Редкие комментарии различных технических специалистов о том, что вообще-то машину не стоит греть перед началом движения даже зимой, всегда воспринимались «в штыки»: мол, как же это так? Не прогретый мотор — не рабочие зазоры, повышенный износ, скажут инженеры, и будут абсолютно правы. Не прогретый мотор — дискомфорт и громкий, неприятный звук на ходу, скажут пользователи. И тоже не соврут. Так как же быть? И, самое главное, почему даже советские специалисты не рекомендовали прогревать мотор до рабочей температуры до поездки?
Культура вождения, эксплуатации и содержания автомобиля столь же важны, как и заложенные в него на заводе характеристики. Проще говоря, срок службы и цена содержания машины в равных долях зависят и от завода-изготовителя, и от владельца. Понимали это еще на заре автомобилизации Советского Союза, когда опыта, в товарном количестве, массового, не было, поскольку взяться было неоткуда: частные владельцы машин только начинали появляться, а те, кто работал с техникой, понимал основные принципы ее устройства, зачастую не могли себе позволить личную машину. Поэтому в первые же годы массового выпуска легковых автомобилей на полках магазинов начала появляться специализированная литература, где подробно описывались все необходимые операции по ремонту и обслуживанию машины. Собственно говоря, именно отсюда растут ноги и гаражного ремонта, и многочисленных и очень популярных изданий в стилистике «сделай сам».
Советские книжки писали не просто специалисты, а целые редакции инженеров, зачастую под руководством главных конструкторов автозаводов. Материал подавали четко, сухо, но «контент» был проверенный и выверенный, не ошибешься.
Каждая операция описана достаточно подробно и просто — так, чтобы обладатель нужного набора инструментов мог ее выполнить самостоятельно. Лайфхак «езжайте на СТО» тогда просто еще не существовал. Не было должного количества СТО. Так что найденным в такой литературе рекомендациям можно было не только следовать, но и полностью доверять: люди знали, о чем говорили, а слова свои подписывали именем и фамилией, а не случайным набором букв и цифр, как некоторые «особливо грамотные» участники интернет сообществ. В одной из таких книг и нашлось весьма и весьма любопытное заявление, разрушающий до пыли многолетний гаражный миф: перед началом движения двигатель греть не нужно.
Итак, берем в руки «Автомобиль М-21 “Волга” конструкция и техническое обслуживание» авторства В.И Борисова, А.И. Гора, А.М. Невзорова, Д.А. Рыбинского, В.С. Соловьева и Г.В. Эварта под редакцией главного конструктора Горьковского автомобильного завода А. Д. Просвирина, выпущенную в 1962 году Государственным Научно-Техническим издательством машиностроительной литературы. Мощь! Серьезные люди писали серьезные книги — можно верить каждому слову.
Открываем страницу 53: «Для увеличения срока службы двигателя необходимо, чтобы прогрев двигателя происходил возможно быстрее. Для этого пуск холодного двигателя следует производить при закрытых жалюзи (советский водитель не знал еще легендарной зимней картонки, поэтому советский же инженер эту незадачу заранее на заводе и устранил), и сразу же после пуска рекомендуется начать движение на малых, внимание, оборотах. Двигатель во время движения автомобиля, работая с небольшой нагрузкой, прогревается за меньшее число ходов поршня, чем это было бы при работе двигателя вхолостую». Лексика, орфография и пунктуация — авторские.
Выходит, что раннюю советскую машину, лишенную по умолчанию всего калейдоскопа последующих разработок в области физики, химии, металлургии и далее по списку, греть было не надо. Шах и мат, уважаемые. Современный же автомобиль, технологичный и куда более совершенный с технической точки зрения, чем «двадцать первая», глобально ничем в плане эксплуатации не отличается: материалы изменились, а вот ключевые принципы работы ДВС — нет. Проще говоря, прогрева на холостых оборотах даже на морозе, не требует: для успокоения собственного и вредного резкого отказа от привычек, можно дать двигателю помолотить, пока щеткой стряхивают снег, а дальше смело ехать по своим делам.
Но, стоит помнить и о другом наказе советских инженеров: первые километры должны быть пройдены на «малом ходу», давая возможность мотору прогреваться на низких оборотах. Как правило, выехать из утреннего двора — достаточно, чтобы позволить ДВС набрать рабочую температуру.
Вместо послесловия, стоит пожелать всем современным автомобилистам, далеким, как правило, от профильной литературы и строящим свое мировоззрение на основании советов и мнений, чаще прибегать к первоисточникам. История с прогревом — достойный тому пример: на холостых нагаром забивается и дроссель, и коллектор, тратится уже драгоценное топливо, а толку, того самого сбережения ресурса двигателя, нет.