«В ближайшие месяцы на темпах роста цен дополнительно скажется увеличение утилизационного сбора. Учитывая большой вес легковых автомобилей в потребительских расходах, он составляет 4,6%, это окажет заметное влияние на инфляцию», — сказала Набиуллина.
В сентябре правительство утвердило долгосрочную шкалу индексации утилизационного сбора до 2030 года для легковых и грузовых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов некоторых видов дорожно-строительной техники. Постановление вступило в силу 1 октября 2024 года. На первом этапе ставка сбора вырастет в среднем на 70−85%, в дальнейшем она будет индексироваться на 10−20% с 1 января каждого последующего года. Эксперты рынка опасаются, что это приведет к подорожанию автомобилей.
Ранее в этот день Центробанк повысил ключевую ставку до 21%. При этом регулятор допустил дальнейшее повышение ставки, отметив, что проинфляционные эффекты вызывают дополнительные бюджетные расходы и расширение дефицита федерального бюджета. Тогда же в ЦБ сообщили, что годовая инфляция, которая сейчас составляет 8,4%, по итогам 2024 года окажется в диапазоне 8−8,5%, а рост ипотечного кредитования будет скорректирован с 7−12% до 8−11%.
23 октября сообщалось, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России за последние 10 лет увеличилась в 3,1 раза. Как объяснили аналитики, основными причинами роста цен на автомобили за последние 10 лет стали девальвация рубля, рост ставок утильсбора, увеличение стоимости логистики, общемировая и российская инфляция, а также снижение поставок новых машин в РФ во время пандемии и после ухода глобальных брендов из страны.