Как рассказал порталу «АвтоВзгляд» доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Петр Арефьев, европейский автопром не первый год пребывает в кризисе. Причин для этого несколько. Первое — курс руководства Евросоюза на отказ от поставок дешевых энергоносителей из России. На протяжении полувека они были залогом экономической конкурентоспособности Германии и других европейских стран.
Также, по словам экспертов, резко ослабли позиции западного автопрома на рынке Китая. Это касается, в том числе, предприятий, которые успешно работали в КНР десятки лет. Доля немецких концернов — Volkswagen, BMW и Mercedes-Benz — на китайском авторынке, с учетом «дочерних» брендов, за пять лет упала с 25% до 14%. Автопром Китая растет семимильными шагами, это касается и электромобилей, и авто с двигателями внутреннего сгорания — они становятся более экономичными и экологичными.
Еще одна причина — ужесточение с 2025 года в ЕС требований к среднему содержанию углекислого газа в выхлопах машин с ДВС. Европейскому автопрому придется заплатить штраф в 15 млрд евро. Резко увеличить выпуск электромобилей не получится, автозаводам нужно будет сократить производство транспортных средств на 2,5 млн штук. В итоге крупные концерны вынуждены закрывать заводы.
По мнению Арефьева, единственная альтернатива для европейских производителей — рынок США. В Штатах дешевые энергоносители и работает «Закон о снижении инфляции», концерны уже переносят туда свои производство. Но, по сути, это последний шанс сохранить одну из ведущих ролей в мировой автоиндустрии.
Эксперт отмечает, что американский потенциал и экспортный потенциал — не резиновые. Тем более, что в США также развивается кризис перепроизводства в отрасли. Так что все это может обернуться для Volkswagen острой конкуренцией, которая приведет к закату бренда.
Виктория Чернышева