачи. Каждая из них требует отдельного решения, но однозначно можно сказать: не стоит откладывать визит на СТО. Вместе с техническим директором сети сервисов самообслуживания «Антисервис» Евгением Хазовым рассказываем, что делать в такой ситуации и как не допустить поломки коробки передач.

Что такое коробка передач и как работает 

Коробка переключения передач (КПП) — это механизм, который позволяет регулировать соотношение скорости автомобиля к оборотам двигателя. Каждая передача — это отдельные шестерни разных размеров. Через них передается вращение от двигателя к колесам. Когда водитель переключает передачу, скорость авто меняется из-за того, что одна шестерня заменяется другой.

Как работает коробка передач, объясняет Евгений Хазов: «КПП представляет собой набор разных по размеру и количеству зубьев шестеренок, которые крепятся на валах. Шестерни могут соединяться и размыкаться при помощи синхронизаторов. Это дает возможность выбора скорости вращения и повышения или понижения мощности на ведущих колесах. Также коробка позволяет менять направление вращения. Это происходит при включении задней передачи».

МКПП состоит из корпуса, валов, шестерней, подшипников, синхронизаторов, сальников, кулисы и рычага для переключения скоростей:

  • первичный (ведущий) вал соединяется с маховиком двигателя через систему сцепления;

  • вторичный (ведомый) вал передает другим частям механизма движение от первичного вала;

  • шестерни передают крутящий момент на ведомый вал и через него — на колеса;

  • синхронизатор нужен для безударного и плавного переключения передач;

  • подшипники снижают трение между деталями, обеспечивают правильную установку подвижных компонентов КПП;

  • сальники удерживают масло внутри корпуса коробки передач.

Механик держит запчасти автомобиля над столом, где лежат валы с шестернями из коробки передач и другие детали машины
Валы — важная деталь коробки, и при проблемах с ними советуем обращаться в сервисИсточник: Freepik

Виды коробок передач 

Существует несколько видов коробок передач. У каждой из них — свой принцип работы, плюсы и минусы. 

Механическая коробка передач (МКПП или «механика»)
Передачи меняются вручную, у водителя есть педаль сцепления. Считается одной из самых надежных конструкций, сокращает расход топлива, дает больше возможностей по регулировке скорости и хода авто, но нужен постоянный контроль оборотов двигателя
Автоматическая коробка передач (АКПП, классический гидротрансформатор)
Из всех видов АКПП считается самой надежной, вмешательство человека при езде не требуется. Сама переключает передачи, необходимо лишь своевременно менять трансмиссионное масло. Из минусов — больше потребление топлива и более медленный разгон по сравнению с МКПП
Вариатор (CVT)
Бесступенчатая коробка передач из двух направляющих и ремня. Сама выбирает необходимые обороты, анализируя внешние факторы. У машин с вариатором плавное движение авто и ощутимая экономия топлива, однако машин с такой коробкой передач не так много
Роботизированная коробка передач
Электронная система управления плюс КПП. Компьютер сам работает со сцеплением, передвигая вилки. С роботом автомобиль быстро разгоняется, плавно трогается, но при этом срок эксплуатации по сравнению с другими видами крайне низкий. Требовательна к обслуживанию
Секвентальная коробка передач
Передачи на ней переключаются только последовательно — от самой низкой к самой высокой. Секвентальная коробка чаще всего используется на мотоциклах, где воздействие на КПП происходит ногой, или на спортивных машинах
DSG
Трансмиссия от Volkswagen AG. Автоматическая коробка передач с двойным сцеплением. Сочетает преимущества АКПП и МКПП, однако имеет чересчур сложное строение и дорого обходится при ремонте
Кнопки выбора передачи в современной АКПП крупным планом в автомобиле
АКПП считается одним из самых надежных видов коробок передачИсточник: Freepik

Причины, почему могут не включаться передачи на машине с АКПП и МКПП

Давайте разберемся, какие основные причины могут привести к невозможности включить передачу.

1. Поломка сцепления

Сцепление автомобиля может прийти в негодность по самым разным причинам. Это может быть нарушение герметичности в гидравлике, порванный трос сцепления, поломка вилки сцепления, проблемы с дисками и т. д. При езде машина может ощутимо вибрировать или вовсе не двигаться с места даже с включенной передачей. В этом случае нужно незамедлительно показать автомобиль механику или разобраться в проблеме самому. Нормально ездить при такой поломке невозможно.

2. Поломка привода включения передач

Это может быть поломка шарниров, разрушение рычагов, заклинивание элементов, слетевшая тяга привода включения передач. Диагностируется визуальным осмотром.

3. Внутренние поломки

Механическое разрушение шестерней или зубьев, поломка вилок включения или синхронизаторов в коробке передач. Эти детали могут износиться. При покупке неоригинальных запчастей высок риск нарваться на брак.

Вот что об этом говорит эксперт Евгений Хазов: «Если не включаются передачи на заведенном двигателе, вероятнее всего проблема в приводе сцепления или непосредственно с этим узлом. Может быть, в выходе из строя корзины сцепления или износе диска. Для диагностики таких неисправностей лучше обратиться в сервис».

Что делать, если не включается задняя или любая другая передача

Если вы не можете включить передачу при начале движения или в дороге, эксплуатировать автомобиль невозможно. Вот что нужно сделать в такой ситуации.

1. Остановите автомобиль

Дальнейшее движение может вызвать серьезные поломки, которые могут привести к полной замене КПП. Даже если не включается только одна передача, продолжать поездку нельзя.

2. Проверьте уровень масла в коробке передач

Недостаток масла — частая причина проблем с переключением. Его уровень обычно советуют проверять каждые 5—7 тыс. км. Иногда о нехватке масла говорят звуки трения металла из КПП.

3. Поезжайте на СТО

Если с уровнем масла все в порядке, оно не замерзло и не загустело, то причина поломки в другом. Лучше доставить машину на эвакуаторе в автомастерскую, где специалисты внимательно осмотрят КПП и примут решение о ее починке или полной замене. Все зависит от характера поломки.

Эвакуатор едет под шоссе и доставляет красную машину до СТО
Не рискуйте и доставляйте машину на эвакуаторе до СТО, чтобы избежать серьезных проблемИсточник: Freepik

Часто, чтобы выявить неисправность, мастерам приходится полностью перебирать коробку передач. После этого меняются элементы, которые вышли из строя. Это могут быть валы, шестерни, сальники, синхронизаторы, подшипники и т. д. Иногда дешевле заменить КПП целиком.

Отзыв эксперта

О том, как ухаживать за коробкой передач, чтобы свести к минимуму возможность ее поломки, рассказывает Евгений Хазов:

«Механические коробки переключения передач обладают довольно высокой надежностью. Следует только менять масло в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя. В среднем это 70—80 тыс. км пробега. Необходимо правильно пользоваться сцеплением, до конца его выжимать, а также следить за состоянием привода переключения передач. Передачи нужно переключать плавно, без рывков. Если появились какие-то признаки неисправности — характерный „хруст“, перегрев, плохое включение передач или их выбивание, лучше сразу обратитесь в сервис».

По словам эксперта, в случае с АКПП или вариатором стоит избегать пробуксовок, резких ускорений и перегрева. При своевременном обслуживании и аккуратном вождении автоматические коробки «ходят» 150—200 тыс. км.

Что нужно запомнить

Коробка передач позволяет плавно трогаться, разгоняться, тормозить двигателем и переключаться на разные скорости. Ее поломка — ситуация не из приятных, однако критичной ее назвать сложно. Вот что нужно помнить о возможных неисправностях в КПП:

1. Со временем детали коробки передач изнашиваются. Это может быть связано с естественным износом, агрессивным вождением, некачественным маслом или несвоевременным обслуживанием.

2. Масло в КПП обеспечивает смазку, охлаждение и защиту деталей. Его недостаток приводит к быстрому износу, перегреву и выходу коробки из строя. Со временем в нем накапливаются продукты износа, металлическая стружка и пыль. Загрязненное масло снижает эффективность смазки, увеличивает трение и приводит к поломке деталей.

3. В современных автомобилях блок управления регулирует АКПП. Сбой в электронике может привести к ошибкам в работе коробки, пробуксовке, некорректным переключениям и даже к полной блокировке.

4. Обратитесь к автомеханику. Если у вас нет соответствующей квалификации, не стоит пытаться самостоятельно решать проблему. Только опытный специалист сможет определить причину неисправности и предложить решение.

5. Своевременно обслуживайте автомобиль. Регулярная замена масла и фильтров, диагностика коробки передач помогут избежать серьезных проблем. Используйте масло, рекомендованное производителем машины.

6. Не переключайте передачи на высоких оборотах, это приводит к повышенному износу деталей. Избегайте резких стартов и торможений — агрессивная манера вождения ускоряет износ коробки передач.