«Дух мщения» и его главные автомобильные секреты

Как и зачем построили карающий злодеев супер-Dodge
Александр Катаев
Кадр из фильма, New Century Productions
Источник: Кадр из фильма, New Century Productions

Глубокой ночью в пустынной местности Аризоны случилось нечто странное. Откуда ни возьмись — кажется, прямо с неба — по узким извилинам шоссе бесшумно помчались огни-метеоры. Один пролетел мимо знака «Сбавьте ход», и тот аж оплавился. Другой пробил щит с предвыборным фото шерифа Лумиса, попав точно в физиономию. Огни прибывали и прибывали.

На перекрестке метеоры столкнулись — вспышка, и образовался невиданный автомобиль. Кузов низкий и темный, с тонировкой, будто цельнолитой, спортивные колеса, сзади тревожная красная полоса огней. Рядом загадочный водитель — в шлеме, скрывающем лицо, в комбинезоне с хирургическими скобами и фиксаторами. Вскоре здешней банде рейсеров предстоит гоняться с инфернальным суперкаром не на жизнь, а на смерть. Он прибыл ради возмездия!

Явился, не запылился (но это пока). Очень плохая новость для плохих парней.
Явился, не запылился (но это пока). Очень плохая новость для плохих парней.Источник: Кадр из фильма, New Century Productions

Фильм The Wraith (произносится «Рэйт» или, скорее, «Рэйф»), по-нашему «Дух мщения» вышел, а вернее — с моторным ревом выехал на экраны в 1986 году. Роли исполнили молодые и в ту пору не слишком известные Чарли Шин, Ник Кассаветес, Рэнди Куэйд и Шерилин Фенн. Кино малобюджетное, с нехитрым как три цента сценарием. Однако фанаты пересматривают, конечно, не из-за драматургии.

Фильм посвящен ассистенту оператора Брюсу Ингрэму, который погиб при съемках одной из погонь, когда перегруженный камеракар опрокинулся.
Фильм посвящен ассистенту оператора Брюсу Ингрэму, который погиб при съемках одной из погонь, когда перегруженный камеракар опрокинулся.Источник: Кадр из фильма, New Century Productions

В картине Крутые Тачки, гонки, аварии! Снято по-настоящему — грубо, зримо! Впервые я увидел это механическое бешенство сразу на широком экране, в районном видеосалоне, где показы вели проектором. Угрюмый суперкар буквально рвался в зал. Определить чудо-модель не вышло, журнал «За рулем» о таких не писал. Показалось — на кузове оттиснута крайслеровская эмблема.

Оказалось — не казалось. Главную роль сыграл прототип Dodge M4S, ныне известный под именем Dodge M4S Turbo Interceptor. То бишь, «Перехватчик» — ага, дыхание у зрителей и впрямь перехватывало. Хотя эффектная машина была спроектирована вовсе не ради фильма.

Dodge M4S в истинном облике: со служебной «люстрой», стеклоочистителем и боковыми зеркалами.
Dodge M4S в истинном облике: со служебной «люстрой», стеклоочистителем и боковыми зеркалами.Источник: Chrysler

Сперва в истории M4S шла речь только о спорте. Производитель окрасочных материалов PPG, он же главный спонсор гонок CART Indy Car World Series, заказал «Крайслеру» пэйскар для сопровождения гоночных болидов. Да такой, чтобы изумлял трибуны своим видом и мог разгоняться до 320 км/ч. Крайслеровцы приняли вызов, им хотелось показать фирменные возможности. Основная часть разработки пришлась на 1984 год — считайте, теперь «Дух мщения» отмечает 40-летний юбилей.

 Зеркала — мотоциклетные. Роберт Акерман купил их в магазинчике аксессуаров по пути на работу. Колеса 16-дюймовые с дисками BBS
Зеркала — мотоциклетные. Роберт Акерман купил их в магазинчике аксессуаров по пути на работу. Колеса 16-дюймовые с дисками BBSИсточник: Chrysler

Уникальным проектом занялись в подразделении Dodge, а ведущим автором назначили дизайнера и конструктора Роберта Акермана. «Отрывайтесь на всю катушку!» — обрадовал подчиненных директор инженерного бюро Нил Уоллинг.

Акерман вспоминал: «Глава “Крайслера” Ли Якокка осматривал M4S без энтузиазма, и я надеялся, что шеф не попытается сесть в кабину. Трудная процедура могла разозлить Якокку, а нам требовалось его одобрение». В фильме двери поднимаются иначе, по принципу «крыла чайки».
Акерман вспоминал: «Глава “Крайслера” Ли Якокка осматривал M4S без энтузиазма, и я надеялся, что шеф не попытается сесть в кабину. Трудная процедура могла разозлить Якокку, а нам требовалось его одобрение». В фильме двери поднимаются иначе, по принципу «крыла чайки».Источник: Chrysler

Компоновку утвердили среднемоторную — собственно, M4S и означает «Mid-engine 4-cylinder Supersport». Акерман придумал «низколетящий» кузов с подъемными дверями в духе Lamborghini. Но быстро выяснилось: одними своими силами суперкар не построить. Не имелось даже подходящего заводского шасси.

Каркас Хаффейкера предназначался небольшому кастому Pontiac Fiero, и для M4S конструкцию переделали, увеличив базу.
Каркас Хаффейкера предназначался небольшому кастому Pontiac Fiero, и для M4S конструкцию переделали, увеличив базу.Источник: Chrysler

К делу привлекли сторонних исполнителей. За основу взяли трубчатый каркас из мастерской Huffaker Engineering, о котором Акерман очень кстати прочел в журнале. Фирма SVI оснастила крайслеровский мотор 2.2 поршнями и головкой от Ford Cosworth, а также двумя турбинами Garrett, затем собрала все «железо» на подвеске с регулировкой высоты.

Обратите внимание: на корме стойка антикрыла. Первые тесты проводили с ним, а затем убрали крыло: выиграли в эстетике, но потеряли в прижимной силе.
Обратите внимание: на корме стойка антикрыла. Первые тесты проводили с ним, а затем убрали крыло: выиграли в эстетике, но потеряли в прижимной силе.Источник: Chrysler

Макет кузова выполнили спецы компании 3D Industries (причем, из экономии вклеили лобовое стекло Ferrari). Компания Special Projects сделала панели, салон и окрасила Dodge материалами PPG. Концепт загнали в аэротрубу Lockheed и получили выдающийся результат обтекаемости — 0,236 Сх.

 Момент, когда хулиганы впервые видят «Дух». По требованию руководства Акерман вписал антикрыло в силуэт «чтобы ничего не торчало».
Момент, когда хулиганы впервые видят «Дух». По требованию руководства Акерман вписал антикрыло в силуэт «чтобы ничего не торчало».Источник: Кадр из фильма, New Century Productions

Главной проблемой стал выбор трансмиссии. Мотор поместили не вдоль, как хотел Акерман, а поперек, как на серийных «Доджах 2.2». Схема не давала возможности применить намеченные Робертом коробки — английскую Hewland или немецкую ZF. Приемлемую нашли в ассортименте Weissman Transmissions, но тестов она не выдерживала.

Спецэффекты позволили оснастить «Дух» неким адским двигателем, извергающим молнии.
Спецэффекты позволили оснастить «Дух» неким адским двигателем, извергающим молнии.Источник: Кадр из фильма, New Century Productions
А вот настоящий моторный отсек.
А вот настоящий моторный отсек.Источник: Jay Leno’s Garage

Тогда конструкторы обратились за помощью к давнему знакомому, Джо Либерти, хозяину магазина Liberty Gears и гуру по доводке всяческих КП. Джо распотрошил агрегат и долго его модифицировал. Наконец, получился желаемый усиленный хэндмейд. (Да, вот именно благодаря талантливым мастерам и ручной работе состоялись многие знаковые автомобили прошлого).

 Интерьер в кино не раскрывают. Оказывается, спартанский, здесь кресла Recaro и приборы Stewart-Warner.
Интерьер в кино не раскрывают. Оказывается, спартанский, здесь кресла Recaro и приборы Stewart-Warner.Источник: Jay Leno’s Garage

Готовый Dodge M4S мощностью более 440 л.с. выдал максимальные 313,5 км/ч с разгоном 0−100 км/ч за 4,1 секунды. Результат полностью устроил заказчиков, и пэйскар отправили участвовать в гонках.

Разумеется, машина попала и в гоночные видеоигры. Например, в GTA 5.
Разумеется, машина попала и в гоночные видеоигры. Например, в GTA 5.Источник: GTA 5

Вернемся в кинотеатр. Идею с фильмом Акерман не одобрял — боялся, что дешевая фантастика навредит имиджу M4S. А маркетолог «Крайслера» и вовсе ушел в середине премьерного сеанса, расстроившись. Однако благодаря звездной роли супер-Dodge приобрел мировую известность и закрепился в летописях.

Кто на новенького? Chevrolet Corvette (1970), Dodge Daytona Turbo Z (1986), Pontiac Firebird (1977) и Plymouth Barracuda (1966).
Кто на новенького? Chevrolet Corvette (1970), Dodge Daytona Turbo Z (1986), Pontiac Firebird (1977) и Plymouth Barracuda (1966).Источник: Кадр из фильма, New Century Productions

А сейчас, внимание, раскрою шокирующий секрет. В фильме НЕТ реального пейскара. Точнее, он мелькает считанные мгновения, которые не распознал и сам Акерман. Магия кинематографа! Взамен оригинала ценой в 1,5 миллиона долларов съемочная группа гоняла простые багги с фейковыми кузовами, а разбивала муляжи-пустышки. Короче, наблюдаем всего-навсего «Дух Доджа».

Что никак не умаляет градус экшена. Будем пересматривать?

Кадр из фильма, New Century Productions
Источник: Кадр из фильма, New Century Productions