При оформлении автокредитов банки и автосалоны часто навязывают ненужные клиенту дорогостоящие дополнительные услуги. Декан юридического факультета Финансового университета при правительстве РФ Гульнара Ручкина рассказала aif.ru, можно ли избежать лишних трат.
«Надо помнить, что любые дополнительные услуги носят добровольный характер, — говорит эксперт. — Менеджеры не имеют права принуждать клиента. Можно потребовать внести изменения, а если страховая компания откажет в этом, то тогда следует обратиться к другому страховщику».
Многочисленные недобросовестные практики в секторе автокредитования выявил Банк России. Это выражается в платных консультациях, от которых вполне можно отказаться, или в предоставлении скидки на автомобиль, но при условии приобретения целого ряда дополнительных услуг и/или аксессуаров. Кроме того, много случаев навязывания услуг связано со страховкой.
«Необходимо внимательно изучить договор страхования автотранспортного средства, — призывает Ручкина. — Если в самом договоре или в приложении к нему будут содержаться дополнительные услуги, то, согласно принципу свободы договора, гражданин вправе отказаться от подписания такого договора».
Также в ходе проверки Банк России выявил случаи, когда заемщиков намеренно плохо информировали об условиях сделки. В результате клиенты, оформляя выгодные на первый взгляд автокредиты, несли дополнительные расходы, приобретая ненужные товары или услуги.
«Если клиента ввели в заблуждение, — отметила эксперт, — и только после заключения договора он узнал, что мог отказаться от услуг, то необходимо обратиться сначала к руководству страховой фирмы, автосалона или банка с требованием расторжения договора и возврата денежных средств. Если последует отказ, то дальше можно обратиться с жалобой в прокуратуру, Роспотребнадзор, Федеральную антимонопольную службу, Банк России. При подаче жалобы следует обязательно доказать, что услуги были навязаны. Опираясь на материалы судебной практики, можно сделать заключение, что в подавляющем большинстве случаев суд встаёт на сторону заявителя».
Евгений Никтовенко, Гульнара Ручкина