ВАЗ-2114 не заводится: в чем проблема и как ее решить

Вы сели в автомобиль, вставили ключ зажигания, но мотор не запускается. Все попытки его оживить не приносят результата, и вам приходится признать: ваш ВАЗ-2114 не заводится. Возникает вопрос: что делать и как быть в такой ситуации?
Светлана Политова
Автор
Автомобиль ВАЗ-2114 стоит на улице зимой в окружении берез
Существуют разные причины, по которым ВАЗ-2114 не заводитсяИсточник: Lada

Беспроблемный запуск двигателя — важное требование автовладельца к своей машине. Но если случилось так, что ваш ВАЗ-2114 не заводится, то надо определить причину. Разбираемся, почему автомобиль не запускается и как справиться с проблемой. Поможет в этом Скориков Валерий — владелец автосервиса со стажем ремонта автомобилей более 25 лет.

Основные причины, по которым ВАЗ-2114 не заводится

Причин, по которым не заводится автомобиль, может быть несколько. Иногда найти поломку можно, даже не открывая капот. Но бывают и серьезные неисправности, когда без автомеханика и дорогостоящего ремонта не обойтись.

Неисправность стартера

Если машина не заводится, одной из причин может быть неисправный стартер. Именно он отвечает за запуск двигателя. Поломку можно определить по отсутствию звуков при попытке запуска или наличию щелчков. Основные поломки стартера:

  • износ щеток;
  • нарушение контактов;
  • неполадки с втягивающим реле;
  • сгоревший предохранитель.

Проблема с аккумулятором

Севший аккумулятор — частая причина того, что машина не заводится. Батарея может быть разряженной или изношенной. О том, что заряда недостаточно, можно узнать по нескольким признакам:

  • слабое свечение приборной панели;
  • отсутствие реакции стартера;
  • медленное поворачивание мотора;
  • щелкающие звуки стартера при повороте ключа зажигания. 

Если же ресурс аккумулятора исчерпан, его нужно заменить.

Проблемы с топливной системой

Еще одна причина, почему не заводится ВАЗ-2114, — неполадки в подаче топлива. Признаки таких неисправностей — отсутствие звука топливного насоса при повороте ключа, затрудненный запуск двигателя и перебои в его работе. Это может быть связано с рядом причин:

  • Неисправный бензонасос. Часто из строя выходит реле, повреждается проводка, не создается нужное давление в топливной системе.
  • Проблемы с форсунками. Иногда они неправильно распыляют топливо, забиваются грязью, а износ уплотнительных колец вызывает утечку топлива или подсос воздуха.
  • Засоренные фильтры. Любой мусор в топливной системе затрудняет подачу бензина и может полностью блокировать запуск мотора.
  • Проблемы в топливном баке. Если нарушена его герметичность или сетка на входе топливопровода забита грязью. В холодное время года в баке скапливается конденсат, который разбавляет бензин.
  • Неисправный датчик уровня топлива. Неправильные показания часто вводят водителя в заблуждение. Приборная панель показывает, что бензин есть, а машина не заводится из-за недостатка топлива. 

«Часто автомобиль не заводится из-за низкого давления топлива в системе. Его можно проверить с помощью манометра. Нормальное значение — 2—2,5 атмосферы. При более низких цифрах вполне вероятна утечка», — поделился комментарием Валерий Скориков.

Манометр, который измеряет давление топлива, показывается 0
Манометр измеряет давление топливаИсточник: Freepik

Неполадки в системе зажигания

Система зажигания тоже отвечает за запуск двигателя и его стабильную работу. Она воспламеняет топливно-воздушную смесь в камере сгорания. Частыми проблемами могут быть:

  • отсутствие искры — к этому приводят неисправный модуль зажигания, проблемы с проводами и разъемами, износ или загрязнение свечей зажигания;
  • неисправность модуля зажигания — поломку вызывают окисление контактов, обрыв проводов, короткое замыкание;
  • некорректная работа форсунок из-за засорения или выхода из строя уплотнительных колец — в таком случае они неправильно распыляют бензин, что приводит к недостаточному или избыточному количеству топлива;
  • сбой в работе электронного блока управления (ЭБУ) из-за перегрева, окисления контактов, ошибки в программном обеспечении тоже приведут к проблемам с запуском мотора.

«Бывает стартер крутит, но машина не заводится. Тогда в первую очередь нужно посмотреть, есть ли искра. Для этого лучше попросить, чтобы кто-нибудь помог вам. Выкрутите свечу, наденьте на нее бронепровод (касаться можно только его изолированной части), затем приложите к головке блока цилиндров (ГБЦ). Пусть помощник крутит двигатель, а вы наблюдайте за поведением свечи», — советует Валерий Скориков.

Поломки, связанные с перегревом

Чаще сбои возникают при холодном запуске, когда мотор долгое время не работал. Но иногда такое случается и с горячим двигателем. Если ВАЗ-2114 не заводится «на горячую», проблемы могут быть вызваны:

  • неисправной системой охлаждения, которая приведет к перегреву;
  • нагревом датчика положения коленчатого вала (ДПКВ), из-за чего отсутствует сигнал для подачи искры и топлива;
  • некорректной работой бензонасоса при высоких температурах;
  • перегревом форсунок (особенно загрязненных), что ухудшает подачу топлива;
  • сбоем в работе ЭБУ из-за нагрева электронных компонентов. 

Поломки, требующие капитального ремонта

Иногда мотор не запускается и по более серьезным причинам. Среди них:

  • заклинивание или разрушение внутренних деталей блока цилиндров;
  • прогоревшие или загнутые клапаны, поломка коленвала, износ маслосъемных колец;
  • обрыв ремня газораспределительного механизма — часто это приводит к повреждению поршней и клапанов;
  • если в одном из цилиндров компрессия отличается больше чем на один бар.

В таких случаях не рекомендуется ремонтировать самостоятельно, чтобы не усугубить ситуацию. Лучше доверить свой автомобиль квалифицированному автомеханику.

Автомеханик в рабочем комбинезоне смотрит под капот машины и проводит диагностику автомобиля
Автомеханик может провести диагностику и помочь с решением проблемыИсточник: Freepik

Что делать, если ВАЗ-2114 не заводится

С большинством сложностей можно справиться самому, без обращения на СТО. Но для начала нужно определить, с чем связана неисправность. Чтобы найти причину, выполните несколько действий:

1. Проверьте клеммы и заряд аккумулятора. При выключенном двигателе напряжение должно быть 12,6—12,8 В. На клеммах не должно быть никакого налета, и они должны быть плотно зафиксированы на аккумуляторе.

2. Проверьте все контакты в подкапотном пространстве. Узнайте, где у вашего автомобиля находятся крепления массы. Часто именно плохая масса не дает автомобилю завестись. Проверьте все соединения к датчикам и ЭБУ. Особенно тщательно осмотрите нештатное оборудование (дополнительный свет, усилители, сигнализацию).

3. Запустите самодиагностику автомобиля. Найдите в интернете пошаговую инструкции запуска самодиагностики. После проверки на панели высветится код ошибки.

4. Убедитесь, что машина заправлена и топливо поступает. Долейте 5—7 л бензина из канистры. Затем прислушайтесь, есть ли характерный шум после поворота ключа. Если в ответ лишь тишина, значит неисправны реле, проводка или бензонасос. 

5. Послушайте, работает ли бензонасос. Если после поворота ключа в машине не слышно характерного звука, значит неисправны реле, предохранитель, проводка или бензонасос. 

«Не всегда можно диагностировать неисправность вручную. Особенно когда это касается поломок датчиков или блоков управления. Иногда для этого нужны специальные инструменты и оборудование», — говорит Валерий Скориков.

Датчик уровня топлива ВАЗ-2114, стрелка которого находится практически на 0
Датчик уровня топливаИсточник: Freepik

Методы диагностики проблем, из-за которых ВАЗ-2114 не заводится

Есть много способов, чтобы определить неисправность. Некоторые из них можно использовать самостоятельно. Другие применяются только в автосервисах.

Диагностика в гараже
Диагностика в автосервисе
Проверьте напряжение аккумулятора.
Понадобится тестер напряжения (мультиметр). Вы сможете узнать напряжение аккумулятора, проверить проводку элементов системы зажигания. Мультиметр доступен и прост в использовании. Напряжение в бортовой сети должно быть 11,5—12,5 В (когда двигатель заглушен)
Проведение полной диагностики.
Понадобится диагностический сканер для чтения кодов ошибок. После подключения к ЭБУ вы будете знать состояние узлов автомобиля и корректность работы всех датчиков
Проверьте искру.
Достаньте одну свечу, наденьте на нее высоковольтный провод, приложите к двигателю и покрутите стартер. Простой и надежный способ проверить свечи
Проверка работы датчиков.
Понадобится осциллограф. Он считывает сигналы с электронных компонентов: датчиков, модулей зажигания
Проверьте давление в топливной системе.
Понадобится манометр для проверки давления топливной системы. Нормальный показатель на холостом — 2,5 кг/см²
Проверка на герметичность.
Понадобится дымогенератор для проверки подсоса воздуха. Лишний воздух может попадать через патрубки воздушной системы или через колодцы форсунок
Проверьте компрессию.
Понадобится компрессометр для самостоятельного измерения компрессии в цилиндрах. Она должна быть от 11 до 14 бар
Проверка электрики.
Понадобится тестер для измерения напряжения и тока, проверки электрических цепей, предохранителей и реле
Проверьте топливную систему.
Осмотрите всю топливную систему от бака до двигателя. Если увидите свежие подтеки, сразу же устраняйте
Проверка топливной системы.
Понадобится манометр для проверки давления в топливной системе и стенд для проверки и очистки форсунок

Советы и рекомендации эксперта

«Чтобы не оказаться в ситуации, когда автомобиль не заводится, не стоит забывать о профилактике. Регулярно заряжайте аккумулятор и очищайте клеммы от окислов. Меняйте свечи зажигания каждые 15—20 тыс. км, а топливный фильтр — каждые 20—30 тыс. км пробега. Всегда следите за качеством топлива и охлаждающей жидкости. Они сильно влияют на корректную работу двигателя», — посоветовал Валерий Скориков.

Также эксперт рекомендует регулярно осматривать проводку. Плохо прикрученная масса, отгнившие провода, самодельные скрутки — все это затрудняет запуск автомобиля и может привести к возгоранию.

Чек-лист: что проверить, если ВАЗ-2114 не заводится

Не расстраивайтесь и сохраняйте спокойствие, если автомобиль не хочет двигаться с места. Лучше постарайтесь определить, почему не заводится машина. В этом вам поможет наша шпаргалка:

1. Проверьте напряжение в аккумуляторе. Оно должно быть в районе 12,5 В.

2. Посмотрите систему зажигания. Есть ли искра, в каком состоянии свечи и форсунки. Проверьте реле и предохранители стартера и топливного насоса.

3. Исследуйте топливную систему. Посмотрите бак и топливную магистраль на герметичность. Проверьте на повреждения проводку, чистоту фильтров и давление в топливной рампе. Долейте бензина.

4. Проверьте, работает ли стартер. Стартер должен работать привычно. Если он стал вращаться медленно или издавать посторонние звуки, необходимо провести ремонт.

5. Проверьте работу системы охлаждения. Убедитесь в том, что ДПКВ и бензонасос не перегреты. Проверьте уровень охлаждающей жидкости и работу вентиляторов.

Если самостоятельные действия не дали никаких результатов, тогда обращайтесь в сервис. Часто оказывается дешевле заплатить за ремонт квалифицированных мастеров, чем оплачивать свои ошибки.