Глубокой ночью в пустынной местности Аризоны случилось нечто странное. Откуда ни возьмись — кажется, прямо с неба — по узким извилинам шоссе бесшумно помчались огни-метеоры. Один пролетел мимо знака «Сбавьте ход», и тот аж оплавился. Другой пробил щит с предвыборным фото шерифа Лумиса, попав точно в физиономию. Огни прибывали и прибывали.
На перекрестке метеоры столкнулись — вспышка, и образовался невиданный автомобиль. Кузов низкий и темный, с тонировкой, будто цельнолитой, спортивные колеса, сзади тревожная красная полоса огней. Рядом загадочный водитель — в шлеме, скрывающем лицо, в комбинезоне с хирургическими скобами и фиксаторами. Вскоре здешней банде рейсеров предстоит гоняться с инфернальным суперкаром не на жизнь, а на смерть. Он прибыл ради возмездия!
Фильм The Wraith (произносится «Рэйт» или, скорее, «Рэйф»), по-нашему «Дух мщения» вышел, а вернее — с моторным ревом выехал на экраны в 1986 году. Роли исполнили молодые и в ту пору не слишком известные Чарли Шин, Ник Кассаветес, Рэнди Куэйд и Шерилин Фенн. Кино малобюджетное, с нехитрым как три цента сценарием. Однако фанаты пересматривают, конечно, не из-за драматургии.
В картине Крутые Тачки, гонки, аварии! Снято по-настоящему — грубо, зримо! Впервые я увидел это механическое бешенство сразу на широком экране, в районном видеосалоне, где показы вели проектором. Угрюмый суперкар буквально рвался в зал. Определить чудо-модель не вышло, журнал «За рулем» о таких не писал. Показалось — на кузове оттиснута крайслеровская эмблема.
Оказалось — не казалось. Главную роль сыграл прототип Dodge M4S, ныне известный под именем Dodge M4S Turbo Interceptor. То бишь, «Перехватчик» — ага, дыхание у зрителей и впрямь перехватывало. Хотя эффектная машина была спроектирована вовсе не ради фильма.
Сперва в истории M4S шла речь только о спорте. Производитель окрасочных материалов PPG, он же главный спонсор гонок CART Indy Car World Series, заказал «Крайслеру» пэйскар для сопровождения гоночных болидов. Да такой, чтобы изумлял трибуны своим видом и мог разгоняться до 320 км/ч. Крайслеровцы приняли вызов, им хотелось показать фирменные возможности. Основная часть разработки пришлась на 1984 год — считайте, теперь «Дух мщения» отмечает 40-летний юбилей.
Уникальным проектом занялись в подразделении Dodge, а ведущим автором назначили дизайнера и конструктора Роберта Акермана. «Отрывайтесь на всю катушку!» — обрадовал подчиненных директор инженерного бюро Нил Уоллинг.
Компоновку утвердили среднемоторную — собственно, M4S и означает «Mid-engine 4-cylinder Supersport». Акерман придумал «низколетящий» кузов с подъемными дверями в духе Lamborghini. Но быстро выяснилось: одними своими силами суперкар не построить. Не имелось даже подходящего заводского шасси.
К делу привлекли сторонних исполнителей. За основу взяли трубчатый каркас из мастерской Huffaker Engineering, о котором Акерман очень кстати прочел в журнале. Фирма SVI оснастила крайслеровский мотор 2.2 поршнями и головкой от Ford Cosworth, а также двумя турбинами Garrett, затем собрала все «железо» на подвеске с регулировкой высоты.
Макет кузова выполнили спецы компании 3D Industries (причем, из экономии вклеили лобовое стекло Ferrari). Компания Special Projects сделала панели, салон и окрасила Dodge материалами PPG. Концепт загнали в аэротрубу Lockheed и получили выдающийся результат обтекаемости — 0,236 Сх.
Главной проблемой стал выбор трансмиссии. Мотор поместили не вдоль, как хотел Акерман, а поперек, как на серийных «Доджах 2.2». Схема не давала возможности применить намеченные Робертом коробки — английскую Hewland или немецкую ZF. Приемлемую нашли в ассортименте Weissman Transmissions, но тестов она не выдерживала.
Тогда конструкторы обратились за помощью к давнему знакомому, Джо Либерти, хозяину магазина Liberty Gears и гуру по доводке всяческих КП. Джо распотрошил агрегат и долго его модифицировал. Наконец, получился желаемый усиленный хэндмейд. (Да, вот именно благодаря талантливым мастерам и ручной работе состоялись многие знаковые автомобили прошлого).
Готовый Dodge M4S мощностью более 440 л.с. выдал максимальные 313,5 км/ч с разгоном 0−100 км/ч за 4,1 секунды. Результат полностью устроил заказчиков, и пэйскар отправили участвовать в гонках.
Вернемся в кинотеатр. Идею с фильмом Акерман не одобрял — боялся, что дешевая фантастика навредит имиджу M4S. А маркетолог «Крайслера» и вовсе ушел в середине премьерного сеанса, расстроившись. Однако благодаря звездной роли супер-Dodge приобрел мировую известность и закрепился в летописях.
А сейчас, внимание, раскрою шокирующий секрет. В фильме НЕТ реального пейскара. Точнее, он мелькает считанные мгновения, которые не распознал и сам Акерман. Магия кинематографа! Взамен оригинала ценой в 1,5 миллиона долларов съемочная группа гоняла простые багги с фейковыми кузовами, а разбивала муляжи-пустышки. Короче, наблюдаем всего-навсего «Дух Доджа».
Что никак не умаляет градус экшена. Будем пересматривать?