В октябре 2024-го продажи новых машин выросли сразу в полтора раза год к году. Повышенный интерес игроки рынка объясняли утильсбором: его увеличение подстегивало клиентов скорее приобрести автомобиль. Запасы дилеров в то же время оказались не столь изрядными, пояснил учредитель компании «Автодегустатор» Арарат Мардоян: «Что касается тех автомобилей, которые были бестселлерами, их все меньше и меньше. Если мы берем первые два года после введения санкций, то игроки рынка инвестировали в оптовый импорт самых популярных моделей и запасали их на складах.
Найти европейскую или корейскую машину не так просто: как пишет Autonews, те же Kia Sportage в новой модификации найти можно только в одном салоне Москвы. Как правило, это машины, произведенные для рынков Южной Кореи или стран СНГ. Их поставки становятся просто невыгодными для дилеров, отметил президент группы компаний Favorit Motors Владимир Попов: "Объем корейских, немецких и японских автомобилей просто сокращается на глазах. Очевидно, это происходит ровно потому, что ввозить их на сегодняшний день становится экономически нерентабельно.
Однако все перечисленные автомобили, прежде привычные для российских дорог, уже стоят больше 4 млн руб. Причем дилеры отмечают, что в ближайшие месяцы стоимость увеличится дополнительно. В общем по рынку бизнес ждет роста минимум на 15%, добавил Владимир Попов: «Машин осталось немного, и при такой ставке, наверное, что-либо закупать в больших количествах точно вряд ли кто-то станет. С 1 января у нас, по идее, должно быть серьезное повышение цен. Там сразу три фактора: повышение ключевой ставки, изменение курса рубля и утильсбор. С учетом каждого из них стоимость увеличится порядка 12%, то есть в рынок цена должна возрасти процентов эдак на 15».
И это если машины еще доедут до России: дилеры в салонах едва ли берутся дать прогноз, будут ли поставки в ближайшее время, пишет Autonews. Вероятно, массовый параллельный импорт авто среднего класса остановится, считают собеседники «Ъ FM». И рынок перейдет к схеме индивидуального заказа, заключил главный редактор журнала «Движок» Роман Зубко: «Безусловно, какие-то поставки будут. Но думаю, что с течением времени ввоз автомобилей тех брендов, которые не работают с российским рынком напрямую, будет становиться премиальной услугой. Те марки и модели, которые мы считали раньше массовыми, потихоньку перейдут во все более высокие ценовые сегменты. Вряд ли они совсем исчезнут. До нуля такие поставки, конечно, не сократятся, но, безусловно, их объемы станут сокращаться».
Как отмечают собеседники «Ъ FM», немного лучше ситуация в премиальном сегменте. Там хотя бы можно найти машины в наличии, но их стоимость тоже может побить новые рекорды.
Дарья Фоменко