В этой статье разберем, что можно сделать, когда машина дергается и глохнет на ходу, и какие меры профилактики помогут избежать подобных проблем в будущем. Поможет в этом директор по послепродажному обслуживанию автомобилей ГК «АВТОДОМ» Сергей Плетнев.
Причины, из-за которых может дергаться и глохнуть автомобиль
Есть много факторов, которые приводят к рывкам и остановке двигателя. Поломка может произойти из-за технических неисправностей или сбоев в электронике. Рассмотрим основные причины.
1. Неисправность топливной системы
Проблемы с подачей бензина — частая причина, почему двигатель начинает дергаться и глохнет. Это может случиться по ряду причин:
- Забитый фильтр. Если его поры загрязнены, топливо не сможет пройти в нужном количестве. Двигателю не хватит питания для корректной работы.
- Неисправный насос. Он тоже может подвести, не создавая необходимого давления. Причины неисправности могут быть либо в том, что не приходит питание, либо в естественном износе.
- Топливная магистраль. При ее повреждении или засоре бензин или дизель не будут доходить до двигателя в нужном количестве. В лучшем случае упадет его мощность, в худшем — машина просто не заведется.
- Форсунки. Как и у любой детали, у них есть свой срок службы. При выходе из строя топливо будет распыляться в камере сгорания неправильно. Форсунки будут подавать или слишком мало, или слишком много топлива.
- Качество топлива. На некоторых АЗС могут залить топливо с низким октановым числом. Это может привести к нестабильной работе двигателя и капитальному ремонту. Если ваш автомобиль начинает глохнуть на ходу и не запускается, попробуйте заменить бензин.
2. Севший аккумулятор
В норме его напряжение должно быть около 12,5—13,5 В. Если показатель ниже, пора ставить на подзарядку. Подключите зарядное устройство к аккумулятору, выберите нужные параметры и включите.
Если зарядного устройства нет, обратитесь в ближайший сервис или в магазин по продаже аккумуляторов. Там помогут зарядить батарею. Когда ресурс АКБ на исходе, она может разряжаться даже во время движения.
3. Проблемы с системой зажигания
Проблемы в ней могут возникнуть по разным причинам, включая износ свечей и повреждение катушек. Если свечи не обеспечивают стабильную искру, топливно-воздушная смесь сгорает не полностью. Это приводит к рывкам и остановке двигателя. Часто эти поломки легко исправить заменой свечей или катушек.
4. Неисправности в системе подачи воздуха
Для нормального сгорания топлива необходимо правильное соотношение топлива и воздуха. Если воздушный фильтр забит, в двигатель попадает меньше воздуха, что нарушает процесс сгорания. Кроме того, проблемы могут возникнуть из-за неисправного датчика массового расхода воздуха (ДМРВ). Если он сломан, в двигатель начинает поступать неправильная топливно-воздушная смесь, это и приводит к рывкам или остановке.
5. Проблемы с датчиками двигателя
Современные автомобили оснащены различными датчиками, которые отслеживают работу двигателя и передают данные в электронный блок управления (ЭБУ). Если какой-то из них не работает, это может привести к сбоям в работе мотора. Основные датчики:
- ДМРВ. Датчик массового расхода воздуха измеряет объем поступившего воздуха в двигатель. Благодаря этому значению ЭБУ рассчитывает нужное количество топлива.
- ДПКВ. Датчик положения коленвала указывает, в какой момент давать искру в двигатель.
- ДПДЗ. Датчик положения дроссельной заслонки влияет на уровень холостого хода и на количество топливно-воздушной смеси.
- ДХХ. Датчик холостого хода помогает поддерживать обороты, когда закрыт дроссель.
Неисправность любого из них может вызвать перебои в работе двигателя.
6. Неисправности в электронике
Большинство новых автомобилей оснащаются сложными электронными системами. Проблемы с проводкой, некачественные соединения или сбои в программном обеспечении могут вызывать непредсказуемое поведение. Если двигатель дергается, а лампочки на приборной панели мигают, это может указывать на проблемы с электроникой.
7. Закупорка выхлопной системы
Если выхлопная система забилась, машина начнет дергаться, двигатель будет «захлебываться», и любое нажатие на газ может привести к его остановке. Машина не сможет выпускать отработанные газы.
Что делать, если при движении машина дергается и глохнет
Если вы столкнулись с ситуацией, когда ваш автомобиль начинает дергаться или глохнуть прямо во время движения, важно не паниковать. Вот что нужно сделать в такой ситуации.
1. Обратитесь в автосервис
Если вы не можете самостоятельно определить причину рывков и остановки двигателя, лучше всего обратиться в автосервис. Профессиональная диагностика позволит найти точную причину неисправности и избежать серьезных поломок.
2. Остановите машину в безопасном месте
Как только машина начала дергаться, остановитесь в безопасном месте. Не стоит пытаться доехать до пункта назначения, это может усугубить проблему и привести к более серьезной поломке. Включите аварийку, чтобы другие участники движения видели ваше транспортное средство и могли объехать.
3. Проверьте уровень топлива
Убедитесь, что в баке есть горючее. Низкий уровень может привести к проблемам с подачей топлива и потере мощности, так как бензин не будет поступать в двигатель в необходимом объеме. Если уровень низкий, заправьте автомобиль.
4. Осмотрите систему зажигания
Система зажигания может стать источником проблем, если ее детали износились или повреждены. Начните с простого: посмотрите на свечи, катушки и провода. На них не должно быть трещин или других повреждений.
Важно помнить: проверять систему зажигания нужно с максимальной осторожностью. Это высоковольтная система, ее напряжение представляет смертельную опасность!
Профилактика поломок в двигателе автомобиля
Чтобы избежать проблем с двигателем и снизить вероятность поломок, стоит придерживаться ряда профилактических мер:
- Регулярно меняйте масло и фильтры. Это помогает снизить износ двигателя и продлить срок его службы.
- Следите за состоянием системы зажигания. Заменяйте свечи зажигания каждые 30—50 тыс. км пробега.
- Заправляйтесь только качественным топливом. Используйте проверенные АЗС, чтобы избежать засорения топливной системы.
- Проводите диагностику топливной системы. Это позволяет выявить забитые форсунки и своевременно их очистить.
- Меняйте воздушный фильтр. Своевременная замена фильтра улучшит работу двигателя, снизит расход топлива и предотвратит поломки.
Советы и рекомендации эксперта
Сергей Плетнев рассказал, что делать, если машина неожиданно начала дергаться при трогании с места или во время движения.
«Причины появления рывков при разгоне автомобиля можно разделить на две группы: с индикацией неисправности на дисплее и без нее. Первая группа включает проблемы с системой зажигания, топливной системой, а также с системами впуска и выпуска. Также важно учитывать качество топлива, которое используется.
Вторая группа состоит из механических неисправностей. Это могут быть проблемы с автоматической или ручной коробкой передач, а также с элементами трансмиссии. Износ подвижных соединений может приводить к изменению угловых скоростей, и это владельцем воспринимается как рывки», — отметил Сергей Плетнев.
Также он подчеркнул, что современные автомобили уже не так просто диагностировать самостоятельно, тут нужны определенные навыки и специальное оборудование. Если этого нет, смело отправляйтесь на СТО, где все проверят как надо.
Что нужно запомнить на случай, если машина дергается и глохнет на ходу
Если ваша машина начала дергаться и глохнуть, запомните следующие действия:
1. Остановитесь в безопасном месте.
2. Проверьте уровень топлива.
3. Осмотрите систему зажигания и топливные компоненты.
4. Проверьте состояние воздушного фильтра и патрубков.
5. Проверьте состояние аккумулятора.
6. Используйте диагностический сканер при наличии.
7. Вызовите эвакуатор или выездную диагностику.