Jeep не был первым полноприводным автомобилем, подготовленным для бездорожья. Он быстро стал культовым представителем своего класса. Слово «джип», написанное со строчной буквы, исторически использовалось для широкого определения любого внедорожника, выпускаемого такими компаниями, как Bantam, Willys или Ford, вплоть до Второй мировой войны. Это слово и по сей день используется как универсальный термин.
А вот название с заглавной буквы («Jeep») относится к автомобилям определенной марки, которые появились позже. На самом деле, название Jeep не было официально зарегистрировано как торговая марка (компанией Willys-Overland) до 1950 года.
Но откуда взялся этот термин и почему вообще внедорожники часто называют «джипами»? Чтобы ответить на этот вопрос, надо вернуться к июню 1940 года, когда армия Соединенных Штатов попросила автопроизводителей создать небольшой утилитарный автомобиль с полным приводом. Он должен был быть дешевым и простым в ремонте, но достаточно прочным, чтобы на нем можно было установить пулемет.
Компания Bantam первой представила прототип своего автомобиля. Существуют две версии того, что произошло дальше. Согласно первой, представители Willys и Ford присутствовали при доставке прототипа Bantam в лагерь Холаберд. Согласно второй — обеим компаниям был предоставлен полный доступ к прототипу (включая чертежи и технические данные), чтобы они могли тиражировать его. Как бы то ни было, Willys представила прототип под названием Quad (из-за используемой в нем системы 4×4), а Ford — прототип Model GP.
Джип — это и персонаж комиксов, и внедорожник
Буква «G» обозначала автомобиль, выпущенный по государственному контракту, в то время как буква «P» указывала на колесную базу в 80 дюймов. Позже Ford добавил букву «W» (для Willys) в конце обозначения GP (GPW). Тогда-то все три прототипа стали обозначать термином «джип».
По иронии судьбы, термин «джип» уже был неотъемлемой частью английского языка задолго до появления этих автомобилей в 1940-х годах. Этот термин использовался в армии еще со времен Первой мировой войны для описания чего-то, что еще не зарекомендовало себя — будь то новый солдат или новая машина. Это слово означало что-то вроде нашего «зеленый».
В январе 1929 года карикатурист Элзи Крайслер Сегар подготовила выпуск своего комикса King Features «Театр наперстка», в котором впервые появился второстепенный персонаж по имени Попай-морячок. Семь лет спустя (март 1936 года) Сегар вводит в повествование таинственного и волшебного персонажа Юджин Джип. С тех пор термин «джип» стал означать нечто экстраординарное.
До того, как автомобили Jeep появились на поле боя, в феврале 1941 года был проведен рекламный трюк, в ходе которого Willys буквально въехал по ступеням Капитолия Соединенных Штатов в Вашингтоне. Собравшиеся представители средств массовой информации спросили водителя: «Что это такое?» И он ответил: «Это джип». На следующий день фотографии этого события, а также ответ водителя появились на первых полосах практически всех американских газет.
За время Второй мировой войны компания Willys выпустила около 363 000 таких машин общего назначения, а Ford — еще 280 000. Первым гражданским автомобилем Jeep был CJ-2A (гражданская версия Willys MB, универсальная машина для бездорожья), который позиционировался как «универсальная рабочая лошадка на ферме».