Когда Mini Cooper обрел себе нового баварского покровителя в далеком 2001-м, мода на авторетро буквально бушевала. Это была довольно продолжительная (навскидку — шесть лет) и яркая эпоха, полная противоречивых, но интересных дизайнерских решений — от VW New Beetle до Chrysler PT Cruiser, от Ford Thunderbird одиннадцатого поколения до Chevrolet SSR. В этой битве Маклаудов в итоге остался только один — Mini.
Только ему удалось остаться на плаву, крепко держась за спасательный круг ностальгии. Мало того, он сделал почти невозможное, войдя в эту воду дважды: паразитируя на культовом облике Austin Mini, современный ремейк сам стал предметом культа под названием Mini People. Что-то такое нащупали баварцы, что сделало не самый практичный, не самый универсальный, не самый надежный и не самый маскулинный автомобиль бестселлером.
Прошла почти четверть века, и он все так же продается и все так же популярен. Мало того, его протестная инаковость и показное позерство не приелись — вовсе нет. Cooper S 2025 модельного ряда продолжает, хоть и по чуть-чуть, добавлять еще немного «безуминки» сверху. Вопрос в том, хорошо ли это?
На первый взгляд, изменения минимальны. Тот же приземистый силуэт, с которого по последней автомобильной моде поснимали все лишнее, сгладив все, что только можно было сгладить. Фары получили светодиодные «веки», но в их рисунке никак не получается развидеть разинутый в мунковском крике рот.
Но главное отличие вы видите, когда едете по трассе следом за ним. Задние фонари стали скорее треугольными, и хотя в них вписали половинку уже традиционного «юнион джека», это изменение вызывает чувство, схожее с эффектом «зловещей долины»: вроде он, но какой-то ненастоящий, что ли.
Второе — обидное. У самой мощной версии «Купера» зачем-то открутили и отправили на свалку истории двойные «банки» выхлопной системы, явив миру ровненький электромобильный бампер. Хорошо хоть, что не наделали фальшивых патрубков, и на том спасибо. Но без хромированного подхвостья злой Mini стал каким-то не то игрушечным, не то травоядным.
В интерьере перемен куда больше. Впрочем, салон почти идентичен другим обновленным моделям Mini. Тот же руль с третьей тканевой псевдоспицей, те же скругления повсюду, несколько нарочито крупных тумблеров и бутафорский ключ, вернее — поворотный механизм, заменяющий собой кнопку запуска двигателя. И это, на самом деле, все такое в духе Mini, что вопросов не вызывает.
Отдельная песня — огромный блин мультимедийной системы. Он по-прежнему идеально круглый, и это не вписанный в корпус прямоугольный экран. Это именно цельный монитор в форме круга. И он тем более хорош, что вся эстетика, эргономика, его наполнение и дизайн элементов отлично зарифмованы и увязаны с нестандартной формой экрана.
Вот только чтобы пользоваться им, нужны привычка и чтение мануала. Монитор и сам по себе экзотичен, так еще и его функционал нагружен под завязку (механических-то тумблеров и клавиш раз-два и обчелся). И не всегда понятно, какое изображение — интерактивная иконка, на которую можно нажать, а какое — просто символ, на который хоть обтыкайся — эффекта не будет. Тут уж зависит от человека: кому нравится возиться с модными гаджетами — будет в восторге; кому цифровизация машины плюс нетривиальный дизайн покажутся слишком экстравагантными — будет страдать. Зато есть старые добрые кнопки на руле.
Однако за всей этой дизайнерской возней не стоит забывать главное — это автомобиль, и знаменит он не только своими «фишечками», но и вполне определенным ездовым характером. Что же, тут все по-прежнему.
Эксперты-зануды с секундомером и акселерометром, вероятно, найдут семь отличий, но Cooper S остался верен себе. Это тот же самый развеселый карт, на который надели кузов и выпустили на дорогу. Он бодр, азартен и провоцирует похулиганить. 201-сильный четырехцилиндровый двигатель от BMW звучит басовито и озорно, ему вторит нарочитый подсвист турбины — чуть громче, чем следовало, но так и задумано.
Автомобиль именно что шустрый, а не быстрый: его скорость и динамика хороши, но не яростны. Максимальная скорость в 242 км/ч и меньше семи секунд «до сотни» — не бог весть какой результат в эпоху лютых электрокаров, но ему и не надо больше. Он не соревноваться на дорогу выехал, а погонять. И по-прежнему дарит улыбку от ощущения того, как он едет и как рулится.
И, черт возьми, он по-прежнему молодежный. Может, самую малость чересчур. Те, кто мечтал о Mini в юности и сейчас может себе его позволить, рискуют почувствовать себя примерно как если бы их пригласили на студенческую вечеринку. Вроде все озорно и весело, но вы на этом праздничке жизни уже не свой. Упс. Почувствуйте свой возраст и удалитесь. Вас ждет что-то более приличествующее вашему поколению. «Гольф» там или Toyota Prius.
Mini Cooper S — заложник своего имиджа. Фишка в том, что к его айдентике все уже давно привыкли. Чтобы продолжать быть нескучным, он вынужден повышать ставки в игре на экстравагантность. Однако надо учесть, что лояльная бренду аудитория оказалась парадоксально консервативной. Они любят Mini таким, какой он есть. И отклонения от канона, будь то трапециевидные фары у Clubman или треугольные фонари у Cooper, порождают инфантилизированное возмущение в духе «раньше было лучше».
Смогли ли здесь баварцы удержать баланс и со временем все привыкнут к фейслифтингу? Вероятно. Суть автомобиля не поменялась. Он по-прежнему азартный в управлении, экстравагантный и безошибочно самобытный. Станет ли обновленный вид машины причиной взрывного роста продаж? Вряд ли.
Не растерял бы тех, кто уже владел Mini и решил обновить гардеробчик… и вдруг с сожалением осознал течение времени.