Сейчас, согласно п. 2 ч.1 ст. 29 закона No 257-ФЗ, запрещено движение по автодорогам без специальных разрешений на тяжеловесных транспортных средствах (ТС), масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на 10% превышают допустимую массу ТС и (или) допустимую нагрузку на ось.
Законопроектом предлагается ввести мораторий на действие этого закона до 1 января 2028 года для ТС, осуществляющих перевозку ТКО (мусоровозов). В пояснительной записке отмечается, что оформление разрешений, а также внесение платы за вред, причиняемый ТС автодорогам, не представляется возможным.
Причина в том, что при погрузке ТКО состав отходов (строительные отходы, ветки, отходы от жилищ) и конструкция мусоровоза (наличие прессующей установки) не позволяют распределить перевозимый груз по шасси автомобиля в нужных пропорциях.
В документах приводятся результаты исследования за июль-август текущего года, согласно которым более 70% мусоровозов в РФ эксплуатируются с превышением нагрузки на ось. Размер средств, необходимых для замены парка мусоровозов с двумя осями составляет 120 млрд рублей единоразово или порядка 40 млрд рублей ежегодно в случае использования механизмов лизинга. А размер вреда дорогам, причиняемого перевозками ТКО, по оценкам Минтранса РФ, ежегодно превышает 400 млрд рублей.
Сейчас штраф за перегруз по ст. 12.21.1 КоАП составляет от 250 тыс. до 400 тыс. рублей, также с собственника ТС взыскивается ущерб, причиненный автомобильной дороге.
14 октября стало известно, что мусоровозы в России подключат к системе «ЭРА-ГЛОНАСС». Это позволит автоматически собирать информацию о транспортировке отходов и отслеживать выгрузку мусора вне оборудованных полигонов. За счет этого снизятся риски негативного влияния твердых коммунальных отходов на здоровье человека и окружающую среду, заявили в Минтрансе.