Причины свиста при включении кондиционера в автомобиле
Причин такого поведения кондиционера может быть несколько. Разберем основные.
1. Ремень навесного оборудования (приводной ремень)
Самая частая причина появления неприятного звука — износ ремня. Это расходник, и менять его рекомендуется в среднем каждые 80 тыс. км. Срок жизни детали определяет ее происхождение. Если установлен дешевый аналог, рабочий ресурс будет значительно меньше. Со временем резина трескается, ремень ослабевает и начинает проскальзывать, поэтому появляется отчетливый свист.
2. Ролики навесного оборудования
Эта проблема возможна скорее на автомобилях с солидным пробегом — от 200 тыс. км. От постоянного вращения на поверхности ролика появляется борозда. В этом случае заменой ремня не обойтись. Даже новый будет болтаться и проскальзывать.
3. Компрессор кондиционера
Он обеспечивает давление и циркуляцию фреона. Когда кондиционер включен, компрессор работает непрерывно и со временем изнашивается. Возможной причиной свиста может быть утечка масла.
Внутри компрессора находится электромагнитная муфта с подшипниками и шкивом. Если одна из внутренних деталей изнашивается или ломается, появляются лишние шумы. Например, «умирающий» подшипник может пронзительно свистеть.
4. Терморегулирующий клапан в блоке испарителя
Он контролирует поток газа, поступающего в испаритель, и давление в системе охлаждения. Помешать нормальной работе может неправильная регулировка, попадание в систему грязи, воды или воздуха. В этом случае вентиль может издавать характерный свист.
5. Редкая эксплуатация кондиционера
Самая простая причина, которая в итоге может привести к серьезным последствиям. Если кондиционер используется редко, то компрессор закисает. Из-за этого происходит заклинивание шкива и обрыв ремня.
Что делать при появлении свиста из кондиционера автомобиля
Конечно, самая простая рекомендация в этом случае — обратиться к специалистам. Если этот вариант не подходит, можно предпринять некоторые действия самостоятельно.
1. Проверьте приводной ремень. Если он изношен, на нем видны трещины, въевшиеся песчинки или даже торчат нити — его нужно заменить на новый. Возможной причиной свиста может быть недостаточное натяжение. Сначала посмотрите, не вибрирует ли ремень. Если визуально определить не удалось, нажмите пальцем на участок между шкивом коленвала и компрессора кондиционера с примерным усилием в 10 кг. Ремень должен прогнуться не более чем на 7—9 мм. Если ремень натянут слабо — подтяните его.
Возможно, ремень просто задубел от времени, можно брызнуть на него WD-шкой или водой. Если свист прекратится, значит, причина в этом. Сейчас в продаже есть специальные спреи.
Также причиной постороннего звука может быть попадание на ремень технических жидкостей: масло, антифриз, тормозная жидкость. В качестве временного решения можно воспользоваться тальком, натерев им ремень. Свист исчезнет.
2. Проверьте подшипники. Для этого надо сбросить ремень и найти «поющую» деталь. Самый простой способ — вручную шатать и крутить каждый ролик. Это сработает, когда деталь уже сильно изношена. Для лучшей диагностики можно воспользоваться стетоскопом. Чаще всего изношенный ролик меняют на новый.
3. Проверьте состояние терморегулирующего вентиля (ТРВ). Для этого его придется снять. Чаще всего ломается запорная игла. Если виновата она, придется менять узел полностью. Если визуальных повреждений нет, проведите профилактику, прочистив и продув сеточку-фильтр, расположенную перед иглой. А вот отрегулировать давление самостоятельно не получится.
4. Проверьте компрессор. Возможно, его заклинило и ремень проскальзывает. Включите кондиционер и убедитесь, что шкив компрессора крутится и не издает посторонних звуков. Иногда причина может быть в вышедшем из строя подшипнике. В некоторых моделях авто его можно заменить. Если проблема связана с внутренними узлами компрессора, скорее всего, придется менять его полностью.
Методы диагностики свиста при включении кондиционера
Многие автолюбители полагают, что причина всех бед с кондиционером — отсутствие хладагента. Стоит отдать деньги за заправку, и все решится само собой. В большинстве случаев это не панацея. Существуют и другие проблемы, а значит, и методы диагностики.
- Визуальный — таким способом можно обнаружить масляное пятно на компрессоре, что говорит об утечке. По его размеру и свежести определяются масштабы проблемы. Также можно увидеть изношенный приводной ремень.
- Диагностика на слух — помогает определить возможного виновника лишних звуков. Например, при запуске кондиционера можно понять, какая именно деталь свистит.
- Поиск утечек электронным течеискателем — при этом щупом обследуется вся система, и при обнаружении проблемы прибор издает сигнал. Но этот метод непригоден для поиска мелких утечек.
- Ультрафиолетовая диагностика — этим способом можно обнаружить микроутечки. В систему добавляется специальное масло, автомобиль эксплуатируется с включенным кондиционером несколько дней, а затем места утечек обнаруживают с помощью УФ-лампы.
- Мыльный метод — применяется нечасто, скорее, в сочетании с течеискателем. Когда определяется зона возможной проблемы, обработка пеной помогает найти конкретное место утечки.
Как предотвратить появление свиста из кондиционера в автомобиле
Чтобы однажды не услышать раздражающее «пение» кондиционера, придерживайтесь простых правил:
1. Проводите профилактическую чистку. Ее рекомендуется делать раз в год. В противном случае там скапливается пыль и грязь, появляется плесень и бактерии.
2. Проводите регулярный осмотр. Проверяйте состояние ремня и компрессора на предмет износа или утечек.
3. Не допускайте длительного простоя кондиционера. Включайте его периодически, даже в зимнее время.
4. Заправляйтесь у профессионалов. У мастеров есть необходимое оборудование и опыт работы с климатическими системами. Это сведет риск поломки к минимуму.
Советы и рекомендации эксперта
Советом по правильной эксплуатации кондиционера поделился Михаил Чистяков, мастер-консультант ГК «Автодом»:
«Рекомендуется периодически выполнять чистку системы, чтобы предотвратить перегрев ее элементов. Накопление грязи нарушает теплообмен. Современные материалы, используемые в автомобилях, надежны, но не вечны. Перепад температур способен разрушить даже сверхпрочные сплавы.
Определить по звуку тип поломки достаточно сложно. Кроме отчетливого свиста, могут наблюдаться и другие шумы. Любой лишний звук — сигнал к проведению диагностики и технического обслуживания».
Что нужно запомнить на случай появления свиста из кондиционера автомобиля
Итак, если вы уже столкнулись с проблемой и свист преследует вас при включении кондиционера, сделайте следующее:
- убедитесь, что кондиционер заправлен;
- попытайтесь определить проблему визуально;
- проверьте натяжение ремня;
- внимательно прислушайтесь: возможно, удастся понять, какая именно деталь издает звук;
- обратитесь за помощью в профессиональный сервис.