Летом — жарко, зимой — холодно: как работает термостат

Важно знать: как работает ключевой элемент системы охлаждения двигателя
Александр Потапов
Автор Авто Mail
Человек пытается решить проблему с двигателем автомобиля на дороге
Источник: Freepik

Система охлаждения ДВС — один из ключевых «игроков» подкапотного пространства, но ее частенько забывают, оставляя на откуп времени и заложенной с завода надежности. Так двигатель получает перегрев, повышенный расход топлива, а пассажиры — дискомфорт в салоне. Увы, такой подход закончится еще и дорогим ремонтом, но осознание приходит слишком поздно — в момент поломки. Как определить неисправность заранее, вовремя взяться за восстановление и обойтись малой ценой? Подробности — на Авто Mail.

Любой двигатель внутреннего сгорания в процессе жизнедеятельности нагревается — рабочая температура обычно превышает 90 градусов. Руку не поднесешь! Как показала история, привет, Запорожец, одного лишь воздушного охлаждения мало — встав в пробку, можно перегреть мотор, да и высокофорсированные современные движки требуют куда лучшего охлаждения, чем потоки свежего кислорода. Так появились радиатор, вентилятор, целый ворох патрубков, помпа, вращаемая ремнем от двигателя и разгоняющая антифриз по всем заповедным местам, расширительный бачок, а так же еще один весьма и весьма интересный узел: термостат.

Термостат двигателя
Термостат двигателяИсточник: legion-media.ru

Фокус в том, что система охлаждения двигателя должна работать таким образом, чтобы с одной стороны дать мотору прогреться до рабочей температуры, а потом — не дать перегреться. Именно для реализации этой неоднозначной задачи и приспособили перепускной клапан, который реагирует на температуру охлаждающей жидкости и самостоятельно способен определить по какому контуру пускать антифриз: по большому или по малому. В тот момент, когда температура ОЖ достигает заранее определенной отметки, клапан открывается, и охлаждение начинает циркулировать по большому кругу, охлаждая мотор. Вишенка на торте: еще совсем недавно, в начале двухтысячных, этот узел во всех автомобилях был механическим. А проверяли его очень простым и забавным методом: клали в кастрюлю и начинали кипятить на конфорке. Как вода закипит — точно должен открыться. Если этого не происходило — термостат признавался неисправным и подлежал немедленной замене.

Что будет, если термостат неисправен

Время властно над всеми, в том числе — и над термостатом. От использования воды вместо охлаждающей жидкости, редкой замены антифриза, забитого радиатора, не герметичной системы и многих других причин, первая из которых — количество циклов работы, узел начинает барахлить и однажды просто застынет в одном из своих положений. Либо открытом, либо закрытом. Что происходит в таком случае?

Решетка радиатора
Источник: legion-media.ru

Если термостат закрылся и открываться более не желает, то система охлаждения будет постоянно работать в режиме прогрева. Проще говоря — радиатор не задействован, мотор недополучает охлаждения и постоянно трудится в перегреве. Ничем хорошим, естественно, такое не закончится — однажды его алюминиевую головку блока цилиндров просто поведет, но сначала раскаленная охлаждающая жидкость разорвет тоже уже далеко не новые резиновые патрубки контура, выдав мощный столб пара над капотом.

Если термостат остался открытым навсегда, то двигатель будет прогреваться очень и очень долго. Во-первых, использовать на полную мощность еще не прогретый мотор не стоит — ДВС для корректной работы «на полностью открытом дросселе» должен прогреться. Во-вторых, долгий режим прогрева — это повышенный расход топлива. Кратно повышенный, до необузданных объемов. Ну и, наконец, в-третьих, излишне долгий прогрев приводит к повышенному отложению различных видов смол и нагаров на внутренних стенках двигателя. Иными словами, потом еще и промывать придется.

Симптомы неисправности термостата

Заметить, что термостат неисправен, проще всего по специальному прибору, который есть на приборной панели практически у любого автомобиля — шкале температуры двигателя. Нормальное, читай, рабочее положение стрелки описано тысячу раз, можно и в интернете посмотреть, а вот ненормальное — то есть отличное — автоматически должно привести к некоторым размышлениям, которые однажды сведутся к проверке термостата. Да-да, способ с кастрюлей зачастую работает и сегодня.

Датчик температуры и уровня бензина
Источник: Freepik

Во-вторых, любой водитель примерно знает средний расход своего автомобиля: еженедельный маршрут чаще всего неизменен, а вот если на нем начали появляться лишние заезды на АЗС — пора искать причину. Открытый «на вечное пользование» термостат — это долгий прогрев, читай, повышенный расход топлива, который очень заметен невооруженным взглядом. Обычно автомобиль проезжает на полном баке, скажем, 500 — 550 км, после чего ему требуется на заправку. Привычное дело, ничего сверхъестественного. И тут внезапно лампочка загорается на пробеге, скажем, 400 км. Куда пропали еще 150 гарантированных километров? Ушли на прогрев — самое время задуматься об исправности системы охлаждения и проверить, в том числе, и термостат. Именно он запросто может стать причиной повышенного расхода топлива.

Третий важный пункт выявляется по осени, когда путь на работу уже подходит к концу, а из печки все еще дует холодный воздух. Крути-не крути, а «излишнее кондиционирование» вынуждает ехать в шапке, хотя для себя и близких хочется комфорта и тепла. Не только душевного, но и вполне физического, которое и почувствовать кожей можно. С высокой долей вероятности беда скрывается в системе охлаждения, забитой грязью и осадком, которая, к гадалке не ходи, привела и к выходу из строя термостата. Чудес не бывает: любая железка, какой бы надежной и выносливой она не была, любит ласку и смазку.

Автомобильная печка
Источник: Freepik

Система охлаждения автомобиля — замкнутый контур, но она связана со множеством элементов, из которых машина, собственно говоря, и состоит. Ее, системы, исправность гарантирует долгий срок службы и комфорт эксплуатации, а любая поломка, даже минимальная и, на первый взгляд, не существенная всегда приводит на СТО. Об этом стоит помнить и не отмахиваться от знаков, подаваемых водителю. Иногда — даже с помощью специальных приборов на панели.