Хруст при торможении: причины и способы решения

Хруст, скрип, стук и прочие посторонние звуки при торможении — сигнал, что в автомобиле что-то не так, и поломка, возможно, серьезная. Возможные причины хруста и скрипа при торможении автомобиля и как эффективно устранить проблему: рассказываем в проекте Авто Mail
Анна Горностаева
Автор Авто Mail
Как устроена подвеска
Причины хруста
Что делать, если появился хруст
Профилактика поломок
Советы и рекомендации
Что нужно запомнить
Как устроена подвеска
Причины хруста
Что делать, если появился хруст
Профилактика поломок
Советы и рекомендации
Что нужно запомнить
Еще
Иллюстрация автомобиля из колеса которого раздается звук хруста
Источник: Авто Mail

Тормозная система автомобиля — гарантия вашей безопасности. От ее эффективной работы зависит ваша жизнь, жизни пассажиров и других участников дорожного движения. Поэтому любые посторонние звуки при торможении — повод обратить внимание на состояние автомобиля. Давайте разберемся, что может стать причиной хруста или скрипа при нажатии на тормоз, и что нужно в этом случае предпринять. Вместе со мной этот материал готовил автомобильный эксперт Сергей.

Как устроена подвеска легкового автомобиля

Наиболее серьезная и потенциально опасная причина хруста при торможении — неисправности в системе подвески. Поэтому начнем с того, что такое подвеска, зачем она нужна и как устроена.

Подвеска — это система балок и амортизаторов, связывающая раму и кузов с колесами. Ее главная задача — обеспечить управляемость автомобиля и комфорт пассажиров.

"Рентген" подвески автомобиля Audi Q8
Источник: Audi

Существует два основных типа подвесок: зависимая и независимая. В зависимой подвеске пары колес (передние и задние) жестко соединены между собой. Если, к примеру, правое колесо изменит положение (наедет на камень или попадет в яму), левое также накренится. В автомобилях с зависимой подвеской страдает комфорт и управляемость, зато она дешевле и проще в ремонте. Чаще всего такой тип подвески встречается в старых внедорожниках или на задней оси бюджетных седанов.

Инфографика отличия зависимой и независимой подвески автомобиля
Источник: Авто Mail

В независимой подвеске положение правого и левого колеса не зависят друг от друга. Это достигается с помощью системы пружин и рычагов. Самая простая и распространенная — однорычажная подвеска системы MacPherson. Ее можно встретить на передней оси большинства современных легковых автомобилей. Производители и автовладельцы любят ее за относительную простоту и дешевизну при достаточном уровне комфорта.

Задняя многорычажная независимая подвеска автомобиля Mercedes-Benz 500 SEL
Источник: Mercedes-Benz

Двух- и многорычажные подвески встречаются в автомобилях более высокого класса, например в BMW и «Мерседесах». Чем больше рычагов в подвеске, тем выше комфорт водителя и пассажиров и точнее управляемость. С другой стороны поломка многорычажной подвески обходится владельцу авто в круглую сумму.

Причины хруста при торможении

Допустим, при торможении вдруг появился неприятный хруст. Куда смотреть в первую очередь?

1. Тормозные колодки

Изношенные тормозные колодки в руках механика автосервиса
Источник: legion-media.ru

Самая очевидная и распространенная причина посторонних звуков при торможении — изношенные тормозные колодки. По своему устройству тормозная колодка — это металлическая пластина с фрикционной накладкой. Когда накладка стачивается, металл колодки входит в контакт с диском или барабаном, и появляется противный скрип при торможении. В данном случае скрип и хруст предусмотрены производителем специально, чтобы подать автомобилисту сигнал: пора заменить колодку.

Если причина хруста в износе колодок, тормоза скрипят не только при торможении, но и в процессе движения
Сергей
Автомобильный эксперт

2. Амортизаторы и подвеска

Мужчина изучает амортизатор автомобиля
Источник: legion-media.ru

Причиной хруста при торможении могут стать изношенные амортизаторы или неполадки с подвеской. Выявить неисправность в подвеске своими силами, без специального оборудования, практически невозможно. Поэтому при подозрении на проблемы с подвеской сразу отправляйтесь в автосервис.

В случае неисправности подвески хруст обычно появляется при торможении на маленькой скорости. В целом при проблемах в этой части автомобиля вы можете почувствовать, что машина стала менее управляемой, ее уводит в сторону, иногда появляется биение руля
Сергей
Автомобильный эксперт

.

3. Ступичный подшипник

Старый ржавый ступичный подшипник без одного шарика
Источник: legion-media.ru

Это в принципе долговечный элемент автомобиля, его ресурс рассчитан на 100 000 — 150 000 км пробега. Однако при эксплуатации в тяжелых условиях или при попадании пыли и посторонних частиц срок жизни ступичного подшипника сокращается. Хруст при торможении — один из признаков износа этой детали.

При неисправном ступичном подшипнике хруст, как правило, случается при торможении с одновременным поворотом колеса. Другие косвенные признаки — вибрация на руле, машину «уводит» в сторону поврежденного подшипника, тормозной диск с его стороны сильно нагревается
Сергей
Автомобильный эксперт

4. ШРУС

Фотография ШРУСа автомобиля на белом фоне
Источник: legion-media

Это один из наиболее надежных и долговечных узлов: ломаться там просто нечему. Самая частая причина неисправности ШРУСа — попадание пыли внутрь из-за некачественного пыльника. Оказавшись внутри узла, посторонние частицы перемалываются между шариками: возникает характерный хруст.

Хруст, свистки, щелчки: неисправный ШРУС подает самые разные звуковые сигналы. Они особенно хорошо слышны при малой скорости. Если при разгоне хруст исчезает, это верный признак проблем со ШРУСом. Эксплуатация автомобиля с неисправным ШРУСом может привести к тому, что колеса заклинит при резком повороте, так что не затягивайте с визитом на СТО
Сергей
Автомобильный эксперт

Что делать, если появился хруст при торможении

С тормозной системой лучше не шутить: с первым появлением хруста при торможении нужно сразу же принять меры.

1. Осмотрите колодки

Если на вашем автомобиле установлены колесные диски с большими зазорами, состояние колодок можно оценить самостоятельно. Некоторые колодки оборудованы датчиками износа: они показывают, когда фрикционная колодка полностью стерлась.

2. Обратитесь в автосервис

Какой бы ни была причина хруста при торможении, ее решение лучше доверить профессионалам. Хорошо, если дело обойдется банальной заменой колодок, но не исключено, что потребуется более серьезная диагностика и ремонт.

Механик в автосервисе осматривает колесо автомобиля на подъемнике
Источник: Unsplash

Профилактика поломок в тормозной системе автомобиля

Лучший способ борьбы с неисправностями — это профилактика. Вот несколько полезных советов, которые могут вам пригодиться.

  • Водите осторожно. Агрессивная манера вождения, особенно резкое торможение, не только создает опасность на дороге, но и увеличивает износ узлов. Аккуратное, бережное вождение продлит жизнь вашего автомобиля.
  • Не пренебрегайте регламентными работами. Регулярное ТО, замена масла, фильтров и других комплектующих позволят избежать серьезных поломок и больших расходов.
  • Регулярно проверяйте уровень тормозной жидкости в системе и доливайте при необходимости. Эту операцию легко выполнить самостоятельно, справится даже неопытный водитель.
  • Прислушивайтесь к своему автомобилю. Стуки, хрусты, скрипы — это сигналы, которые вам подает машина.
Рабочий осматривает тормозную систему автомобиля в автосервисе
Источник: Freepik

Советы и рекомендации эксперта

Наш автомобильный эксперт подготовил список собственных рекомендаций: что делать в случае хруста при торможении.

Не затягивайте с решением проблемы: не надо думать, что посторонние звуки как-нибудь исчезнут сами по себе. Единственное исключение из этого правила: ситуация, когда хруст появился сразу после замены колодок. Иногда им нужно какое-то время, чтобы притереться. Но если через пару дней вождения хруст никуда не делся, обращайтесь в автосервис: возможно, колодки установлены неправильно, и хруст — это звук разрушаемых дисков.

Устройство тормозной системы автомобиля. Инфографика
Источник: Авто Mail / Mercedes-Benz

В тормозной системе работа всех узлов связана, и неполадка в одном из них увеличивает нагрузку на остальные. Поэтому решать проблему надо быстро, пока она не привела к серьезным повреждениям.

Не увлекайтесь самодиагностикой. На форумах в Интернете можно найти описание абсолютно любой проблемы с автомобилем. Однако многие ремонтные работы требуют серьезного опыта и навыков. Особенно это касается современных авто, напичканных электроникой. В моей практике мне не раз приходилось ликвидировать последствия неумелого вмешательства: владельцу автомобиля это обходилось гораздо дороже, чем нормальный квалифицированный ремонт.

Что нужно запомнить на случай появления хруста спереди или сзади автомобиля

Итак, что же самое важное нужно знать автомобилисту, который услышал хруст при торможении?

  • Главная причина хруста — изношенные тормозные колодки, но не исключены и проблемы с подвеской;
  • С обращением на автосервис лучше поторопиться: игнор не заставит проблему исчезнуть, скорее, со временем будет только хуже;
  • Предотвращать поломки проще и дешевле, чем их ликвидировать. Регулярно проходите техническое обслуживание, меняйте комплектующие, проверяйте уровень жидкостей;
  • Лучший способ продлить жизнь автомобиля — грамотное и аккуратное вождение.