Инспектор ГАИ — обычный человек и может быть расстроенным, сердитым или уставшим. Ему надоедает стоять на трассе, разговаривать с водителями и вообще хочется поскорее вернуться домой. Но во всех перечисленных случаях он все еще остается при исполнении. А значит, полицейский не имеет права давать волю эмоциям и уж тем более злоупотреблять положением. И если это все-таки случилось, вы вправе призвать его к ответу. Давайте выясним, как это сделать, самому не выходя за рамки закона.
Какие действия инспектора являются нарушением?
Прежде, чем говорить о наказании для инспектора, необходимо сперва разобраться, а что вообще мы вкладываем в понятие «выйти за рамки служебных полномочий». В законе такого понятия не существует, однако в статье 53 ФЗ «О полиции» есть формулировка «действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина». Технически под нее подпадает все, начиная от крепкого словца в адрес водителя и заканчивая рукоприкладством. Есть ли в каком-то конкретном случае состав нарушения, нужно разбираться в индивидуальном порядке.
Куда жаловаться на инспектора?
Если вы задались целью призвать сотрудника полиции к ответу, вам для обращения доступны несколько инстанций. Все зависит от того, насколько серьезным было нарушение.
Звонок на горячую линию МВД
Пожалуй, это самый простой способ повлиять на нерадивого сотрудника ГАИ. Все, что от вас требуется — просто позвонить на горячую линию МВД по бесплатному номеру: 8−800−222−74−47. Сообщите оператору время, место инцидента и иные обстоятельства, которые бы подтверждали неправомерность действий инспектора. Руководство инспектора получит жалобу, проведет служебную проверку и накажет виновных.
Подача жалобы по месту работы сотрудника ДПС
Направлять жалобу вышестоящему руководству инспектора имеет смысл тогда, когда нарушение связано с ненадлежащим исполнением служебных обязанностей. Полный перечень того, что инспектору можно делать, а чего — категорически нельзя, изложен в приказе МВД № 264. Само собой, вы не обязаны знать должностную инструкцию инспектора от А до Я. Но ключевые положения приказа мы все же рекомендуем вам на досуге изучить. Особое внимание — разделу «Общие положения»:
10. При обращении к участнику дорожного движения сотрудник называет свои должность, звание, фамилию, предъявляет по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщает причину и цель обращения.
11. В случае применения мер, ограничивающих права и свободы участника дорожного движения, сотрудник разъясняет ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности участника дорожного движения.
13. В случае обращения участника дорожного движения сотрудник называет свои должность, звание, фамилию, внимательно его выслушивает, принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий либо разъясняет, в чью компетенцию входит решение поставленного вопроса.
Если вы будете знать, на какие пункты приказа ссылаться в разговоре с полицейским, возможно, даже до жалобы руководству дело не дойдет. Сотрудник ДПС поймет, что попытка сорвать на вас свое плохое настроение может дорого ему обойтись и выберет другую «жертву».
Обращение в суд с заявлением о признании действий инспектора незаконными
В данном случае можно опираться на статью 53 ФЗ «О полиции». В ней говорится, что действия или бездействие, предпринятые сотрудником полиции, нарушающие интересы и права граждан, подлежат обжалованию в вышестоящем органе, вышестоящим должностным лицом, в прокуратуре РФ или в суде.
Вариант решения вопроса через суд хорош тем, что процесс рассмотрения дела будет для вас максимально прозрачным. Во всех остальных случаях в детали служебной проверки никто «гражданских» посвящать не будет. Только сразу предупредим, что обращение в суд — это более долгий путь, нежели обращение к руководству ГАИ или звонок на горячую линию. Как правило, срок рассмотрения подобных дел составляет от нескольких месяцев до полугода.
Обращение в районную прокуратуру
Если вы внимательно читали предыдущий пункт, то помните, что закон «О полиции» также предусматривает обращение граждан в прокуратуру. Этот орган осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, писать обращение в прокуратуру имеет смысл тогда, когда были нарушены какие-то базовые права. Например, вас незаконно удерживали в ИВС на протяжении нескольких часов или у вас отобрали мобильный телефон и не давали возможности связаться с адвокатом (то есть реализовать ваше право на защитника).
Обращение в следственные органы
В следственный комитет следует обращаться в том случае, если вы считаете, что инспектор совершил преступление. Например, он вымогал у вас взятку, незаконно применил оружие или физическую силу. Преимущества этого варианта в том, что МВД (орган, которому напрямую подчиняется ГАИ) не имеет никакого влияния на работу следственного комитета. Это дает вам гарантию, что жалоба будет рассмотрена максимально объективно, без попыток поскорее замять дело.
К слову, ничто не мешает вам одновременно подать жалобы сразу в несколько инстанций. Правильно заданный себе вопрос: «В чем мне видится суть нарушения» позволит правильно определить адресата для своей жалобы и сэкономить свое время и нервы.
Что писать в жалобе
Единого шаблона для подготовки жалобы на действия инспектора ГАИ не существует. Такое письмо составляется в свободной форме, но как правило, имеет следующие обязательные атрибуты.
Условное название абзаца | Что писать |
---|---|
Шапка (в правом верхнем углу) | Наименование ведомства, куда подается жалоба, должность, ФИО должностного лица, ФИО заявителя, его адрес и контакты |
Название документа (посередине) | Кратко уточните причину обращения, например «Жалоба на незаконные действия сотрудника ГАИ» |
Обстоятельства для подачи обращения | Опишите, когда и при каких обстоятельствах произошло нарушение и в чем заключается его суть |
Ваши доводы, указывающие на противозаконность действий инспектора | Ссылайтесь на конкретные положения КоАП РФ, приказа МВД № 264 и ФЗ «О полиции». Перечень нормативно-правовых актов зависит от того, на какое нарушение вы жалуетесь |
Требования | Укажите, какого результата вы хотите добиться своей жалобой |
Сопроводительные документы (названия списком) | В случае необходимости в подтверждение своих доводов следует приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии. В самой жалобе вы списком указываете названия этих документов. |
Заключение | Дата, подпись заявителя, расшифровка подписи |
Когда накажут инспектора
Подавать жалобу можно лично, либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Жалоба рассматривается в срок не позднее 30 дней с момента ее подачи. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на 30 суток.
По результатам рассмотрения жалобы проводится проверка. Если факт нарушения со стороны инспектора будет установлен, его привлекут к ответственности. В случае, когда сотрудник ГАИ нарушил ПДД, ему грозит привлечение к ответственности на общих основаниях (как и любому гражданину). Если инспектор допустил служебное нарушение, наказанием станет дисциплинарное взыскание:
- замечание
- выговор
- строгий выговор
- предупреждение о неполном служебном соответствии
- перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел
- увольнение со службы в органах внутренних дел
Степень наказания зависит от того, какое нарушение допустил инспектор и было ли оно совершено впервые. Чем больше жалоб от граждан, тем больше вопросов к деятельности конкретного инспектора. И тем аккуратнее впредь он будет вести себя с водителями на дороге. Только давайте без фанатизма. Шантажировать сотрудника полиции подачей жалобы — так себе идея. Хотя бы потому, что у представителя власти есть много рычагов воздействия на рядового гражданина. Но об этом — в следующий раз.