Дорога в три тысячи километров пройдет через Екатеринбург, Казань, Тольятти и далее через Саратов, Волгоград и до М-4 «Дон» в Ростове-на-Дону. С предложением построить такую дорогу выступила госкомпания «Автодор». А губернатор Ростовской области Василий Голубев осенью 2023 года сообщил, что участок дороги Тюмень — Екатеринбург включили в состав трассы М-12 «Восток».
Уникальность новой трассы еще и в том, что на определенном этапе она будет соединена с дорогами в новых регионах и станет частью международного пути, связывающего Китай со странами Каспия. Кроме того, появятся долгожданные обходы крупных городов — Тольятти, Саратова и Волгограда.
Предварительная стоимость трассы в ценах 2026−2030 годов — 1,7 триллиона рублей. Около 500 миллиардов из них -внебюджетные инвестиции.
Сейчас расстояние от Тюмени до Краснодара по дорогам общего пользования составляет 2870 км (по прямой — 2267). Маршрут пролегает через Челябинск, Уфу, Самару и Саратов. А затем через Волгоградскую область и Ростов-на-Дону по трассе М-4 «Дон», которая сильно перегружена, можно доехать до Краснодара. Без остановки весь маршрут удается пройти чуть более чем за полтора суток.
Новая трасса частично пройдет по участкам существующих дорог (от Тюмени до Самары), включая реализуемый проект скоростной трассы М-12 «Восток». Далее от Самары до Краснодара планируют строить новый автобан протяженностью 1158 (или 1192) километров.
Впервые о новой трассе на юг заговорили в 2013 году. Проект назывался «Меридиан». Его целью была постройка скоростной трассы из Китая в Европу через Казахстан, Россию и Белоруссию. Проект был ориентирован на транзит грузов. После введения санкций строительство трассы решили скорректировать с учетом сегодняшнего развития грузоперевозок, особенно с работой коридора «Север — Юг», связывающего Россию с Ираном и далее со странами Персидского залива через Каспий. Сегодня это направление грузопотока одно из самых быстрорастущих в стране. Вот так трасса, которая должна была пройти строго с востока на запад, сделала поворот на юг в районе Самары.
«Урал нужно соединить с возрастающим потоком грузов через Каспийское море и Черное, куда не только грузы поедут, но и люди, — пояснял ранее председатель правления госкомпании “Автодор” Вячеслав Петушенко. Так “Меридиан” превратился в юго-восточную хорду. Впервые проект представили на Петербургском международном экономическом форуме в 2022 году.
Планировалось, что в Ростовской области путь пройдет от федеральной трассы М-4 «Дон» в районе Каменска-Шахтинского до примыкания к автодороге Р-228 Сызрань — Саратов — Волгоград на участке обхода Волгограда. То есть там, где проложена старая дорога. Однако сегодня, когда трасса М-4 «Дон» уже не справляется с нагрузкой, принято решение фактически построить дублер М-4.
— Есть и более грандиозные планы, но это вопрос федерального центра, когда мы говорим о перспективе появления альтернативной дороги М-4, — рассказывал ранее Василий Голубев. — Нужно, чтобы М-4 не была «накопителем транспорта» со всех концов страны.
«Сейчас получается, что легковой и грузовой транспорт создают пробки, — пояснил “РГ” завкафедрой “Логистика и управление транспортными системами” Ростовского государственного университета путей сообщения Энвер Мамаев. — Люди, скажем, из Тюмени или Поволжья вынуждены делать крюк, чтобы выехать на трассу М-4 “Дон”, если им нужно на юг. Если же ехать обходной дорогой через Саратов и Волгоград, то большая часть пути пройдет по двухполосным дорогам довольно неважного качества.
По словам Голубева, сейчас планируется реконструкция и расширение М-4 «Дон». Это необходимо из-за резко возросшей нагрузки на автодорогу. И она будет расти. «На 30−60% рост совершенно очевиден», — сообщил губернатор.
Немаловажно, что с появлением хорды будет возможность создать и новые подходы к портам Азовского моря и Новороссии. Это будет способствовать укреплению новых территорий.
«Мы давно предлагали развивать транспортно-логистический комплекс в широтном направлении, а не в радиальном. Сейчас Москва выступает своеобразным центром, от которого кругами расходятся дороги, — отмечает Энвер Мамаев. — Например, связать дорогой Астрахань, Элисту, север Ростовской области через Гуково, затем выходить на новые регионы — в Луганск и Донецк. Существующая сегодня схема через Ростов и Таганрог имеет ряд недостатков. А широтные связи остаются неразвитыми. Чтобы проехать, условно, из Ростова в Саратов или Самару, нужно двигаться чуть ли не через Москву. Новый проект позволяет решить этот и множество других транспортных вопросов».
Но тут важно, уточняют эксперты, чтобы новая дорога имела выход и на трассу Ростов — Баку (Р-217 «Кавказ»), реконструкция которой тоже не за горами. Это позволило бы связать восточные регионы страны с быстрорастущим по населению и грузопотокам северокавказским. Далее трасса стала бы частью транспортного коридора «Север — Юг» и шла бы в Азербайджан и Иран. Но это строительство уже на стратегическую перспективу.
Евгений Ракуль