Во время заправки ошибиться может и водитель, и заправщик. В статье расскажем, каковы параметры этих видов топлива, что случится, если по неосторожности их перепутать, и что нужно делать, если дизель в бензин уже попал.
В чем разница между работой дизельного и бензинового двигателя
У обоих силовых агрегатов есть общая черта — они относятся к двигателям внутреннего сгорания (ДВС). Энергия от сжигания топлива преобразуется в механическую работу мотора. А теперь перейдем к различиям.
В бензиновом двигателе топливно-воздушная смесь подается в рабочую камеру цилиндра, сжимается и воспламеняется от свечи. Затем поршень под действием газов толкает шатун. Чтобы транспортное средство поехало, нужно преобразовать поступательное движение поршня во вращательное, которое передается на коробку передач. Этим занимается коленчатый вал.
У дизеля процесс иной: в рабочую камеру сначала подается только воздух, при сжатии он нагревается, после этого впрыскивается солярка. От высокой температуры она воспламеняется. Далее все, как в первом случае: поршень толкает шатун, а коленвал преобразовывает поступательную энергию во вращательную.
Фактически различий в работе всего два:
- В бензиновом двигателе подается топливо, смешанное с воздухом. В дизельном — сначала поступает только воздух.
- В бензиновом ДВС смесь воспламеняется от свечи зажигания. В дизельном — топливо загорается в нагретом воздухе.
Отличия дизельного топлива от бензина
Приведем несколько параметров, которые определяют поведение дизельного топлива и бензина в двигателе.
Параметр | Бензин | Дизель | |||
|
|
| |||
Плотность |
|
| |||
|
|
| |||
|
| Летнее топливо — при –10 °C Зимнее топливо — при –35 °C | |||
|
|
|
Можно ли добавлять дизель в машину с бензиновым топливом
Два вида топлива различаются по химической структуре. Состоящий из легких углеводородов бензин мгновенно воспламеняется от искры, а вот заставить таким образом гореть дизель будет просто невозможно.
Степени сжатия у бензинового агрегата попросту не хватит, чтобы заставить гореть тяжелое топливо, значит поездка на этом закончится.
Что будет, если заправить дизелем бензиновый двигатель: последствия
Диаметр бензиновых пистолетов — 21 мм, а дизельных — 25 мм. Так что, если пистолет не влезает в заправочную горловину бака автомобиля, есть повод задуматься, правильное ли топливо вы хотите залить.
Расскажем, что произойдет, если избежать ошибки все же не удалось.
Неисправность топливного насоса
Для бензонасоса солярка слишком густая и вязкая. Пытаясь перекачать эту массу через топливную систему, он испытает сильные перегрузки и может попросту выйти из строя.
Засор топливного фильтра
Густое топливо не сможет пройти через фильтр так же легко, как бензин, поэтому он моментально забьется.
Засор топливных форсунок
Попадая в двигатель, дизель забивает топливные форсунки и выводит их из строя.
Загрязнение свечей зажигания
Если в бензиновом двигателе хоть как-то поджечь солярку, на свечах останется нагар, а это грозит проблемами при запуске, снижением мощности, детонацией и другими неприятностями.
Нестабильная работа двигателя
Если мотор все же сможет запуститься, работать он будет с перебоями и низкой мощностью. Появятся посторонние шумы, детонация и устойчивое стремление заглохнуть.
Если бензина в баке было много, а солярки долили чуть-чуть, то какие-либо неприятности водитель сразу не заметит. Автомобиль заведется и поедет, но процесс перемешивания двух видов топлива начнется. Более тяжелая и плотная солярка начнет опускаться на дно, а бензонасос постарается закачать ее в систему.
Если бензина было мало, неполадки возникнут быстрее. Автомобиль перестанет реагировать на нажатие педали газа, потеряет динамику, начнется детонация, а из выхлопной трубы повалит черный дым. Вскоре машина вовсе заглохнет.
Что делать, если дизель случайно залили в бензин
Если в бак попала буквально пара литров солярки, то ее можно разбавить бензином с высоким октановым числом, залив бак под завязку. Если дизеля оказалось много, то лучше обнаружить ошибку прямо на АЗС. Вот что нужно сделать, если произошла такая ситуация:
- не заводите двигатель или максимально быстро выключите его;
- вызовите эвакуатор и отвезите машину в сервис;
- если солярка не успела попасть в мотор, слейте все топливо из бака и промойте его;
- если двигатель успели завести и проехать некоторое расстояние, то нужна промывка всей топливной системы.
В случае более длительного воздействия неправильного топлива придется менять масло в двигателе и масляный фильтр. А если игнорировать нестабильную работу мотора, вас ожидает капремонт двигателя.
Отзыв эксперта
Михаил Чистяков, мастер-консультант ГК «Автодом», поделился советами, что делать, если в бензиновый автомобиль попал дизель:
«Несмотря на присутствие поясняющей надписи на лючке бензобака о виде топлива, пригодного для конкретного автомобиля, ежемесячно в сервисы попадают десятки машин, в которые залили не предусмотренное заводом-изготовителем горючее.
Владельцы должны понимать, что если двигатель не заводили, то вред от неправильного топлива минимален. Достаточно просто слить его и промыть бензобак, никаких дополнительных работ не требуется. Промывка всей топливной магистрали стоит недешево, и в этом случае она бесполезна.
Если двигатель проработал какое-то время, то промывка топливной системы необходима. В лучшем случае можно обойтись чисткой, в худшем — потребуется замена деталей на новые».
Памятка автовладельцу: что делать, если по ошибке залить дизель в бензин
Ситуация хоть и не частая, но происходит регулярно. Если так случилось из-за собственной ошибки или виноват невнимательный заправщик, помните:
- не впадайте в панику;
- не заводите автомобиль;
- если успели завести мотор, максимально быстро заглушите его;
- вызовите эвакуатор и отвезите машину в сервис;
- если дизельного топлива в бак попало немного, например 3—5 л, просто залейте бензин «до полного». Это разбавит неправильное топливо, и вред для мотора будет минимизирован.